Турция и Ирак обсуждают проблему РПК

В Багдаде прошло заседание трехсторонней комиссии (Турция — Ирак — США), созданной для координации действий в борьбе с террористической деятельностью Рабочей партии Курдистана (РПК), лагеря которой находятся в горах северного Ирака. Трехсторонний механизм был сформирован, чтобы оказать содействие Турции в урегулировании проблемы, для решения которой Анкара уже долгое время проводит военные операции силами регулярной армии, вторгаясь на территорию Ирака. На встрече были рассмотрены вопросы ужесточения контроля за пересечением турецко-иракской границы и запрета на политическую деятельность членов РПК в Ираке. В совещании принимали участие министры внутренних дел Турции, Ирака, Курдской региональной автономии, посол США в Ираке и представители американского военного командования.

В заявлении по итогам встречи были изложены следующие результаты проведенного совещания:

— Стороны подтвердили, что считают РПК террористической организацией, угрожающей безопасности и интересам всех стран-членов трехсторонней комиссии.

— Стороны пообещали приложить все усилия для того, чтобы положить конец террористической деятельности РПК и предотвратить создание других подконтрольных ей организаций, таких как запрещенная в Ираке Курдская партия демократического решения.

— Стороны дали положительную оценку инициативе президента Ирака Д.Талабани, потребовавшего от РПК сложить оружие или покинуть территорию Ирака.

— Стороны с удовлетворением отметили эффективность обмена разведданными, который осуществлялся на протяжении последних пяти месяцев в рамках трехстороннего механизма, и взяли на себя обязательство наращивать данный вид сотрудничества.

— Стороны согласились провести следующее совещание на министерском уровне в июле этого года в Турции.

На пресс-конференции по итогам встречи министр внутренних дел Турции Б.Аталай подчеркнул, что Анкара высоко оценивает решимость правительства Ирака и США положить конец присутствию РПК на севере Ирака. В результате совещания подкомитет получил задание по выработке конкретных мер, о которых будет объявлено позже. Турция придает большое значение тому факту, что в работе трехсторонней комиссии принял участие министр внутренних дел Курдского автономного района К.Синджари, и считает, что противодействие террористическим угрозам как исходящим от РПК, так и от любых других противоправных группировок в Ираке является одним из основных направлений турецко-иракского сотрудничества.

Министр национальной безопасности Ирака Эль-Ваили, отвечая на пресс-конференции на вопросы журналистов о военных операциях турецкой армии на севере Ирака, заявил, что действия Турции опираются на двусторонние договоренности. Эль-Ваили сообщил журналистам о намерении закрыть газеты, издаваемые РПК в Ираке, в том числе, в г. Киркук.

Напомним, что предыдущее совещание трехсторонней комиссии состоялось в ноябре 2008 г. в Багдаде. Тогда стороны определили формат взаимодействия, связанного с решением таких проблем как ликвидация баз РПК в северном Ираке, пресечение каналов финансового и тылового обеспечения боевиков.

Предстоящий вывод американских войск из Ирака побуждает Анкару к интенсификации контактов с Багдадом. Руководство Ирака выражает схожие намерения. Жесткое заявление президента Ирака Д.Талабани в отношении РПК свидетельствует о заинтересованности Багдада в улучшении отношений с соседней Турцией. Очевидно, что полноценное сближение Анкары и Багдада без решения проблемы РПК не представляется возможным. Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики открыто заявил, что проблема РПК может привести к кризису в турецко-иракских отношениях.

Однако, несмотря на высокий уровень обсуждения проблемы РПК действия иракских властей не вполне отвечают ожиданиям Турции. Серьезную озабоченность данным обстоятельством выразил президент Турции А.Гюль в марте 2008 г. в ходе официального визита в Ирак, ставшего первым за последние 33 года посещением Ирака лидером Турецкой Республики. Тот факт, что президент Турции прибыл в Ирак с супругой (из соображений безопасности этого уже давно не делал никто из посещавших Ирак высших государственных деятелей) был призван подчеркнуть доверие Турции к иракскому правительству и его способности контролировать обстановку. На переговорах президент Гюль затронул болезненную для Анкары тему и настойчиво призвал руководство Багдада и Курдского автономного района не ограничиваться заявлениями, но предпринимать конкретные шаги, направленные на устранение РПК.

