К вопросу о современном состоянии американо-турецких отношений и их перспектив

Март и апрель 2009 года был отмечен целым рядом встреч и мероприятий, в т.ч. на высшем уровне, проведенных Соединенными Штатами Америки и Турцией. В их числе: визиты госсекретаря Хиллари Клинтон и президента США Барака Обамы в Турцию 7 марта и в период с 6 по 7 апреля соответственно,  а также посещение США делегацией Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей в период 14-15 апреля с.г. Оживление турецко-американских контактов, незамедлительно последовавшее за приходом к власти 44-го президента США, побуждает к тому, чтобы рассмотреть некоторые аспекты упомянутых контактов и текущего состояния отношений между двумя странами. Очевидно, что инициативы Белого Дома, в первую очередь, носят политический характер и Турция призвана послужить проводником американских интересов в регионе. В то же самое время, Анкара пытается перевести выгоду от сотрудничества с США не только в рост своего политического влияния в регионе, но и, в конечном счете, в экономическую плоскость.

Перед приездом президента США Барака Обамы в Турцию турецкие обозреватели задавались вопросами относительно разницы между новой и предыдущей американской администрацией, делились мнениями относительно причин такого, прямо скажем оперативного, после инаугурации 20 января, визита и высказывали свои надежды и ожидания. Большинство аналитиков сходилось в том мнении, что США намерены проводить более гибкую внешнюю политику и нуждаются в улучшении отношений, последние годы складывавшихся не всегда безоблачно, с Турцией, как с традиционным и наиболее перспективным проводником своих интересов в регионе.

Действительно, послание президента США туркам практически не имело экономического измерения[1] и, в целом, сюрпризом не стало. Среди его ключевых моментов можно выделить: предложение о создании энергетического коридора Турция – Армения – Азербайджан (исключенного из сферы российского влияния), просьба о предоставлении прохода через турецкую территорию американским войскам, выводимым из Ирака, возможности по сотрудничеству США и Турции на территории северного Ирака, предполагающие нормализацию турецко-курдских отношений, желательность отправки турецкого воинского контингента в Афганистан и проч. Поддержка светского режима, т.е. готовность отказаться от проекта создания в Турции умеренного исламского государства, поддержанного ранее администрацией Джорджа Буша, а также заявление о новой эре американо-турецкого сотрудничества, которое должно перейти в новое качество — стратегического партнерства, стали своего рода благоприятным фоном для озвучивания американских пожеланий.

Тот факт, что частью турецкого общества сигнал американцев принят, становится понятно из тональности прессы в течение последних недель, которую обозреватель влиятельной турецкой газеты “Hürriyet” охарактеризовал как “Обамания”. Наиболее восторженно о новом президенте США и перспектив развития турецко-американских отношений отзывались издания правого крыла, в т.ч. “Zaman” и “Radikal”, со сдержанным скептицизмом — такие светские газеты, как “Hürriyet” и “Cumhuriyet”.

Бизнес сообщество, в лице Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (“TÜSİAD”), отреагировало документом под заголовком “Rebuilding A Partnership: Turkish-American Relations For A New Era. A Turkish Perspective” (“Возрождая партнерство: турецко-американские отношения для новой эры. Турецкий ракурс”), опубликованным на веб-сайте Ассоциации. Документ был представлен в Вашингтонском Brookings Institute в ходе официального визита делегации “TÜSİAD” в США в период 14 и 15 апреля.

Показателен акцент, сделанный в документе именно на политическое, а отнюдь не на экономическое сотрудничество между двумя странами. Так из шести глав документа пять озаглавлены: “Вступление Турции в ЕС и западность Турции”, “Двигаясь вперед в направлении безопасности”, “Непрерывность и изменения в ближневосточной политике: роль идеологии, целесообразности и большого замысла”, “Евроазийское измерение: комплексная динамика энергии и безопасности” и лишь последняя с характерным и небесспорным названием “Заброшенная сфера: экономические связи” посвящена экономике как таковой. В завершающей части каждой главы содержатся соответствующие рекомендации высшим должностным лицам США и Турции.

Намеренно выводя политический срез турецко-американских отношений за рамки настоящей статьи[2], хотелось бы более подробно остановиться на экономике. Причина такого подхода проста: за последнее десятилетия экономические связи Турции с соседними государствами, в первую очередь с внешнеторговым партнером номер один – Россией, многократно расширились и окрепли и можно ожидать, что именно экономическая целесообразность, а не слепое следование интересам США в регионе, будет превалировать в турецкой внешней политике.

