Обострение алжиро-испанских отношений и интересы России

Кризис в алжиро-испанских отношениях продолжает углубляться, что способствует усилению неопределенности в целом в Евросоюзе. Об этом наглядно свидетельствуют меры алжирского руководства, нацеленные на стремление как можно сильнее наказать официальный Мадрид за неожиданную поддержку, оказанную им конкуренту Алжира – Марокко в западно-сахарском споре.

Так, вслед за заявлениями источников АНДР о намерении пересмотреть цены на продаваемый Мадриду алжирский газ (то есть о его продаже по рыночной стоимости) стало известно о намерении закрыть свой рынок для многих наименований испанской продукции. Речь идет о поставках продовольствия и пока неизвестном списке товаров «коммерческих операторов».

Но обо всем по порядку. Заметим, что Мадрид сильно взволновали итоги визита в Алжир итальянского премьер-министра Марио Драги, заключившего 11 апреля соглашение с АНДР об увеличении экспорта алжирского газа Риму на 50% (9 – 10 млрд куб. м) в 2022 году.

Он прекрасно понимает, что из ниоткуда дополнительные объемы алжирского голубого топлива взяться не могут и что реально руководство АНДР, затягивая проходящие переговоры с Мадридом о цене своего газового сырья, намеревается серьезно наказать его и лишить к следующей зиме прежних объемов газа, которые у нее, пользуясь политическим моментом, отбирает Италия.

Это не только способно похоронить амбициозные планы Мадрида стать энергетическим центром, своего рода «газовым хабом» Европы и зарабатывать спекуляцией на перепродаже другим ее странам дешевого алжирского трубопроводного газа, стоимость которого привязана к нефти, но и создать большие неприятности относительно обеспечения его минимальных потребностей в данном сырье.

В связи с этим Испания обратилась к США с просьбой удовлетворить свои потребности через поставки дополнительных объемов СПГ и запустить ее электростанции «по регазификации», что, как рассчитывают в Мадриде, даст им шанс извлечь выгоду из поставок голубого топлива внутри Евросоюза.

Напомним, что эта страна обеспечила в феврале 2022 года 32% своих газовых потребностей за счет поставок СПГ из США и еще 21% из Нигерии. Однако их нынешний объем производства в этих странах не в состоянии восполнить текущие испанские потребности. Более того – с учетом технических и политических событий там под вопросом стоит и сохранение оттуда нынешних поставок.

Вторая часть проблемы – стоимость СПГ, который по определению дороже, чем газ, экспортируемый по газопроводу Medgaz, соединяющий Алжир с Испанией. И если более сильная во всех отношениях германская экономика в состоянии выдержать нынешний рост стоимости газа, этого нельзя с уверенностью сказать относительно экономики испанской. Выживать ей помогал как раз дешевый по сравнению с СПГ алжирский трубопроводный газ, которого теперь с высокой долей вероятности Мадрид может и не получить. Во всяком случае, в прежних объемах. А это способно вызвать дополнительный рост протестной активности в Испании, тем более, что левые партии там традиционно сильны.

Дополнительные тревоги у Мадрида вызывает то, что на происходящих переговорах между алжирской государственной компанией Sonatrach с испанскими коллегами из Naturgy представители первой стали заявлять о возможном уменьшении объемов газа для Испании, поскольку якобы соблюдению контракта «мешают неназванные технические проблемы при их перекачке через трубопровод Medgaz».

Испанские источники напоминают в этой связи, что Алжир «готовит Мадрид к газовым проблемам», несмотря на то, что в октябре прошлого года последний запрашивал увеличение прокачки голубого топлива через газопровод GME, проходящей через территорию Марокко, который, напротив, был остановлен руководством АНДР.

В этой связи испанские СМИ утверждают, что их страна «получила в феврале газа в эквиваленте 8801 ГВтч из Алжира. Этот показатель ниже, чем в январе на 23% от прежнего объема, и ниже на 45% полученных Мадридом объемов голубого топлива до закрытия газопровода GME».

При этом, по их данным, ни один газовоз с алжирским сжиженным газом не прибыл на заводы по регазификации, хотя руководство АНДР и госкомпании Sonatrach им обещало поставить все запрашиваемые Испанией объемы данного стратегического сырья».

