Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и зоне палестино-израильского конфликта. Пакистанская армия проводила масштабную наступательную операцию против исламистских боевиков в северо-западных районах страны. Палестинские экстремисты из сектора Газа возобновили обстрелы приграничных районов Израиля.
На протяжении всей прошедшей недели пакистанская армия при поддержке авиации и частей спецназа проводила масштабную наступательную операцию против отрядов талибских боевиков в районах Дир и Бунер на северо-западе страны вблизи границы с Афганистаном. Официально объявлено, что главной целью операции является разоружение боевиков. По заявлению командования, 29 апреля правительственные войска захватили административный центр района Бунер г. Даггар, а к 1 мая овладели большей частью территории районов Дир и Бунер.
США одобрили силовые действия пакистанских властей против экстремистов. По мнению экспертов, именно давление со стороны Вашингтона стало одной из главных причин, подтолкнувших пакистанское руководство к проведению военной операции против талибов. Вместе с тем президент Б. Обама 30 апреля назвал нынешнее положение правительства Пакистана «очень хрупким» и заявил о необходимости оказания помощи Исламабаду. Обама также выразил обеспокоенность и сомнение в способности пакистанских властей поддерживать надлежащий уровень необходимых для жителей страны сфер жизни: образования, здравоохранения и правовой системы. Кроме того, глава американской администрации посоветовал руководству Пакистана переориентировать военных с противостояния с Индией на борьбу с боевиками. В то же время Б. Обама выразил уверенность в том, что пакистанский ядерный арсенал не попадет в руки экстремистов. Ранее, 27 апреля президент Пакистана А. А. Зардари сообщил, что национальный ядерный арсенал находится под надежной защитой.
По информации СМИ, глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус 2 мая заявил, что у пакистанского руководства имеется всего лишь две недели, чтобы «спасти Пакистан» и предотвратить приход к власти в стране движения «Талибан». По мнению Петрэуса, в оставшееся время пакистанская армия должна нанести мощный, «решающий» удар по исламистским боевикам.
Между тем, по информации из официальных пакистанских источников, власти намерены возобновить мирные переговоры с талибами, контролирующими долину Сват на северо-западе страны. При этом они требуют от исламистов сложить оружие и прекратить попытки расширения подвластных им территорий. Талибы же в качестве предварительного условия для возобновления диалога настаивают на немедленном прекращении военной операции и подтверждении законности деятельности шариатских судов в долине Сват.
29 апреля американский БПЛА нанес очередной ракетный удар по талибским боевикам на пакистанской территории.
ВМС Пакистана и стран НАТО 28-29 апреля провели совместные учения вблизи порта Карачи. В ходе мероприятия отрабатывались задачи совместных действий против террористов и пиратов.
В Персидском заливе 28 апреля завершились девятидневные совместные военно-морские учения «Арабская перчатка», в которых участвовали корабли и авиация ВМС аравийских монархий, Австралии, Великобритании, Пакистана, США и Франции. В ходе учений особое внимание уделялось борьбе с минной опасностью и отработке совместных действий флотов стран-участниц по защите прибрежной инфраструктуры.
На минувшей неделе боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа после длительного перерыва произвели несколько ракетных и минометных обстрелов приграничных районов Израиля. В ответ израильские ВВС нанесли удары по тоннелям на границе между палестинским анклавом и Египтом, по которым боевики контрабандно доставляют в сектор Газа оружие и боеприпасы. Израиль через египетских посредников предупредил руководство движения ХАМАС, что в случае продолжения обстрелов экстремисты получат «очень жесткий ответ».
27 апреля Х. Машааль в очередной, третий раз с 1996 г. избран главой политбюро палестинского радикального движения ХАМАС. Одновременно из состава этого органа был выведен М. Низаль, считающийся одним из главных противников Египта в руководстве исламистов.
Глава Палестинской национальной администрации и лидер движения ФАТХ М. Аббас 27 апреля сделал жесткие заявления по вопросам мирного соглашения с Израилем. Он потребовал от израильтян вернуться к границам, существовавшим до войны 1967 г., и «ни сантиметра больше». По словам Аббаса, о переговорах с Израилем не может быть и речи до тех пор, пока не будет окончательно заморожено строительство еврейских поселений на палестинских территориях Западного берега реки Иордан. Глава ПНА также отверг требование признать Израиль еврейским государством и призвал США оказать давление на израильское руководство, заставив его подписать мирное соглашение на основе арабских условий.