Вслед за этим 8 апреля в интервью американскому телеканалу Аль Хурра, ведущему трансляцию на арабском языке, президент Гюль отвечал на вопросы, касающиеся работы трехстороннего механизма. А.Гюль отметил, что у руководства Турции вызывает огорчение тот факт, что РПК использует территорию Курдского автономного района для подготовки антитурецких действий. Сотрудничество иракской стороны нельзя назвать полностью удовлетворительным, но Анкара твердо уверена в том, что оно будет возрастать. При этом А.Гюль ясно дал понять, что невозможно снять с иракского руководства ответственность за присутствие РПК в северном Ираке. «Мы говорим иракским коллегам: «Если это происходит на вашей территории, положите этому конец, или давайте сделаем это вместе, или позвольте нам сделать это самим», — сказал А.Гюль. — «Мы понимаем, что Ирак столкнулся с серьезными внутренними проблемами, и у правительства не хватало сил навести порядок на севере страны. Но теперь необходимо использовать все возможности».

В то же время президент Ирака Д.Талабани придерживается оптимистичных взглядов на перспективу решения проблемы РПК, рассчитывая на то, что его призыв сложить оружие будет услышан руководством РПК. По мнению Д.Талабани, отказ РПК от дальнейшей вооруженной борьбы с турецким правительством будет означать окончание многолетней войны и начало политического процесса. «Мы живем не в век оружия, а век политики и мира», — провозгласил президент Ирака. — «Если РПК хочет продолжать войну, пусть ведет ее на территории своей страны, а не в Ираке».

Остается неясным вопрос о том, каким образом иракское руководство надеется обеспечить согласие РПК последовать призыву прекратить войну и обладает ли оно для этого достаточными ресурсами. Д.Талабани не пояснил, какое значение он вкладывает в понятие «политический процесс». На встрече с премьер-министром Турции Т.Эрдоганом в марте Д.Талабани предложил вариант урегулирования, предполагающий высылку из Турции активистов РПК и амнистию для тех членов организации, которые не принимали участия в боевых действиях. Однако официальная Анкара не делала никаких заявлений в данном направлении, а готовность турецкого правительства к политическому процессу с участием членов РПК вызывает сомнения.

Стоит упомянуть о том, что в Турции визит А.Гюля в Багдад вызвал широкий общественный резонанс. Причиной этому стала распространенная некоторыми газетами информация о том, что в ходе беседы с турецкими журналистами в самолете по пути в Ирак президент Гюль употребил название «Курдистан» в отношении Курдского автономного района Ирака. Руководствуясь внутриполитическими соображениями Анкара всегда избегала использования данного этнографического названия, предпочитая географический термин «северный Ирак». Поэтому такое высказывание турецкого президента может сигнализировать о кардинальных переменах в подходе Анкары к отношениям с иракскими курдами и к курдской проблеме в целом. Новость вызвала в Турции бурные дискуссии сторонников и противников перемен подобного рода. Интрига данного происшествия связана еще и с тем, что некоторые из сопровождавших президента журналистов уверяют, что А.Гюль произнес упомянутое название, в то время как другие утверждают обратное. Сам президент, отвечая на адресованные ему в этой связи вопросы, заявил, что он всего лишь сказал, что Турции следует называть курдский район Ирака так, как он называется по конституции Ирака.

На май намечено проведение конференции курдских организаций в Эрбиле, на которой различные курдские группы должны повторить призыв президента Ирака к РПК. Участвовать в конференции приглашена также Партия демократического общества, представляющая интересы турецких курдов в Великом национальном собрании Турции. Лидер партии А.Тюрк положительно отозвался о мирной инициативе такого рода.

По сообщению информационного агентства Евфрат, лидер РПК А.Оджалан, отбывающий пожизненное заключение в турецкой тюрьме на острове Ымралы, выразил поддержку идее проведения общекурдской конференции. По словам А.Оджалана, необходимо достижение единства среди курдов, поскольку против них объединились Турция, Иран, Ирак и Сирия.

Вскоре после совещания трехсторонней комиссии в прессе появилась информация о том, что конференция может быть перенесена на июль или август по инициативе Турции, которая примет в ней участие в качестве наблюдателя.

52.26MB | MySQL:103 | 0,470sec