О ситуации с сирийскими беженцами и снижения интереса к ним западных стран

Турция разрабатывает планы по возвращению миллиона сирийских беженцев в Северную Сирию, заявил 3 мая президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в рамках планов строительства жилья и предоставления услуг в регионах, удерживаемых поддерживаемыми Турцией силами в стране.  Турецкое правительство с помощью местных и международных НПО намерено построить 100 000 таких домов для размещения  сирийцев, которые сейчас находятся в Турции в качестве беженцев. При этом турецкий президент отметил, что около 500 тысяч сирийцев вернулись в районы Сирии, контролируемые Турцией. «Мы подкрепляем нашу стратегию проектами по поощрению возвращения. Мы готовим проект по возвращению нашего миллиона сирийских братьев. Все инфраструктурные проекты, от жилья до больниц, все, что касается повседневной жизни, будут в этом проекте», — заявил он.  Предполагается, что Анкара будет реализовывать проект с местными ассамблеями в 13 регионах, включая Аазаз, Аль-Баб и Таль-Абьяд.  В настоящее время Турция принимает 3,7 млн сирийских беженцев и 1,7 млн других иностранных граждан на фоне продолжающегося  валютного кризиса и двузначной инфляции. Прошлым летом в крупных городах, таких как Стамбул и Анкара, произошел всплеск межобщинного насилия, в процессе которых сирийские предприятия и беженцы подверглись нападению. Примечательно, что Эрдоган, который всего несколько недель назад заявил, что никогда не отправит сирийцев обратно, теперь заявляет  об их «почетном» возвращении, а Турция приближается к президентским выборам в следующем году. В феврале Турция закрыла 16 провинций для вновь прибывших иностранных граждан, включая беженцев, и переселила сирийцев из ряда районов, где они составляли более 25% населения. На этой неделе правительство также запретило сирийским беженцам, живущим в Турции, ездить в Северную Сирию на  праздник Ид аль-Фитр туда и обратно. Оппозиционные политики Турции при этом утверждали, что если сирийцы смогут поехать в Сирию, они должны остаться там. В настоящее время правительство выдает разрешения только сирийцам, которые посещают страну для похорон или хотят навсегда переселиться в Северную Сирию. Все это четко свидетельствует о том, что в тема иностранных беженцев становится в Турции болезненной и превращается в один из факторов внутреннего электорального риска для всех турецких политиков. При этом разговоры Эрдогана про «город-сад» на севере Сирии не новы: он еще два года назад он пробовал добыть деньги на этот проект у европейцев, но большого успеха не имел. С большей долей вероятности не получит он этих денег и сейчас, как от ЕС, так и  неких международных доноров. А своих ресурсов для такого рода мега-проектов у Анкары сейчас нет.   Более того, если верить последним по времени исследованиям британских экспертов,  ожидать какой-то поддержки от коллективного Запада туркам не стоит.

Согласно недавнему докладу британских экспертов из Лондонского университета девы Марии, «сирийские беженцы сейчас находятся под угрозой забвения». Западные правительства, по большей части, в настоящее время все свое внимание уделяют  5,3 млн беженцев, бегущих из Украины. На этом фоне констатируется, что  многие сирийские беженцы маргинализированы в принимающих их обществах, но все еще боятся вернуться в Сирию. Поскольку западные правительства сокращают финансовую поддержку (в том числе и Турции), их перспективы вскоре могут стать еще более мрачными. Число сирийских беженцев резко возросло. Из довоенного населения, составлявшего около 23 млн человек, более половины были вынуждены покинуть свои дома. В общей сложности более 6,5 млн человек покинули Сирию, причем большинство из них, 5,6 млн, остались в странах, расположенных рядом с Сирией. Наибольшее число — 3,6 млн — проживает в Турции, в то время как 1,5 млн — в Ливане и 660 000 — в Иордании. Вопреки распространенному мифу, только один из 20 беженцев живет в лагере беженцев, но многие при этом испытывают финансовые трудности. По оценкам УВКБ ООН, более миллиона человек практически не имеют финансовых ресурсов или вообще не имеют их, в то время как в Ливане 9 из 10 беженцев живут в крайней нищете. Мало шансов, что эти беженцы скоро вернутся домой. Даже если бы ситуация в Сирии была более благоприятной, исследования показывают, что беженцам требуются годы, чтобы вернуться, и многие никогда этого не делают. При этом социальная и экономическая ситуация в принимающих их обществах ухудшается. В Ливане беженцам не предоставляется официальный доступ к экономике, в то время как в Иордании рабочие места для них аналогичным образом ограничены. Турция была самым лояльным принимающим государством, где беженцы могли получить доступ к работе и образованию, но сейчас то вызвало социальную негативную реакцию, и враждебность со стороны местного населения  по отношению к беженцам резко возросла.

На этом фоне западные правительства сокращают свою поддержку. Великобритания была одним из худших в этом списке. В рамках обещания министра финансов Риши Сунака сократить международную помощь с 0,7% до 0,5% ВВП сирийский бюджет Министерства иностранных дел, содружества и развития был сокращен на 67%. Хотя в прошлом году ЕС смог мобилизовать международных доноров для устранения дефицита  в финансировании, есть все основания полагать, что акцент ЕС на Украине и общая усталость Брюсселя по отношению к Сирии и ее беженцам приведут к постоянному снижению уровня такой поддержки. Это приведет к рискам в области безопасности.  Исследования показывают, что беженцы, которые не интегрированы в принимающие их общества, как это имеет место в случае сирийцев в Ливане, Иордании и, в некоторой степени, Турции, более склонны к милитаризации и дестабилизации в принимающих странах. Недавняя история Ближнего Востока, к сожалению, дает несколько примеров этого. Маргинализированные палестинские беженцы присоединились к ФАТХу и другим группировкам боевиков, внесшим свой вклад в гражданскую войну 1970 года в Иордании. Точно так же  палестинцы в Ливане, присоединились к группам ополченцев, чтобы сражаться в ливанской гражданской войне 1975-1990 годов. В Афганистане  талибы активно вербовали недовольных афганских беженцев, живущих в Пакистане, чтобы обеспечить свою военную победу в 1996 году. Статистика показывает, что оставление беженцев без поддержки в течение длительного периода времени, скорее всего, побудит значительную их часть  к милитаризации. В сирийском случае существует дополнительная угроза радикального джихадизма. Чтобы предотвратить это, в идеале правительства должны приложить больше усилий для разрешения сирийского кризиса и найти способ безопасного возвращения беженцев домой. Однако последнее десятилетие показало, что никто не готов выделять необходимые экономические или военные ресурсы. Вместо этого, возможно, следует очевидно признать, что многие сирийские беженцы не вернутся домой в ближайшее время, и принимающие их правительства нуждаются в большей поддержке. Это особенно верно для Ливана и Иордании, где обе экономики испытывают трудности и едва могут поддерживать даже свое население в необходимой степени. Хотя у западных правительств есть ресурсы, чтобы взять это на себя, они, к сожалению, вряд ли сделают это, учитывая их недавние приоритеты помощи и их внимание к Украине. Вместо этого богатые региональные правительства, в частности Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ, должны пересмотреть и активизировать свое взаимодействие с беженцами. Другими словами, арабский мир должен взять на себя большей ответственности за решение проблемы беженцев в своем регионе на фоне отвлечения всех сил и ресурсов коллективного Запада на украинское направление.

52.35MB | MySQL:106 | 0,594sec