В ответ израильский МИД заявил, что «признание Израиля как суверенного государства для еврейского народа является основой и необходимым шагом в историческом процессе урегулирования между Израилем и палестинцами. Чем быстрее палестинцы примут этот фундаментальный и существенный факт, тем быстрее мир между двумя народами продвинется к плодотворным результатам».
В Каире 28 апреля завершился четвертый раунд переговоров между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, в ходе которого стороны смогли договориться по вопросу создания «временной структуры» ООП, которая будет действовать до выборов в Национальный совет Палестины в будущем году. Следующий раунд диалога должен состояться 16 мая.
Британские войска в Ираке 30 апреля официально передали вооруженным силам США контроль над крупнейшим городом юга страны Басрой. Таким образом, армия Великобритании прекратила участие в боевых операциях на иракской территории и начала подготовку к возвращению на родину. Ожидается, что англичане выведут свой военный контингент (3700 чел.) из Ирака к июлю с. г.
Президент Афганистана Х. Карзай 27 апреля сообщил о своем намерении принять участие в выборах нового главы государства, которые назначены на 20 августа с. г.
Министр обороны США Р. Гейтс заявил 1 мая, что военный удар по Ирану с целью вынудить его прекратить реализацию своей ядерной программы будет иметь лишь временный эффект — сможет затормозить ее на три года. Поэтому в подобной акции «просто нет смысла». Глава Пентагона также подчеркнул, что военная атака Ирана выведет его ядерную программу в подполье. Вместо этого, по мнению Гейтса, США и их союзники должны убедить руководителей ИРИ в том, что их ядерные амбиции приведут к возобновлению гонки вооружений, а это «усложнит жизнь Исламской республике». Р. Гейтс и госсекретарь Х. Клинтон полагают, что Соединенные Штаты должны сотрудничать со своими союзниками в целях ужесточения международных санкций против Ирана. Кроме того, Гейтс заявил о необходимости со стороны Вашингтона усилить экономическую и политическую изоляцию Тегерана, заставив его отказаться от ядерных амбиций.
По информации СМИ, израильские ВВС провели недавно учение в воздушном пространстве над Средиземным морем от территории Израиля до Гибралтара. Сообщается, что самолеты ВВС ЦАХАЛ в ходе учений смогли преодолеть расстояние, необходимое для того, чтобы долететь от Израиля до Ирана и обратно.
Турция и Сирия на минувшей неделе провели первую в истории двух стран совместную тренировку подразделений (взводов) своих пограничных войск. Мероприятие проходило в основном на территории САР вблизи границы с Турцией. Израильский министр обороны Э. Барак назвал эти учения «тревожным сигналом» и выразил надежду, «что стратегические отношения между Израилем и Турцией будут превалировать над турецкой потребностью участвовать в учениях подобного рода». В ответ командующий турецкой армией генерал И. Башбуг заявил, что Турции не нужно получать одобрение Израиля на проведение учений с Сирией, а «израильская реакция нас совершенно не беспокоит, т. к. «эти учения касаются только Турции и Сирии». В дни проведения тренировки в Турции с визитом находился министр обороны САР генерал Х. Туркмани. По итогам визита было подписано соглашение о сирийско-турецком сотрудничестве в сфере военного производства.
Президент Сирии Б. Асад 27 апреля вновь подтвердил, что прогресса в деле достижения мира с Израилем не будет до тех пор, пока сирийцам не возвратят оккупированные Голанские высоты. По мнению Асада, в настоящее время достижению ближневосточного урегулирования способствуют наблюдаемые в мире «положительный настрой и волна оптимизма», однако, по мнению президента САР, не известно, как долго это будет продолжаться.
По оценке экспертов ООН, ситуация в суданском регионе Дарфур может быть отнесена к конфликту низкой интенсивности. Так, если в период наибольшего обострения дарфурского конфликта в 2003-2004 гг. здесь погибли десятки тысяч мирных жителей, то в настоящее время ежемесячные потери среди гражданского населения составляют 130-150 человек.
Антиправительственные выступления, массовые беспорядки и вооруженные столкновения с силами безопасности произошли на минувшей неделе в ряде городов на юге Йемена. Протестные выступления были приурочены к 15-й годовщине начала гражданской войны между Севером и Югом страны, в которой победили северяне.
Правительство Сомали решительно осудило угрозы оппозиционного радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» захватить часть северных районов соседней Кении и установить там законы шариата. Со своей стороны, кенийские власти усиливают меры безопасности на сомалийской границе. Сюда переброшены дополнительные части кенийской армии.