Итак, затрагивая торгово-экономические связи между Турцией и США, прежде всего, следует заметить, что, несмотря на солидную договорно-правовую базу и на наличие большого количества двухсторонних комиссий и платформ, до настоящего времени турецко-американские отношения имели достаточно сильный уклон в область военно-технического сотрудничества и безопасности.

С учетом того, что США – крупнейший инвестор за пределами своих границ (2,8 триллиона долл. в 2007 году, см. рис.1), а доля Турции составляет «всего» 10 млрд. долл. по состоянию на 2008 год, неудовлетворенность турецкой стороны и желание привлечь больше инвестиций понятны. Однако, следует учесть, что половина инвестиций сделана в течение последних нескольких лет: их объем вырос приблизительно в 5 раз с 2003 года (см. рис.2).

С другой стороны турецкие инвестиции в США скромны и составляют менее 2 млрд долл., но, можно заметить, что до последнего времени Турция не являлась страной, вовлеченной в экспорт капитала.

Рис.1. Объем накопленных прямых инвестиций США за рубежом
(по данным U.S. Bureau of Economic Analysis)

Рис.2. Объем накопленных прямых инвестиций США в турецкую экономику
(по данным U.S. Bureau of Economic Analysis)

В последние годы американские компании покупают доли в турецких банках, энергетических компаниях, брокерских фирмах, медицинских центрах и т.д. К примеру, среди крупнейших сделок 2007 года: приобретение “Citibank Overseas Investment Corp.” 20% долей “Akbank” (второго по величине частного банка Турции) за 3,1 млрд долл., “General Electric” приобрел доли турецкого холдинга “Gama Energy Company” и озвучил планы по инвестированию в турецкую энергетику 3 млрд долл., “Citigroup Venture Capital International” приобрели 50% долей дома мод “Beymen” и 30% торговой сети “Boyner Büyük Mağazacılık” за суммы 145 млн и 48 млн долл. и проч. Кроме того, США выделили кредит 400 тыс. долл. США Союзу палат и бирж Турции для развития сотрудничества между малым и средним бизнесом двух стран.

По количеству компаний с иностранным капиталом, зарегистрированных в Турции, США (здесь и ниже по данным января 2009 года: 936 фирм, более 600 из них зарегистрировано в Стамбуле) сильно уступают таким странам как Германия (3633), Великобритания (2038) и Голландия (1680), находятся приблизительно на одном уровне с Ираном (1027) и опережают Китай (338) и Южную Корею (144). С учетом того, что общее количество компаний с иностранным капиталом в Турции 21289, американская доля – около 4%, однако необходимо отметить, что одна треть компаний из США начала свою деятельность в Турции после 2003 года.

Товарооборот между двумя странами развивается устойчивыми темпами (в период с 2004 по 2007 гг. в диапазоне 7-10%% в год), а в 2008 году он продемонстрировал серьезный рост по сравнению с годом предыдущим (32%) и составил около 16 млрд долл. (см. табл.1). Видно, что увеличение товарооборота полностью обеспечивается наращиванием Турцией импорта из США.

В общем объеме внешней торговли Турции, 334 млрд долл. (экспорт: 132 млрд, импорт: 202 млрд), доля США составляет 4,7%. Доля США в турецком экспорте – 3,7% (8-е место), в импорте – 5,9% (4-е место после России, Германии и Китая). Сальдо турецкой внешней торговли с США с 2005 года – отрицательное и в 2008 году достигло отметки в 7,685 млрд долл.

Табл.1. Товарооборот между США и Турцией (по данным Türkiye İstatistik Kurumu)

Год

Экспорт, млрд долл.

Импорт, млрд долл.

Товарооборот, млрд долл.

Изменение

2004

4,860

4,745

9,605

2005

4,910

5,375

10,285

7%

2006

5,060

6,260

11,320

10%

2007

4,170

8,166

12,336

9%

2008

4,290

11,975

16,265

32%

Из табл.1 видно, что турецкий экспорт в США, достигнув максимума в 2006 году, в 2007 году упал на 17%, и в 2008 возрос лишь на 3% (не достигнув даже показателя 2004 года). Для сравнения достаточно отметить, что экспорт из Турции в Россию и в Китай с 2004 по 2008 год вырос в приблизительно в 3,5 раза, в Великобританию и в Германию – в 1,5 раза. Разбивка турецкого экспорта в США по группам товаров приведена ниже в таблице 2.

