О причинах углубления противоречий между военным руководством Судана и странами Запада

Как считают американские аналитики, предложение суданской хунты о новом переходном правительстве, вероятно, встретит сильное сопротивление со стороны продемократических групп и, если будет принято, ускорит изоляцию Судана от Запада и дальнейший экономический спад. В начале апреля военная хунта Судана и объединенные фракции предложили сделку по формированию нового переходного правительства, которое закрепит военный контроль до выборов 2023 года. По словам суданских политиков, связанных с хунтой, которые говорили с Reuters, это предложение укрепляют статус военных как главной  «институциональной власти» и «надзирателя за переходным периодом», предоставляя чрезвычайные исполнительные полномочия руководству суданской армии и дистанцируя при этом от власти   гражданские группы, с которыми оно ранее делило власть. Согласно тем же анонимным источникам, это предложение пользуется поддержкой нескольких политических партий, связанных с военными, и бывшими повстанцами, которые также подписали мирное соглашение в Джубе 2020 года, а также племенными и религиозными лидерами. Генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, лидер переворота в октябре 2021 года, который положил конец соглашению о разделе власти между военными и коалицией Сил свободы и перемен (FFC), в настоящее время стремится увеличить поддержку этого предложения через альянс с двумя крупнейшими традиционными политическими партиями Юнионистско-демократической  партией (ЮДП) и Партией Умма. 4 апреля аль-Бурхан встретился с руководством ЮДП в Каире после партийной конференции, призванной объединить разрозненные фракции. До сих пор разрозненные фракции обеих сторон делали заявления, указывающие на то, что они в принципе могут поддержать это предложение. Сделка включает в себя некоторые шаги, такие как назначение технократического правительства и парламента, а также назначение судебной и избирательной комиссии. Кроме того, в соглашении говорится, что военная хунта освободит политических заключенных в качестве меры укрепления доверия. По оценкам правозащитных групп, хунта удерживает сотни политических заключенных, включая лидеров FFC.

Несмотря на репрессии со стороны сил безопасности и экономические проблемы на фоне засухи, массовые протесты продолжаются по всей стране. В случае принятия этого предложения за основу оно фактически  отменит конституционный пакт, принятый после «революции 2019 года», который предусматривал, что гражданские лица и суданские  военные разделяют власть в переходный период.  После октябрьского переворота силовое подавление тысяч протестующих, которые выступают против хунты привело к гибели 93 человек и тысячам раненых. Местные журналисты и правозащитные организации часто документируют случаи чрезмерного насилия, сексуального насилия и применения летального оружия против безоружных гражданских лиц. Глобальный рост цен на продовольствие в сочетании с нехваткой топлива, пшеницы, медикаментов и, в некоторых крайних случаях, воды привел к тому, что уровень жизни в Судане резко упал за последние месяцы. Инфляция приближается к 250%, а цены на импортные основные товары, такие как пшеница и топливо, выросли более чем на 30% с января 2020 года, сообщает The National. По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, к концу 2022 года 40% населения Судана столкнется с острой нехваткой продовольствия, если ничего не изменится. В последние недели экстремальная жара, в том числе температура, достигающая 42 градусов по Цельсию, стала дополнительным препятствием для протестующих. Несмотря на эти вызовы, тысячи суданцев продолжают сопротивляться военной хунте, примером чего являются протесты  6 апреля в ознаменование третьей годовщины падения режима  аль-Башира и их продолжающийся отказ подчиниться военному правлению. Стрельба правоохранительных органов по протестующим 21 марта и смерть 17-летнего протестующего Бабикера аль-Рашида вызвали новый всплеск поддержки продемократического движения. Тысячи демонстрантов приняли участие в маршах по всей стране 6 и 11 апреля.