Они же утверждают, что ранее испанская и марокканская стороны подписали соглашение о повторном использовании газопровода GME. Оно подразумевало отправку закупаемого Мадридом алжирского газа с тех же испанских «заводов по регазификации (переработки СПГ – ред.) для снабжения газом Марокко».

И это также стало одной из причин нежелания руководства АНДР поставлять дополнительные объемы газа Испании, которым она готова была поддержать его конкурента Марокко.

Однако энергетический вопрос – далеко не единственный, посредством которого Алжир в состоянии ударить по Мадриду за его «вероломство». Еще одна чувствительная для последнего сфера – отказ от поставок испанского мяса, в результате чего внутри самой Испании продажная стоимость головы скота снизилась на 20-30 евро, что грозит местным фермерам, и без того испытывающим серьезные проблемы из-за роста стоимости горючего под влиянием войны на Украине, разорением.

Испанские источники отмечают, что Алжир является одним из главных покупателей их говядины, покупая около 20 000 тонн в год, и негативные последствия этого будут сказываться и далее – сами фермеры уверены, что им еще придется снизить свои продажные цены на местном рынке.

Только таким образом остается возможность спасти «Животноводческий сектор, пострадавший в этом году от нехватки удобрений и проблем с транспортом, теперь должен найти новые рынки сбыта, чтобы заменить прежние алжирские доходы». Но это в условиях нынешнего кризиса будет очень непросто.

Не случайно, что испанские фермеры жестко критикуют позицию своей страны за выбор марокканского плана по Западной Сахаре: «Через несколько дней после того, как Испания объявила о поддержке марокканской инициативы по автономии Сахары, Алжир сначала закрыл свой рынок для испанской говядины, а затем постепенно и для остальных наименований сельскохозяйственной и коммерческой продукции», что способно привести к параличу торговли между двумя странами.

Несмотря на то, что такое решение дополнительно способствовало усугублению в АНДР и без того тяжелого продовольственного кризиса, по Испании ввиду углубления украинского конфликта он может ударить еще сильнее.

Кроме того, Министерство транспорта АНДР отклонило просьбу испанской авиакомпании Iberia airlines увеличить количество своих рейсов в Алжир, что должно было помочь преодолеть ей постковидный кризис.

Между тем, под влиянием недвусмысленной угрозы со стороны АНДР еще 24 марта для успокоения Алжира, министр внутренних дел Испании депортировал специальным рейсом на родину Мухаммеда Бенхлиму, капрала алжирской армии, беженца в Испании с 2019 года, заочно приговоренного на Родине к десяти годам тюремного заключения «за терроризм».

По официальным алжирским данным, он «близок к исламистскому движению «Рашад» (реально в нем до последнего времени доминировала либеральная оппозиция – авт.)». Однако противники официальных властей АНДР указывают, что его преследование вызвано тем, что «Бенхлима использовал YouTube, чтобы осудить коррупцию, царящую в алжирских вооруженных силах» и именно за это его экстрадиции из Испании и требовали алжирские власти.

Он стал первым алжирцем, депортированным самолетом для ускорения «в знак доброй воли Мадрида», тогда как ранее репатриация граждан АНДР осуществлялась исключительно морским путем. Заметим, что ни одна другая европейская страна прежде не депортировала активистов «Рашада».

Впрочем, всерьез рассчитывать на то, что это изменит настроения алжирских лидеров в сторону Испании, пока не приходится. Даже если она откажется от своего решения о признании марокканской власти над Западной Сахарой, ей уже будет почти невозможно нормализовать свои отношения с алжирскими лидерами до докризисного уровня.

И дело даже не в их хрестоматийной «злопамятности», а в том, что на этом разногласии блестяще сыграло итальянское руководство, оперативно заключив с Алжиром газовый «союз», от которого они уже не в силах будут отказаться, и только еще сильнее будут привязываться к Риму.

С учетом попыток Брюсселя «централизовать» газовые поставки в кризисных условиях, ставший яблоком раздора алжирский газ не только не решает проблему энергобезопасности Европы, а лишь во многом ее усугубляет.

Для России же вероятная потеря части итальянского рынка не столь страшна – с учетом высоких мировых цен на газ на ее сырье обязательно найдется покупатель. Которым, несмотря на напряженные политические отношения между Москвой и Мадридом, и может стать Испания.

52.23MB | MySQL:103 | 0,400sec