О перспективах политического выживания «Братьев-мусульман» в современных условиях

На прошлой неделе вышел совместный доклад Университета Ланкастер и Дублинского университета, посвященный теме перспектив политического выживания движения «Братьев-мусульман» в современных условиях. Тема актуальная с учетом реалий в Египте, отката от «демократического процесса» в  Тунисе и «приручения» этого движения в Марокко. Если брать по сути, то в докладе делается попытка проанализировать актуальность  некогда вброшенного администрацией Б.Обамы тезиса о «безальтернативности этого движения для  демократического процесса в регионе БВСА». В начале своего доклада авторы констатируют, что  условия для исламистских движений, партий и организаций на Ближнем Востоке и в Северной Африке никогда не казались более мрачными. На фоне арабских восстаний 2010-2011 годов, стало ясно, что некоторые суннитские исламистские движения, такие как египетские «Братья-мусульмане» и тунисская партия «Ан-Нахда», извлекли безусловную  выгоду из устранения давних диктаторов и  проведения свободных выборов и получили  политическую власть после многих лет пребывания в оппозиции. Тем не менее, их успехи были недолгими. Египетские «Братья-мусульмане» были отстранены от власти военным переворотом в июле 2013 года. С тех пор контрреволюция в Египте ознаменовала глобальный сдвиг, а умеренных исламистов называют теперь «недемократическими политическими образованиями и даже террористическими группировками». Спустя более десяти лет после «арабской весны» исламистские движения по всему региону сталкиваются с новыми репрессиями, политической и социальной поляризацией и радикально изменившимися обстоятельствами. Тем не менее, слишком рано писать некролог исламизма. Исламистские группировки исторически оказались чрезвычайно устойчивыми и способными адаптироваться к катастрофическим обстоятельствам, поэтому нынешний мрачный контекст может стать возможностью для обновления, а не признаком их неминуемого уничтожения. Как отмечает политолог Марк Линч, «нынешняя катастрофа» политического ислама характеризуется некоторыми явными тенденциями.

Во-первых, исламистские движения захватили политическое пространство после восстаний, но эта возможность была недолгой и часто выявляла их профессиональную неготовность к повседневному  управлению, что приводило к широкой негативной реакции населения.

Во-вторых, возвращение авторитарного правления в регионе закрыло значимые возможности для политического участия, поскольку глобальная кампания против исламизма, проводимая ОАЭ, ограничила способы, с помощью которых исламистские движения могут получить легитимность и ресурсы. (отметим, что это не так. На стороне «Братьев-мусульман» активно выступали в этом противодействии два серьезных спонсора в лице Турции и Катара — авт.).  Исламистов снова широко демонизируют, что значительно препятствует их потенциальному возвращению в политическую жизнь.

В-третьих, возобновление репрессий и принудительное изгнание нанесли тяжелый удар по организационным структурам исламистских движений, исторически являвшихся источником их силы. Активы были конфискованы, а иерархии разрушены, что привело к широко распространенному дезертирству и внутреннему расколу по поводу идеологии, направления и стратегий реагирования на репрессии. В результате историческая приверженность исламистов ненасилию и мирному сопротивлению оказалась под вопросом.

В-четвертых, исламистские движения сталкиваются с глубокими идеологическими и стратегическими проблемами, поскольку их приверженность умеренности и мирному политическому участию, которая позволяла им процветать в течение десятилетий, привела к разрушению и преследованиям. Теперь они должны разработать новый набор стратегий для восстановления своих популярных баз и умиротворения молодых кадров, недовольных пассивным сопротивлением старших лидеров. Тем не менее, исламистские движения доказали свою устойчивость к трудным обстоятельствам в прошлом, предполагая, что то-же самое может произойти и сейчас, хотя перспективы остаются неопределенными.

«Братья-мусульмане», старейшее исламистское движение, с которым многие современные исламистские группы и партии имеют ряд организационных и идеологических черт, сталкиваются с одним из самых жестких репрессий в своей истории с 1950-х годов. В Египте эта организация  смогла извлечь выгоду из короткого периода политической открытости после отстранения от власти президента Х.Мубарака, победы на выборах в парламент и на пост  президента. Но «Братья-мусульмане» потерпели впечатляющую неудачу в управлении страной, и после военного переворота 2013 года по-прежнему подвергаются тяжелым репрессиям. Тысячи ключевых лидеров и рядовых членов и сторонников организации были арестованы, убиты или вынуждены жить в изгнании. Однако беспрецедентные обстоятельства, с которыми сталкивается «Братья-мусульмане», наряду с внешними и внутренними вызовами, также имеют значительные шансы на их возрождение. Измерение изгнания создает пространство для участия в новых формах политической организации, идеологического пересмотра и долгосрочного стратегического мышления. С момента своего создания в 1928 году «Братья-мусульмане» неоднократно подвергались репрессиям со стороны египетских режимов, которые кооптировали их в политическую систему или подавляли. Во всех случаях «Братья-мусульмане» демонстрировали способность противостоять репрессиям и вновь стать мощной социально-политической силой, когда вновь складывались благоприятные обстоятельства для их участия. Действительно, «Братья-мусульмане» научились извлекать выгоду из репрессий, превращая их в источник силы и сплоченности. Таким образом, репрессии египетского режима  помогли им заручиться общественной поддержкой, укрепив их имидж законного оппозиционера, усилив  приверженность сторонников организации ее делу и избавив ее от необходимости пересматривать основные идеологические установки или стратегии в пользу подхода, способствующего стойкости перед лицом невзгод. Таким образом, «Братство» имеет все шансы пережить нынешнюю волну репрессий, полагаясь на инструменты сопротивления, такие как организационная сила и способность укреплять сильную коллективную идентичность среди сторонников. Однако,  есть четыре аспекта нынешних репрессий, которые качественно отличают их от прошлого опыта «Братьев-мусульман», что создает неопределенность в отношении того, как организация сможет вновь выйти обновленной из репрессий в будущем.