Табл.2. Турецкий экспорт в США (по данным Секретариата внешней торговли Турции), млн долл.

Группа товаров

2006

2007

2008

1 Текстиль и одежда

1332

1151

883

2 Железо и сталь

925

322

785

3 Оборудование

331

395

437

4 Нефтехимия

383

317

422

5 Керамика и обработанный камень

448

437

354

6 Транспортные средства и запчасти

449

296

326

7 Пищевая продукция

230

256

260

8 Ювелирная продукция

298

324

193

9 Продукция из меди

97

107

102

10 Табак

139

172

97

Всего по пп.1-10

4632

3340

3859

Общая величина

5061

4171

4290

Из таблицы №2 видно, что особую роль в турецком экспорте играет продукция легкой промышленности. Однако, при том, что США импортирует значительные объемы готовой одежды (в 2008 году на сумму около 90 млрд долл.), доля Турции в последние годы неуклонно снижается и в прошлом году составила около 1%. В этой связи до визита в Турцию президента США Барака Обамы Турецкая ассоциация производителей одежды (“TGSD”) передала свои предложения по развитию турецкого экспорта премьер-министру Турции Р.Т.Эрдогану. Упомянутые предложения, в частности, включают исключение налоговых пошлин на текстиль и готовую продукцию, принятие двумя странами соглашения о свободной торговле, создание т.н. «квалифицированных промышленных зон» (на востоке и юго-востоке Турции), и включение в них предприятий легкой промышленности. Необходимо напомнить, что с предложением о создании свободных промышленных зон около 10 лет назад выступил президент США Б.Клинтон. Однако, в 2002 году американский конгресс исключил из перечня товаров наиболее важные для Турции, включающие готовую одежду и обувь. Стоит отметить, что на фоне все более широкого проникновения дешевого китайского текстиля на мировые рынки, особые условия для турецких товаров, в частности, на рынке США приобретают для сектора большое значение[3].

Говоря о турецкой экономике нельзя не вспомнить о такой статье доходов как «туризм». В прошлом году Турцию посетило около 500 тыс. туристов из США и Ассоциацией операторов и инвесторов гостиничного бизнеса (“TUROB”) была высказана надежда на то, что визит в Турцию Б.Обамы будет способствовать росту популярности турецких курортов в Америке.

Американский экспорт в Турцию представляется более диверсифицированным, см. таблицу 3. В 2008 году он существенно возрос, достигнув отметки в 11,9 млрд долл.

Табл.3. Импорт продукции из США в Турцию (по данным Секретариата внешней торговли Турции), млн долл.

Группа товаров

2006

2007

2008

1 Продукты из железа и стали

785

1349

2822

2 Оборудование

1114

1346

1553

3 Минеральное топливо и масла

276

338

1432

4 Транспортные средства и запчасти

683

536

965

5 Продукты органической химии и фармацевтика

737

830

962

6 Химикаты и пластики

420

775

709

7 Хлопок

532

819

620

8 Оптические, фотографические, измерительные медицинские и хирургические инструменты и аксессуары

500

548

619

9 Пищевые продукты

230

342

571

10 Целлюлозно-бумажная продукция

210

301

347

Всего по пп.1-10

5487

7184

10600

Общая величина

6261

8166

11971

Прежде чем перейти к выводам, хотелось бы привести слова государственного министра Турции Куршада Тюзмена, который еще в 2006 году отметил: «Географическая удаленность, плотная конкуренция и уникальные особенности рынка США, а также тот факт, что компании, желающие проникнуть на рынок, не определили своей долгосрочной стратегии, привело к развитию отношений на уровне намного ниже желательного уровня. Рынок США – особый рынок, который требует долгосрочной политики в маркетинге и имеет сложные конкурентные условия. Более того, долгое время только текстильные компании и компании, производящие готовую одежду, рассматривали рынок США в качестве целевого. Только недавно такие отрасли промышленности, как керамическая, металлургическая и ювелирная, стали достигать рынка США. Наша цель – увеличить количество таких примеров и определить рынок США в качестве одного из приоритетных. Программа нашей работы в США охватывает период 2006-2008 гг. и сфокусирована на увеличении экспорта, используя стратегию продвижения определенной продукции и в определенные штаты, которая подразумевает специальные организационные мероприятия в шести целевых штатах (Нью-Йорк, Техас, Калифорния, Иллинойс, Джорджия и Флорида)».

