О перспективах нового партнерского соглашения Туниса с Международным валютным фондом

На эскалацию внутриполитической ситуации  в Тунисе после роспуска в марте с.г. президентом К.Саидом парламента сегодня все более накладываются перспективы глобального финансового, энергетического и продовольственного кризиса, который ожидается в 2022-2023 гг. В этих условиях центральным фактором стабильности финансово-экономической системы Туниса, да и всей системы управления становится перспектива заключения нового партнерского соглашения с Международным валютным фондом (МВФ).

С учетом сложной финансовой ситуации и углубления продовольственного кризиса после нарушения логистических поставок пшеницы из черноморского региона, президенту К.Саиду становится все сложнее маневрировать для обеспечения социальных и иных важных обязательств в рамках национального бюджета в текущем году. Соответственно, главная ставка сегодня при планировании бюджета сделана на новые кредитно-финансовые заимствования по линии МВФ, причем тунисcкие власти рассчитывают на заключение этой сделки уже в апреле текущего года. На прошлой неделе с визитом в Вашингтоне побывала очередная правительственная делегация Туниса, а еще ранее в начале марта в стране находилась техническая группа экспертов МВФ.

Итоги этих контактов исполнительный директор МВФ К.Георгиева прокомментировала в самых общих чертах, отметив, что переговоры с тунисской делегацией продолжаются и достигнут внушительный прогресс. Она также отметила, что новая программа сотрудничества с Тунисом будет привязана к национальным потребностям и приоритетам, а конкретные параметры этой программы будут согласованы совместно в самое ближайшее время и должны включать в том числе решения по долгу Туниса и будут

Пока тем не менее никаких конкретных достижений по результатам идущих переговоров в открытой прессе не анонсировалось. Из кулуаров становится понятно, что позиции и ожидания сторон в переговорном процессе по некоторым вопросам разнятся. Более того, пока существует ряд нерешенных вызовов, препятствующих скорому достижению соглашения.

Что касается ожиданий, то Тунис только в текущем году рассчитывает получить новый кредит от МВФ на сумму более 4 млрд долларов США. В совокупности же для исполнения бюджета 2022 года правительству Туниса необходимо привлечь по линии МВФ кредитов и грантов на сумму 6-7 млрд долларов США. Это позволит сократить бюджетный дефицит и обеспечить своевременную выплату социальных обязательств, включая пенсии и заработные платы, а также субсидированную поддержку ключевых отраслей, включая продовольствие, туризм, строительство и топливо.

В руководстве МВФ и среди главных спонсоров фонда из числа западных стран на амбициозные запросы тунисского правительства смотрят со скепсисом, полагая, что страна не в состоянии оплачивать обслуживание своего внешнего долга. Разумеется, здесь определяющую роль играет политическая составляющая. Буквально за последние несколько месяцев ввиду «недемократического» по мнению западных стран и институтов роспуска президентом К.Саидом парламента,   международные рейтинговые агентства сознательно снижают рейтинг Туниса, отрезая пути от возможностей заимствования дешевых кредитов на глобальных долговых рынках. По сути, в этих условиях, перспектива помощи по линии МВФ остается сегодня чуть ли не единственным шансом для поддержания финансовой стабильности Туниса и выполнения им внутренних бюджетных обязательств.

Что касается барьеров, cтоящих на пути получения Тунисом новых кредитов по линии МВФ, то здесь играет значение совокупность факторов внутреннего и внешнего характера.

Во-первых, существует риск невыполнения амбициозной реформенной программы МВФ, готовность на которую активно декларирует нынешний президент, но отсутствует внутренняя консолидация. Роспуск парламента в начале апреля и ожидаемые в декабре 2022 года новые парламентские выборы – эти факторы риска, которые могут привести к пересмотру Тунисом в перспективе своих обязательств в рамках МВФ, несмотря на сегодняшние заявления президента. Тревожным сигналом в этом контексте служит недавнее заявление влиятельного национального профсоюза — Всеобщего союза трудящихся (UGTT), руководство которого отвергло категорически предлагаемые по линии МВФ реформы и пригрозило национальной забастовкой.

