США-Судан. Милые бранятся, только тешатся

Похоже, общее потепление судано-американских отношений имеет помимо нового «либерального» поворота в политике Б.Обамы еще одно, крайне прозаичное объяснение.

Ранее мы уже указывали на то, что во время визита сенатора Дж. Керри в Судан в апреле с.г., он встречался с советником суданского лидера Нафи Али Нафи (куратора национальных спецслужб) и руководителем суданской разведки С.Гошем.

По оценке ряда зарубежных экспертов, американцы, как всегда они это умеют делать, идут «широким фронтом». То есть в ходе консультаций был затронут вопрос о возобновлении в полном объеме сотрудничества в области сотрудничества спецслужб. Судя по оптимизму Дж. Керри и спецпредставителя С.Грешена «их позиция нашла понимание у суданской стороны».

Напомним, что в Хартуме, несмотря на все катаклизмы, функционирует самая мощная в Западной Африке резидентура ЦРУ США и подразделение технической разведки АНБ. Предельно выгодное географическое положение Судана позволяет с позиций указанных подразделений планировать и проводить успешные операции по очень проблемной точке Африканского Рога с их сомалийскими и эритрейскими проблемами. Здесь же, судя по последним нашумевшим событиям, проходят основные логистические цепочки иранских спецслужб, снабжающих оружием ХАМАС. Ну и Джибути, где наряду с крупной французской военной базой мирно уживаются многие беглые исламисты (в том числе из Йемена). С другой стороны, Судан важен для планирования разведопераций в центральной и восточной частях Африки, что доказывает присутствие американского спецназа в южносуданских областях. Но там есть один очень существенный недостаток: отсутствие инфраструктуры и технических возможностей, что требует дополнительных финансовых вливаний. А на дворе – экономический кризис. Поэтому взвешенная позиция американцев, помимо «тревоги» в отношении гуманитарной катастрофы в Дарфуре и перспектив Всеобъемлющего мирного соглашенания, вполне объяснима. Правда, в качестве «запасного аэродрома» у американцев есть еще Эфиопия, но Судан, в силу пока неизвестных причин, им милее. Представляется, что вопрос приоритетов опять упирается в проклятые финансы. В 2007 году США очень крупно вложилось в Судан, а реанимация старых советских баз в Эфиопии требует денег.

Так о чем конкретно идет речь?

Суданцы, конечно при благоприятном положении вещей, а именно взамен на «политически взвешенную позицию Вашингтона» по вопросу голосования в Совбезе ООН, обязуется в полном объеме возобновить (подчеркиваем: возобновить) сотрудничество с американцами в области обмена разведданными по иракскому и афганскому сопротивлению. При этом необходимо учитывать, что уроженцы Судана составляют значительное число среди партизан как в той, так в другой стране. Это подразумевает широкую агентурную сеть суданских спецслужб. Кроме того, территория Судана используется в качестве транзита боевиков в Ирак.

Второе направление взаимодействия – Сомали. Суданская разведка традиционно имеет сильные позиции в Сомали, что актуально для организации работы по последователям «Совета исламских судов» и пиратам. Третье. Отказ суданской разведки от снабжения оружием группировки LRA, которая является основным раздражителем не только для угандийцев, но и для южносуданцев. Четвертое. Обмен информацией по ХАМАСу и исламистам в Ливане и Египте. Это направление, по известным причинам, не афишируется. Более того, президент Судана буквально на днях решительно критиковал Израиль и категорически опроверг слухи о возможности восстановления с ним дипломатических отношений. Антиизраильские настроения, конечно, главенствуют в руководстве Судана, особенно с учетом январского эпизода с разгромом израильскими самолетами каравана с оружием для ХАМАСа на суданской территории. Кстати, суданские официальные лица утверждали, что они с самого начала знали об участии Израиля в этом инциденте, но молчали в ожидании «политически целесообразного момента». Непонятно. Совсем непонятно. Скорее речь идет не об ожидании какого-то момента, а об элементарной договоренности. Возникает вопрос «с кем». Смеем предположить, что с американцами. Но это – только версия.

Кстати, в этом случае визит одного из «непримиримых» лидеров дарфурских повстанцев Абдель Вахида Нура в Израиль в феврале с.г. и его встречи с руководством израильской армии может иметь немного другое объяснение, нежели просто желание дарфурского партизана «посмотреть, как живут его земляки в Израиле». Полагаем, что данный визит вкупе с открытием «представительства А.В.Нура» в Израиле должен был свидетельствовать о том, что «есть средства давления в случае чего» на самого неуступчивого оппонента «катарской инициативе». Особенно, если учесть «тесные дружеские отношения» Нура с израильскими спецслужбами еще со времен его пребывания в Эритрее.

Резюмируем. Ключи решения конфликта в Дарфуре находятся в настоящий момент в Хартуме, Вашингтоне, Дохе, Париже и, похоже, в Тель-Авиве. Похоже, что в случае общего желания, мирное соглашение в этой многострадальной провинции может стать фактом в течение очень короткого отрезка времени. Останутся, конечно «недовольные», но они «погоды не делают». Курс Вашингтона на вовлечение Судана в орбиту своих интересов, похоже, определился окончательно. При этом помимо вопросов безопасности, видимо учитывается еще одно соображение. Отделение Юга в результате референдума 2011 года, судя по всему, уже не внушает прежнего оптимизма. Здесь и чисто экономические соображения, но главное, в Вашингтоне не готовы иметь дело еще с одним типично «проблемным» африканским государством со всеми его трайбалистскими противоречиями. А такие сигналы уже идут полным ходом. Даже С.Киир был вынужден недавно официально признать наличие межплеменных столкновений в южных провинциях Судана.

А раз перспектива отделения Юга теряет свою привлекательность, надо развивать параллельно отношения и с Хартумом. Вернее, возобновлять. При этом американцы и западноевропейцы бойкотируют встречи с самим Омаром аль-Баширом, но дело уже даже не в нем. Он фигура символическая, «западники» свидетельствуют уважение МУС, суданская элита в свою очередь должна «сохранить лицо» перед африканским и арабским миром, и Омар-аль-Башир останется президентом то время, которое необходимо для выполнения этой процедуры. Ведь в феврале 2010 всеобщие выборы, и кто на них победит целиком и полностью зависит от прогресса в судано-американских отношениях. Если прогресс по каким-то причинам затормозится, то останется «изгой» Башир — «символ несгибаемости духа суданского народа». Если удастся договориться – то выберут кого-то другого, а Башир с чувством выполненного долга будет жить на большую и хорошую пенсию. Как Дж.Нимейри, например.

52.21MB | MySQL:103 | 0,507sec