Во-первых, жестокость режима президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси была неизбирательной, что затрагивало многих членов по всему организационному и поколенческому спектру организации.

Во-вторых, репрессии начались сразу после того, как «Братья-мусульмане» потерпели неудачу в своем первом опыте правления, заставив многих их сторонников подвергнуть сомнению нынешнее политическое видение и проекты организации.

В-третьих, репрессии открыли значительное пространство для молодых членов, чтобы действовать независимо от организации и продвигать свои собственные инициативы, политические программы и идеи, бросая вызов основным принципам, таким как слепое доверие и повиновение руководству.

В-четвертых, «Братство» теперь сталкивается с беспрецедентной задачей воссоединения в изгнании. Измерение изгнания также способствовало дальнейшей внутренней фрагментации, причем наиболее заметным эффектом стало создание второго Руководящего бюро в 2015 году небольшой группой членов из-за разногласий по поводу того, как реагировать на репрессии режима. Это ознаменовало первый серьезный внутренний раскол с 1950-х годов. Важно отметить, что после 2013 года «Братство» оказалось раздробленным не только по вертикали, поскольку его иерархические структуры все чаще подвергались сомнению, но и в разных географических контекстах из-за нового измерения изгнания. Члены «Братьев-мусульман», находящиеся в эмиграции в Турции, уже проложили путь к внутреннему обновлению, участвуя в новых формах активности и межпоколенческих, межидеологических альянсах, используя преимущества социально-политического контекста, более благоприятного для их присутствия и деятельности. Фрагментация «Братьев-мусульман», а также непривычность изгнания и открытие возможностей для подгрупп, таких как женщины и молодежь, осуществлять большую свободу действий, усложняет процесс перегруппировки. Это создает необходимые условия для внутренних изменений, поскольку члены подводят итоги и опираются на прошлый опыт, чтобы воссоединить и восстановить «Братство». Действительно, молодые члены и те, кто ненадолго покинул движение, потому что они были разочарованы или изгнаны за «чрезмерную активность», которая противоречила политике «Братства», медленно возвращаются в материнскую организацию. Тем не менее, многие продолжают искать альтернативные площадки для активности и участвуют в процессе переосмысления основных идеологических принципов и целей «Братьев-мусульман». Траектория движения «Братьев-мусульман» с 2013 года показывает, что организация находится на пути обновления, подстегиваемого внутренними дебатами по таким ключевым вопросам, как организационные структуры, идеология, лидерство и ценности, часто возглавляемые акторами, которые раньше занимали маргинальное положение в организации. Что еще предстоит увидеть, так это уроки, которые «Братья-мусульмане» и их сторонники извлекут из своего опыта после событий «арабской весны».

Поскольку образ действий «Братьев-мусульман» подвергается сомнению и видоизменяется, они  оказываются в уникальном положении. Наблюдатели должны обратить внимание на ключевые современные силы, формирующие исламистские движения, чтобы полностью охватить их текущие и будущие траектории. Это требует качественного сдвига в том, как мы изучаем и понимаем исламистские движения, отходя от бинарных категорий, таких как «радикальные» и «умеренные», которые долгое время доминировали в анализе движения. Исламистские движения не являются монолитными субъектами. Больше внимания следует уделять роли отдельных членов и тому, как они формируют вопросы, касающиеся политики и идеологии, а также тому, как географические контексты способствуют возникновению идеологического перекрестного оплодотворения с другими политическими акторами, что приводит к новому сотрудничеству и альянсам. Необходимо также полностью охватить роли ранее маргинализированных акторов, в том числе женщин и молодежи. Хотя есть некоторые глобальные признаки того, что исламизм может «выдыхаться», более пристальное изучение показывает, что такие организации, как «Братья-мусульмане», не мертвы — и есть большая возможность повысить  их устойчивость и внутреннее возрождение.

52.35MB | MySQL:106 | 1,017sec