Во-вторых, по мнению западных спонсоров МВФ, высока вероятность невыполнения Тунисом обязательств по кредитным платежам ввиду ухудшающейся финансово-экономической ситуации. По итогам 2022 года бюджетный дефицит может достичь 8.5% от ВВП, что приведет к увеличению общего долгового бремени Туниса до 84% ВВП. Вероятность дефолта Туниса по долговым обязательствам аналитики ряда ведущих международных банков оценивают как высокую. При этом, в случае одобрения со стороны МВФ нового кредита и согласия правительства на предлагаемую фондом реформу, можно будет сократить социальные расходы и избежать угрозы дефолта.

В-третьих, угроза острого внутреннего кризиса в Тунисе с учетом неопределенности вокруг проведения новых парламентских выборов в конце 2022 г. также оказывает сдерживающее воздействие на решения МВФ по новым кредитам.

В-четвертых, расчет на привлечение за счет программы МВФ крупных частных инвесторов для дальнейшего поддержания роста туниской экономики может в принципе не оправдаться.  Дело в отсутствии со стороны ведущих инвесторов доверия к рынку ценных бумаг и особенно облигаций.

Несмотря на имеющиеся вышеозначенные препятствия, руководство МВФ судя по всему полно решимости заключить новое партнерское соглашение и выделить по линии фонда необходимые кредиты. В этом контексте МВФ рассчитывает в краткосрочной перспективе помочь Тунису преодолеть угрозу продовольственного и энергетического кризиса, обусловленного украинским конфликтом, чтобы минимизировать его воздействие. В более долгосрочной перспективе предлагаемая МВФ программа, которая пока в разработке, предполагает создание условий и высвобождения ресурсов для целевых государственных инвестиций и поддержки механизмов социальной защиты. Одновременно, МВФ предлагает Тунису в качестве условия для кредитования обеспечить более жесткий контроль за государственными расходами и особенно по уровню заработной платы, создание сбалансированной и равной шкалы налогообложения, а также более адресные и целевые социальные пособия. Это поможет сдержать бесконтрольное увеличение расходов бюджета и обеспечить инклюзивный экономический рост. Также программа содействия МВФ в качестве условия выдвигает требование кардинального реформирования государственных предприятий в целях повышения их эффективности и конкуретноспособности, для восстановления макроэкономической стабильности. Наконец, в целом планируется создать более благоприятный инвестиционный климат в стране, повысить рыночую конкуренцию и способствовать созданию новых рабочих мест.

Думается, несмотря на скепсис со стороны экспертов МВФ относительно перспектив экономического роста Туниса и внутриполитической стабильности, а главное – относительно способности местных властей исполнять обязательства по новому кредиту, общая линия на заключение партнерского соглашения будет продолжена. Со стороны же властей Туниса заключение такого кредитного соглашения с МВФ является не просто жизненно необходимой, но и чрезвычайно срочной задачей в условиях закрывающегося окна возможностей по доступу к финансированию из других инвестиционных или кредитно-финансовых фондов и институтов с учетом неуклонно снижающихся международных рейтингов. При этом, Тунис готов взять на себя любые обязательства по исполнению основных кредитных условий Туниса по структурному реформированию налоговой и финансовой системы. Несмотря на то, что данное реформирование может не найти единогласной поддержки в обществе и даже быть блокированным как следствие внутриполитической нестабильности. Поэтому со стратегической точки зрения, намерения сторон здесь в общем и целом совпадают. Другое дело, что cуществуют недопонимания по срокам реализации. Тунис рассчитывает заключить новое кредитное соглашение с МВФ до конца апреля, однако сам фонд не торопиться и каких-либо временных ориентиров не раскрывает.

52.23MB | MySQL:103 | 0,466sec