Разумеется, упомянутая выше программа является стратегической и не следует ожидать от нее быстрых результатов, тем более в условиях мирового финансового кризиса. В определенной степени рекомендации сторонам, американской и турецкой, сформулированные в докладе “TÜSİAD” (экономический раздел) можно рассматривать как развитие установок К.Тюзмена:

«Рекомендации США: отмечать экономическую роль Турции в интеграции региона в глобальный рынок, поощрять американские компании рассматривать Турцию в качестве «ворот» на региональные рынки, развивать программы, направленные на стимулирование создания совместных предприятий между турецкими и американскими компаниями в Турции и в соседних странах.

Рекомендации Турции: обучать малые и средние турецкие предприятия американской деловой культуре и экономическим возможностям, предлагаемым американским рынком, поощрять турецкие инвестиции в США, создать специальную структуру для увеличения торговли и инвестиций между странами.

Обеим сторонам: придавать большое значение двухсторонним экономическим и торговым отношениям, организовать совместные и постоянные центры содействия торговле и инвестициям в обеих странах, сфокусироваться на каспийских и центральноазиатских энергетических проектах, восстанавливать работы существующих комитетов/платформ и устанавливать для них конкретные цели со сроками исполнения, учредить платформу для руководителей крупнейших предприятий двух стран, развивать программы обучения турецких студентов в США».

Подводя итоги статьи, хотелось бы сделать некоторые выводы и предположения по развитию турецко-американских торгово-экономических отношений:

1.              До последних лет турецко-американская внешняя торговля развивается менее динамично, нежели торговые связи Турции со странами Евросоюза, Китаем и Россией. В качестве одной из причин можно назвать тот факт, что США традиционно рассматривает Турцию, в первую очередь, как рычаг политического влияния в регионе.

2.              Турцией, проводящей гибкую многоплановую внешнюю политику, прилагаются значительные усилия по конвертации турецко-американского политического сотрудничества в экономические дивиденды, в том числе, в странах региона.

3.              Американский рынок, с такими своими особенностями, как значительная географическая удаленность от Турции и высокая конкуренция, весьма затруднителен для доступа турецких компаний и вряд ли в ближайшие годы на этом направлении турецкий экспорт ожидает прорыв. Можно предположить, что отрицательное сальдо турецкой внешней торговли с США в среднесрочной перспективе сохранится.

4.              Взаимные инвестиции между двумя Турцией и США возрастают и эта тенденции, вероятно, сохранится, с поправкой на мировой экономический кризис.

В заключение, применительно к вопросу о том, каким образом потепление между США и Турцией может сказаться на российско-турецких отношениях, хотелось бы еще раз предположить, что именно экономический срез в условиях глобализации мировой экономики превалировать при определении стратегии странами своей внешней политики и выстраивании приоритетов. В этой связи статус России как внешнеторгового партнера №1 Турции, по-видимому, будет способствовать выстраиванию Турцией сбалансированной и гибкой политики по отношению к США и к России, что в итоге положительным образом может сказаться на стабильности в регионе в целом. Разумеется, усилия Российской Федерации в Турции должны быть направлены на сохранение и укрепление своих лидирующих позиций в торгово-экономических отношениях с Турцией.

1.Президента Б.Обаму в ходе его визита в Турцию торговая делегация не сопровождала.

2.Политические вопросы двухстороннего сотрудничества, в т.ч. аспекты энергетической политики Турции и США в регионе (в частности, по доступу к каспийским, среднеазиатским и ближневосточным энергоносителям), безусловно, весьма обширны и заслуживают отдельного рассмотрения.

3.Кроме того, текстильные компании Турции заинтересованы в создании производственных баз за пределами страны. В частности, эти компании уже сделали инвестиции в Тунис, Болгарию, Египет, Узбекистан, Иорданию, Молдавию, Китай, Россию, Пакистан, Судан, Чехию и сектор Газы.

 


[1]

[2]

[3]

52.39MB | MySQL:106 | 0,471sec