О целях визита министра обороны КНР в Султанат Оман

Министр обороны КНР провел переговоры с оманскими официальными лицами в столице султаната Маскате на прошлой неделе, в процессе которых  обе стороны констатировали «намерение  улучшить свое стратегическое партнерство», что отвечает интересам Пекина укрепить свое присутствие в Аравийском море. Вэй Фэнхэ прибыл в Оман из Ирана, встретившись с министром иностранных дел Омана Саидом Бадром бен Хамадом аль-Бусайди и Султаном бен Мухаммедом аль-Ноомани, министром королевской канцелярии. В заявлении обе стороны заявили, что обсудили «развитие, наблюдаемое в оманско-китайских отношениях в различных областях и обменах, а также мнения по региональным и международным вопросам, представляющим общий интерес». Китайские и оманские официальные лица также обсудили пути укрепления совместного военного сотрудничества. Вэй Фэнхэ, возглавляющий военную делегацию, также встретился с заместителем премьер-министра Омана по делам обороны Саидом Шихабом бен Тариком аль-Саидом. Фэнхэ заявл, что «Китай является единственным стратегическим партнером Омана». «Китай и Оман стали свидетелями непрерывного и глубокого развития своих двусторонних отношений», — добавил он, согласно китайскому новостному сайту Xinhua. Маскат, союзник США и Великобритании, всегда стремился к нейтральной внешней политике и поддерживал связи с многочисленными конфликтующими сторонами на Ближнем Востоке и во всем мире.

Что стоит за всеми этими заявлениями? Как всегда, экономика. Согласно лондонской газете Al-Arab, визит Вэй Фэнхэ в Маскат является частью стремления Пекина увеличить свое присутствие в прибрежном городе Дукм. Этот стратегический регион соединяет заливы Оман и Аден, а также Аравийское море с Индийским океаном. Китай уже инвестировал 10,7 млрд долларов в китайско-оманский промышленный парк в регионе Дукма, в 550 км к югу от столицы Маската, и арендовал земли у правительства Омана для создания промышленных зон и расширения нефтеперерабатывающего завода. В феврале Оман официально открыл порт Дукм, готовый стать центром торговли, промышленности и инвестиций, способным обрабатывать мега-контейнеровозы и танкеры. Порт Дукм вызвал интерес у нескольких региональных и глобальных игроков, включая Индию, Иран, Великобританию и США. В 2019году Вашингтон договорился с Оманом о разрешении  ВМС США доступа к стратегическому порту, который в теории может принимать и размещать  авианосцы.  Эксперты отмечают, что вместе взятые экономические проекты, реализуемые здесь, представляют собой инвестиции в размере нескольких миллиардов долларов. Китайские компании намерены в конечном итоге инвестировать до  10,7 млрд долларов, превратив эту рыболовецкую деревню в крупный ближневосточный логистический узел, соединяющим Персидский залив с самым оживленным морским торговым маршрутом в мире. Экономическая зона Дукма включает в себя несколько проектов, включая многоцелевую гавань, нефтеперерабатывающий завод, который сможет перерабатывать 230 000 баррелей сырой нефти в день, и крупнейший сухой док на Ближнем Востоке, который будет иметь пропускную способность 200 судов в год. «Мы надеемся, что Дукм станет крупным игроком в развитии Омана», — сказал Талал бен Сулейман аль-Рахби, глава технического комитета национального проекта развития «Оман 2040». Ожидается, что полномасштабные логистические  операции начнутся к 2024 году, что станет попыткой диверсифицировать экономику  Омана в рамках преодоления давней зависимости от углеводородного сектора, на долю которого в 2017 году приходилось 55% государственных доходов. После резкого падения мировых цен на нефть в 2014 году султанат занял миллиарды долларов, чтобы покрыть дефицит доходов страны. В 2019 году Оман рассчитывает занять 6,2 млрд долларов. В результате долг вырос более чем втрое и составил почти 50% ВВП Омана. «Оман находится под большим давлением, чтобы достичь экономической диверсификации до начала постнефтяной эры», — заявил Джорджио Кафьеро, генеральный директор Gulf State Analytics, консалтинговой компании по геополитическим рискам в Вашингтоне. И Дукм находится на переднем крае усилий Омана по диверсификации своей экономики за пределами экспорта нефти и газа.

Дукм расположен на Аравийском море, в шести часах езды к югу от столицы Омана Маската и в дне плавания для нефтяного танкера из Ормузского пролива, узкого прохода, через который проходит треть всей нефти, которая транспортируется морем. Ормузский ролив является дверью в Персидский залив, и поскольку Иран часто угрожает блокировать морские перевозки, проходящие через него, оманский порт Дукм географически хорошо расположен, чтобы стать альтернативным центром для судоходства. В принципе после выхода на предельную мощность  Дукм станет главным конкурентом порта Джебель-Али в ОАЭ. Этот крупнейший глубоководный порт в регионе имеет крупнейшую в мире искусственную гавань и два огромных контейнерных терминалов.  По словам Салеха Хамуда аль-Хасни, порт в Дукме может в перспективе обеспечить беспрепятственный доступ к Индийскому океану для газа, нефти и других сыпучих продуктов, поступающих по суше из стран Персидского залива. Судоходная отрасль сможет, как надеется Оман, пользоваться тем же уровнем доступа на Ближний Восток, что и Джебель-Али, но без каких-либо возможных осложнений в случае действий со стороны Ирана. «Ведение бизнеса в Дукме не позволит вам пройти через любую из этих нестабильностей», — заявил аль-Хасни, говоря об Ормузском проливе. Ожидается, что в экономической зоне оманского города разместится «первый нефтеперерабатывающий завод на Ближнем Востоке для переработки сырой нефти из другой ближневосточной страны на долгосрочной контрактной основе», сообщает Times of Oman. Нефтеперерабатывающий завод является совместным предприятием между Oman Oil Company и Kuwait Petroleum International, но официальные лица Омана не смогли подтвердить, обязалась ли какая-либо страна за пределами Омана использовать свои мощности.  По словам Мухаммеда Зульфикара Рахмата, аналитика по китайско-ближневосточным отношениям, Дукм представляет собой важное звено в китайской инициативе «Пояс и путь», поддерживаемой государством программе соединения Азии с Африкой и Европой, которая также называется «Морским шелковым путем 21-го века», ссылаясь на древние торговые пути, которые соединяли Восток с Западом. В 2016 году Wanfang, консорциум из шести китайских компаний, предложил план создания китайского промышленного города в Дукме и инвестиций до  10,7млрд долларов. «Но я не вижу, чтобы Китай пока переносил всю свою региональную торговую деятельность в Дукм, потому что крупнейшим торговым партнером в Персидском заливе для Китая остаются ОАЭ», — сказал Рахмат. В прошлом году Дукм получил около 100 катеров, включая военные суда. Дукм также стремится стать региональной базой для военно-морских судов, а Великобритания недавно подписала соглашение о постоянной военно-морской базе в Дукме, первом постоянном военном присутствии Великобритании в Омане с 1971 года.

«Мы принимали подводные лодки из Индии и Соединенных Штатов. Мы даже получили USS George Washington, атомный авианосец», — завил аль-Алави. В этой связи визит министра обороны КНР в Оман явно имеет цель уравновесить эту ситуацию и договориться  с Маскатом о заходе китайских боевых кораблей в Дукм.

62.85MB | MySQL:102 | 0,576sec