28 апреля 14 основных политических партий и парламентских блоков в Ливане заключили т. н. «пакт о доверии» перед назначенными на 7 июня выборами в парламент республики. Участники соглашения условились соблюдать «джентльменские правила» в предвыборной борьбе и согласились провести голосование в «спокойной, безопасной и прозрачной атмосфере». Особый акцент ливанские политические лидеры сделали «на необходимости снижения уровня противостояния в СМИ». Между тем обстановка в стране по мере приближения даты выборов становится все более напряженной.
30 апреля по решению главы Специального трибунала по Ливану Франсена были освобождены из-под стражи четыре генерала, арестованные в 2005 г. по подозрению в причастности к убийству бывшего премьер-министра страны Р. Харири. Речь идет о лицах, руководивших управлением госбезопасности, жандармерией, военной разведкой и Республиканской гвардией. Вместе с тем прокурор Бельмар, который руководит следствием по делу Харири, заявил, что «он без колебаний потребует вновь ареста генералов, если появятся очевидные свидетельства их причастности к убийству экс-премьера Ливана».
Марокко активно занимается вопросами технического оснащения своих ВС. Король Мохаммед VI одобрил подписание в течение ближайших двух лет соглашений о военных поставках из Белоруссии, России, США и Франции. Их общая стоимость может составить 7,5 млрд долларов. Марокканцы закупят в США 140 модернизированных танков М-60А2. Идут переговоры о приобретении партии российских БМП-3. Рассматривается вопрос о закупке вертолетов Ми-35 и Ми-17 в РФ, бронетехники во Франции и ракетной техники в Испании. Бельгия уже поставила королевству 70 бронемашин.
Кувейт и Турция подписали 27 апреля меморандум о взаимопонимании по вопросам двустороннего военного сотрудничества.
Приложение
О сирийско-турецких отношениях
Турецкое направление всегда занимало важное место в сирийской внешней политике. Причем со времени становления Сирии в качестве независимого государства во второй половине 1940-х гг. ее отношения с Турцией носили сложный, а в отдельные периоды – конфронтационный характер. Это было связано с различной внешнеполитической ориентацией Дамаска и Анкары (Турция – активный член НАТО, а Сирия проводила радикальный внешнеполитический курс и к тому же во многом ориентировалась на СССР), наличием серьезных проблем, связанных с распределением вод пограничных рек, особенно Евфрата и Тигра, а также спорами территориально-пограничного характера. При этом Турция на протяжении длительного времени рассматривалась сирийскими руководителями в качестве страны, представляющей потенциальную угрозу для внешней и внутренней безопасности режимов, правивших в Дамаске. Так, сирийцы очень болезненно восприняли начавшееся в середине 1990-х гг. военно-политическое сближение Турции с Израилем, видя в нем прямую угрозу для своей страны. Вместе с тем отметим, что, несмотря на все сложности и элементы конфронтационности в двусторонних отношениях, Сирия никогда не размещала на границе с Турцией крупные военные силы и не стремилась к силовому разрешению спорных проблем с более сильным северным соседом. Турецкая сторона также постоянно не держала на сирийской границе значительные группировки своих войск, но в отдельных случаях использовала силовое давление на САР в интересах достижения своих политических целей.
Серьезным раздражителем в двусторонних отношениях был вопрос о поддержке, которую в Дамаске оказывали сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) в ее вооруженной борьбе с турецкими властями. В итоге это привело в 1998 г. к наиболее серьезному кризису между Дамаском и Анкарой. Причем ситуация была близка к возникновению вооруженного конфликта. Сирийское руководство, сознавая свою военную слабость и неспособность надлежащим образом противостоять силовому давлению Анкары, не желая и опасаясь разрастания масштабов противостояния, пошло на значительные уступки Турции, приняв обязательство прекратить оказание любого вида поддержки КРП и признать ее террористической организацией. В основном Дамаск выполнял договоренности с Анкарой, что уменьшило напряжение между двумя странами.