Если военная хунта реализует на практике свое предложение, протесты и репрессии, вероятно, усилятся в краткосрочной перспективе, в то время как консолидированная военная мощь, вероятно, будет означать большую изоляцию Судана от Запада и ускоренный экономический кризис в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Несмотря на заявления продемократических групп о том, что предложение хунты не имеет народной поддержки, реальность такова, что военные обладают почти монополией на политическую власть и могут заключить сделку без конституционно необходимого одобрения со стороны разрозненных политических фракций и граждан. В феврале 16 министр юстиции Судана Насредин Абдулбари пришел к выводу, что двусмысленность в Конституционной хартии августа 2019 года на переходный период подорвала переход к гражданскому правлению и продолжает мешать конституционному праву Судана. Военная хунта может использовать эту правовую двусмысленность для оправдания отсутствия демократических процессов. Если эта сделка будет реализована, в Судане, скорее всего, продолжатся продемократические протесты большей интенсивности и частоты, что приведет к росту насилия и потенциальной эскалации насилия. Потенциальный раскол внутри самих структур безопасности, особенно с участием печально известных Сил быстрой поддержки во главе с генералом Мухаммедом Хамданом Дагало (он же Хемити), предположительно ответственным за масштабные военные преступления в Дарфуре и насилие в отношении протестующих, может усугубить масштабы репрессий. В среднесрочной и долгосрочной перспективе консолидация военной мощи с помощью вновь назначенного переходного правительства, скорее всего, проложит путь к фиктивным выборам, продолжению и еще большему финансовому остракизму со стороны Запада и потенциальному выводу миссии Организации Объединенных Наций. Все это, скорее всего, ускорит экономический коллапс, ухудшат продовольственную безопасность и приведет к увеличению потоков беженцев через границы Судана. Ассоциация суданских профессионалов, которая возглавляла многие протесты против аль-Башира, предупредила 6 апреля, что распущенная Партия национального конгресса снова начала проводить собрания и реорганизовываться. На прошлой неделе ряд исламистских лидеров эпохи аль-Башира, включая бывшего главу Партии народного Конгреса (ПНК) Ибрагима Кандура, были оправданы суданским судом, который сослался на отсутствие доказательств. После этого Кандур выразил свою поддержку перевороту 25 октября, который, по его словам, был не переворотом, а «исправлением». Лидер исламистов добавил, что, хотя аль-Бурхан «совершил ошибку», когда подписал сделку с четырьмя революционными лидерами, ситуация в стране теперь улучшается. Это не единственный случай возвращения во власть «старых кадров».  Исполняющий обязанности министра иностранных дел Судана Али аль-Садик служил послом в ряде разных стран и был представителем своего министерства при аль-Башире. Назначенный всего через месяц после переворота 25 октября, Ахмед Муфаддал, директор Генеральной разведывательной службы, был сторонником аль-Башира и занимал пост губернатора штата Южный Кордофан. Новый исполняющий обязанности министра труда Бурхана Суад аль-Тайиб Хасан был директором бюро труда при аль-Башире, а министр торговли Амаль Салех Саад ранее был заместителем министра. Министр по делам кабинета Осман Хусейн был назначен вице-президентом бывшего суданского лидера. Абдельазиз Фатх аль-Рахман Абдин, назначенный главой судебной власти 25 ноября прошлого года, раньше был заместителем главного судьи при аль-Башире. Хусейн Яхья Джангол, назначенный аль-Бурханом управляющим Центрального банка Судана, был назначен аль-Баширом на ту же должность. Всего в структуру власти возвращены  сотни бывших чиновников правящего режима.

Соединенные Штаты и несколько европейских стран заявили, что наличие  гражданского правительства является ключевым условием для возобновления миллиардов долларов международной экономической помощи, приостановленной после октябрьского переворота 2021 года. Внешние партнеры, такие как ОАЭ и Египет, скорее всего, помогут хунте. Стабильный Судан отвечает интересам стран Персидского залива, в то время как Египет нуждается в  оппозиции Судана запуску Великой эфиопской плотине Возрождения. (Египет также опасается, что нестабильность в Судане может вызвать всплеск притока  суданских иммигрантов, направляющихся на север; усиление местных «Братьев-мусульман»  и конфликт на южной границе Египта). Однако поддержка стран Персидского залива и Египта не компенсирует потери в иностранной помощи из западных источников. Миссия ООН в Судане должна поддерживать демократический переход, но усиление изоляции и враждебности по отношению к Западу может привести к изгнанию ООН. 1 апреля аль-Бурхан пригрозил выслать главу миссии ООН по поддержанию мира за то, что он якобы солгал Совету Безопасности ООН об отсутствии  «прогресса» движения хунты на пути к миру и безопасности.

52.34MB | MySQL:106 | 0,692sec