Ухудшение гуманитарной ситуации в Сомали приводит к автивизации террористической деятельности «Аш-Шабаб»

Как полагают американские эксперты, серьезный дефицит  продовольствия и воды в Сомали может привести к активизации усилий «Аш-Шабаб» по вербовке сторонников, а это, в свою очередь, приведет  к способности проводить новые террористические атаки против политиков, что может сорвать долгожданные выборы и еще больше подорвать национальную  безопасность страны. В марте представитель террористической организации «Аш-Шабаб», которая активно действует в Сомали с 2006 года, заявил, что сформирован специальный комитет для реагирования на продолжающуюся засуху на Африканском Роге. По сообщениям, комитет из семи человек посетил несколько общин, которые сильно пострадали от нехватки продовольствия и воды, чтобы доставить растительное масло, рис, сахар и другую помощь. В то время как насильственные нападения этой организации, принудительные выселения и другие действия, наносящие ущерб гражданскому населению, ограничивают ее популярность, «Аш-Шабаб» имеет давнюю стратегию завоевания «сердец и умов», в рамках которой она оказывает поддержку местным общинам путем предоставления основных товаров и ресурсов. По мере ухудшения гуманитарной ситуации в Сомали общины, проживающие на больших территориях сомалийских штатов Хиршабель, Джубаленд и Юго-Запад, которые находятся под контролем «Аш-Шабаб» (и поэтому недоступны для международных групп помощи), с большей вероятностью присоединятся к ней в обмен на доступ к воде и продовольствию. В то время как засуха сама по себе провоцирует  массовый дефицит продовольствия, уничтожая посевы и убивая скот, ситуация  усугубляется высокими мировыми ценами на сырьевые товары и нехваткой основных продовольственных товаров, частично вызванными военной операцией России на Украине. До войны более 90% импорта пшеницы в Сомали поступало из России и Украины. Рост мировых цен также повлиял на импорт Сомали риса, сахара, растительного масла и топлива. Правительственные отчеты показывают, что урожай Сомали в январе был третьим самым низким за 25 лет. Данные ООН также показывают, что домохозяйства потеряли около 30% своего поголовья скота  с середины 2021 года из-за голода и / или болезней. В феврале цены на воду и основные продукты питания выросли выше 140% от среднего пятилетнего показателя. Ранее в этом месяце Организация Объединенных Наций предупредила, что примерно 350 000 сомалийских детей подвергаются острой опасности голода без принятия срочных мер. Согласно докладу ООН, опубликованному в январе, около 6 млн сомалийцев (примерно 40% населения) находятся в зоне риска  «острого голода».

Недавние тактические успехи «Аш-Шабаб» демонстрирую ее потенциал создавать реальные угрозы местным политическим деятелям и собраниям. «Аш-Шабаб» часто совершает нападения на политические цели с целью объединения этнических сомалийцев в Восточной Африке под эгидой исламского правительства. В последние месяцы организация активизировала эти политически мотивированные нападения, стремясь сорвать предстоящие выборы. 19 апреля «Аш-Шабаб» осуществила минометный обстрел здания парламента Сомали во время его заседания, при котором было ранено  6 человек. В тот же день она взяла под контроль район Матабан в регионе Хиираан, расположенный на одной из ключевых дорог, связывающих южную и центральную части Сомали. До этого 23 марта «Аш-Шабаб» также провела два отдельных нападения на политических деятелей, включая стрельбу в международном аэропорту Аден-Адде в Могадишо и скоординированные взрывы в центральном сомалийском городе Беледвейн недалеко от эфиопской границы. Амина Мохаммед Абди, женщина-депутат парламента, была убита во время одного из нападений в Беледвейне, когда террорист-смертник взорвал себя во время встречи, которую она проводила с группой местных старейшин.

Если «Аш-Шабаб» сможет расширить свои ряды за счет новых сторонников, это увеличит физические риски для политиков и может сорвать предстоящие выборы. Недавние попытки «Аш-Шабаб» завербовать новых боевиков на фоне  засухи и проблем с обеспечением продовольственной безопасности, что  может серьезно повысить ее долгосрочный боевой потенциал за счет привлечения большего числа рекрутов, а также возросшей готовности местного населения принять у себя этих боевиков. Парламентские и президентские выборы в Сомали были задержаны из-за пандемии  COVID-19, политической борьбы, отсутствием безопасности и обвинениями во вмешательстве центрального правительства. Президентские выборы в Сомали в настоящее время запланированы на начало мая, после церемоний приведения к присяге большинства парламентариев нижней палаты и сенаторов верхней палаты 14 апреля и выборов спикеров обеих палат 26 и 27 апреля. 27 апреля противоречия  между премьер-министром Сомали и президентом по поводу того, должен ли Африканский союз или Избирательный комитет обеспечивать безопасность работы парламента, вызвали задержки в выборе спикера нижней палаты законодательного органа страны.

В преддверии президентских выборов серьезно возрастет риск резонансных террористических атак со стороны  «Аш-Шабаб», которая почти наверняка продолжит нападать на государственных и федеральных чиновников с конечной целью снова сорвать выборы. В то время как отдельные нападения в масштабах, наблюдавшихся в последние недели, вряд ли смогут повлиять на перенос президентских выборов, серия новых нападений, в результате которых будет убито или ранено больше политиков, скорее всего, вызовет дальнейшие задержки голосования и срыв крупных политических митингов. Атаки  «Аш-Шабаб» на политических лидеров создают риск для общей  безопасности Сомали — препятствует бизнесу и развитию, которые могли бы поддержать избирательные процессы в стране. Прошлые задержки с проведением выборов усилили политическую неопределенность и междоусобицу между национальными и государственными политиками, создав вакуум власти, который «Аш-Шабаб» и другие воинствующие группировки использовали для завоевания территории и ресурсов, объединяясь с рядом местных политиков.

Если выборы будут отложены, Международный валютный фонд (МВФ) может отозвать финансовую поддержку, усугубив гуманитарный кризис в Сомали и ситуацию в области безопасности. В случае задержки выборов Сомали страна скорее всего не сможет сформировать новое правительство до 17 мая, что было условием МВФ для получения будущую бюджетную поддержку. Хотя МВФ исторически проявлял гибкость в отношении сомалийской политики, в последнее время эта организация заняла более агрессивную позицию в отношении сроков проведения выборов, учитывая неоднократные их задержки, вызванные политической борьбой. Хотя отказ от финансирования не гарантирован, если Сомали пропустит крайний срок 17 мая, он становится более вероятным, чем дольше откладываются выборы. Финансирование МВФ является важнейшим источником дохода сомалийского правительства, и его отсутствие, скорее всего, будет иметь разрушительные гуманитарные последствия, которые «Аш-Шабаб» может использовать для вербовки еще большего числа боевиков, что крайне негативно скажется на ситуацию с  безопасностью в Сомали. Организация Объединенных Наций классифицирует Сомали как критически зависящую от международной помощи, при этом официальная помощь в целях развития (ОПР) — широко используемый показатель международной помощи — составляет более 20% национального бюджета правительства. Согласно последним имеющимся данным ООН, Сомали получила более 2 млрд долларов ежегодной ОПР в 2018 и 2019 годах.

52.5MB | MySQL:102 | 0,642sec