Может ли саудовский монарх встретиться с президентом Израиля?

Заявление одного из представителей американского государственного департамента, касавшееся состоявшейся, по его утверждению, личной встрече между саудовским королем Абдаллой и президентом Израиля Шимоном Пересом во время патронировавшегося монархом и проходившего под эгидой ООН летом 2008 г. в Нью-Йорке очередного раунда «диалога религий», уже неоднократно опровергалось в Саудовской Аравии. Это сделал сам саудовский монарх, глава подчиненного ему министерства иностранных дел королевства принц Сауд Аль-Фейсал. Наконец, 1 мая 2009 г. издаваемая в Лондоне и финансируемая саудовской стороной ведущая газета арабского мира «Аш-Шарк Аль-Аусат», связавшись с государственным департаментом Соединенных Штатов, поместила специальное сообщение об опровержении этого заявления американским внешнеполитическим ведомством, подчеркнувшим его «ошибочность». Как вытекало из сообщения «Аш-Шарк Аль-Аусат», присутствие на нью-йоркском форуме «диалога религий», с одной стороны, саудовского монарха, а, с другой, израильского президента вовсе не означало, что оба этих руководителя лично встречались друг с другом.

Тем не менее, проблема не кажется столь однозначно очевидной. Вне зависимости, однако, от того, насколько сообщение о встрече между королем Абдаллой и президентом Ш. Пересом соответствует действительности, сама вероятность такого развития событий в будущем ни в коей мере не исключается саудовской стороной. Важны будут лишь обстоятельства времени и места или, иначе говоря, условия, на которых эта встреча могла бы состояться. Опубликованная 2 мая 2009 г. эр-риядской газетой «Ар-Рияд» передовая статья «Зачем король Абдалла будет встречаться с Пересом?» заслуживает, в этой связи, серьезного внимания.

Итак, автор этой статьи констатирует, прежде всего, что у саудовской стороны «нет никаких политических комплексов в отношении того или иного события», поскольку, как он замечает, саудовская сторона «не ставит во главу угла своего курса принцип авантюризма», а, напротив, «действует на основе логики, на основе своих национальных интересов, а также интересов арабского и исламского мира». Прекрасное начало, но как оно связано со слухами о состоявшейся личной встрече двух политиков? В этой связи автор передовой статьи в «Ар-Рияд» замечает: «Скорее всего, слух о встрече между Служителем Двух Благородных Святынь и израильским президентом Шимоном Пересом может быть отнесен к области пропаганды. Вместе с тем, — продолжает он, — если бы целью этой встречи стало бы решение задач, касающихся интересов, например, палестинского дела, то все было бы ясно. Мы вовсе не стремимся представить себя как исключение на фоне палестинцев или тех или иных арабских государств, которые ранее нас начали обмен (с Израилем – Г.К.) посольствами, бюро или проводить (с израильскими представителями – Г.К.) открытые и секретные встречи».

Вопрос, по мнению автора передовой статьи в «Ар-Рияд», вовсе не заключается в том, чтобы проводить встречи между политическими деятели обеих стран. Саудовская Аравия вполне готова признать Государство Израиль: «Королевство выразило свою позицию, выдвинув проект, принятый бейрутским саммитом (Лиги арабских государств в 2002 г. – Г.К.). Эта позиция незыблема. Если Израиль действительно стремится к миру, то выдвинутый королевством проект достаточен для мира, а не для того, чтобы строить на его основе какие-либо радужные иллюзии или представления».

Суть этих слов состоит в том, что бейрутская инициатива короля (наследного принца в момент ее выдвижения) Абдаллы – это «не формальный, а принципиальный подход к палестинскому вопросу». Задача этой инициативы не в том, чтобы «открыть окно в сторону Израиля, а в том, чтобы содействовать установлению согласованного мира миру, а не мира, навязываемого одной стороной, стремящейся оказать на нас давление и выдвинуть нам собственные условия». Поскольку Израиль не принимает то, что ныне называется «арабской мирной инициативой», постольку, пишет автор одного из основных «внутренних» саудовский изданий, «у королевства нет каких-либо поводов обмениваться послами (с Израилем – Г.К.) или даже вести (с ним – Г.К.) переговоры лицом к лицу, когда представитель королевства встречается с кем-либо из израильских руководителей». Эта ситуация вовсе не означает, что Саудовская Аравия «может требовать от какого-либо исламского государства проведения идентичной политики».

Разумеется, продолжает далее автор «Ар-Рияд», «у нас нет никаких поводов для того, чтобы избегать присутствия на международных конференциях, мы стремимся преодолеть то, что разделяет религии и цивилизации». Королевства, отмечает он, заявило «о своей четкой позиции, пригласив (к участию в «диалоге религий» — Г.К.) представителей всех религий и верований». Это было сделано ради того, чтобы «покончить с разногласиями или, по крайней мере, положить конец ненависти, ведущей порой к словесному столкновению цивилизаций, а порой – и к открытому насилию». В этом «диалоге», продолжает он, «участвовал и иудаизм, представленный религиозными деятелями изнутри и извне (Израиля – Г.К.), как и все другие религии». Если бы, заявляет он, «король Абдалла уже тогда хотел встретиться с кем-либо из израильтян, он сделал бы это, решив сделать это сам, а, не распространяя предварительно слухи, не имеющие под собой никаких оснований».

Как вытекает из цитируемой статьи, израильская сторона «не раз пыталась проводить в отношении королевства политику открытой дипломатии, прибегая к международным посредникам, а также к посредникам из исламских стран». Впрочем, продолжает он, «мы не сомневаемся и в том, что предложения подобного рода делали королевству и некоторые арабы». Но, отмечает он, «все эти предложения сталкивались с непоколебимой позицией королевства, поскольку королевства нуждается в конкретных делах, а не в политических интригах, когда Израиль на всех международных форумах и встречах постоянно проводит курс на затягивание мира». Отсюда вытекает и политика Саудовской Аравии, «отвечающей отказом на израильские предложения о встречах».

И все же, возможна ли встреча? Автор статьи в ведущем внутрисаудовском издании подчеркивает: «Мы – за подлинный мир. Когда этот мир будет достигнут, тогда и возникнут легитимные оправдания для установления отношений, которые примут форму, отвечающую нашим интересам и нашему видению. Эти отношения будут тем шире, чем большего успеха достигнут мирные усилия (на Ближнем Востоке – Г.К.). А пропагандистские слухи нас не интересуют, пусть другие пожинают их плоды. Однако мы не желаем, чтобы кто-то подрывал и искажал суть нашей позиции и нашей роли, предлагал нам стандарты, не отвечающие нашим интересам, поскольку мы верим в то, что делаем».

Наконец, завершающая фраза статьи: «Если мы захотим вступить в диалог с Израилем, то найдем для этого все необходимые основания. Правда, однако, состоит в том, что мы будем отказываться от этого (прямого диалога – Г.К.) до тех пор, пока не наступит всеобъемлющий мир».

52.21MB | MySQL:103 | 0,469sec