После кризиса 1998 г. сирийско-турецкие отношения начали постепенно нормализоваться. Правящие круги двух стран во все большей степени стали осознавать необходимость налаживания контактов в различных областях. Процесс улучшения двусторонних отношений также был связан с приходом к власти новых руководителей в САР (Б. Асад в 2000 г.) и в Турции (Партия справедливости и развития во главе с Р. Т. Эрдоганом в 2002 г.). В 2002 г. в Анкаре с визитом побывал начальник генштаба сирийских вооруженных сил генерал Х. Туркмани (ныне министр обороны САР). По его итогам было подписано «Рамочное соглашение об образовательном, техническом и научном сотрудничестве в военной сфере», которое, в частности, предусматривает проведение совместных учений ВС двух государств. В январе 2002 г. Анкару посетил министр иностранных дел Сирии Ф. аш-Шараа, а в феврале 2003 г. стороны подписали соглашение о развитии экономических отношений.
Вслед за свержением режима С. Хусейна в Ираке весной 2003 г. Сирия, стремясь упрочить свое осложнившееся внешнеполитическое положение, взяла курс на активизацию процесса улучшения отношений с Турцией, что нашло позитивный отклик у турецкого правительства. В январе 2004 г. впервые в истории двух государств Анкару с официальным визитом посетил президент САР Б. Асад. В результате этого визита «удалось разбить лед, сковавший отношения двух стран в течении более чем полувека», положить начало регулярному политическому диалогу на высшем уровне между Дамаском и Анкарой и начать установление климата доверия между сирийскими и турецкими руководителями. В 2005 г. Дамаск с визитом посетил тогдашний президент Турции А. Н Сезер, а в 2007 г. Б. Асад вторично побывал в Анкаре.
Сирия и Турция имеют схожие позиции по многим региональным проблемам. По мнению главы турецкого правительства Р. Т. Эрдогана, развитие партнерства с Сирией приведет к большей стабильности и безопасности на Ближнем Востоке. Дамаск и Анкара выступают за сохранение единства и территориальной целостности Ирака, против создания независимого курдского государства, подчеркивают необходимость скорейшей подготовки основы для создания независимого палестинского государства, выступают за уход Израиля со всех оккупированных арабских территорий, включая сирийские Голанские высоты. Анкара являлась посредником в организации непрямых сирийско-израильских мирных переговоров, несколько раундов, которые прошли на турецкой территории, в обмене письмами между президентом САР Б. Асадом и премьер-министром Израиля Э. Ольмертом. После прихода к власти в Израиле весной 2009 г. нового правительства во главе с Б. Нетаньяху премьер-министр Р. Т. Эрдоган подтвердил готовность Анкары продолжать оказывать посреднические услуги при условии согласия на это сирийцев и израильтян.
За последние годы Сирия и Турция интенсивно продвигались по пути расширения двустороннего сотрудничества в различных областях. Был подписан целый ряд документов, составивших солидную договорно-правовую базу сирийско-турецких отношений. Эти документы охватывают сферы экономики, финансов, энергетики, строительства, транспортного сообщения, здравоохранения, туризма, сотрудничества таможенных служб. Сирия стала первой арабской страной, заключившей с Турцией соглашение о создании зоны свободной торговли. На сегодняшний день Турция является крупнейшим иностранным инвестором САР. В Сирии турецкие компании реализуют свыше 30 крупных проектов. Турецкие деловые круги намерены продолжать инвестиции в сирийскую экономику, что служит важным показателем настроя Анкары на долгосрочное сотрудничество. Одним из значимых итогов улучшения двусторонних отношений стало решение Турции пойти навстречу сирийским пожеланиям об увеличении сброса воды в Евфрат, что позволило увеличить выработку электроэнергии на ГЭС в Табке и расширить площадь орошаемых земель. Турция активно пропагандирует в Сирии свою культуру и язык. На турецко-сирийской границе открыты новые консульства для облегчения взаимных посещений граждан, особенно родственников.
Очень большое значение имело подписание в декабре 2003 г. соглашение о совместной борьбе с терроризмом, которое сняло многие элементы недоверия между двумя государствами. В 2004 г. создается совместный комитет по вопросам безопасности. Сирия и Турция также договорились о разминировании полос земли по обе стороны совместной границы. В 2009 г. сделаны первые конкретные шаги по налаживанию сотрудничества в военной сфере.
В Дамаске и Анкаре считают, что от улучшения отношений выиграли обе страны. Имеется много факторов, которые могут способствовать упрочению добрососедства и партнерства между Сирией и Турцией. Это заинтересованность во взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве, включая турецкий транзит через сирийскую территорию в Иорданию и далее в Саудовскую Аравию, а также в Ливан, общность позиций по курдской проблеме, заинтересованность в совместных действиях в борьбе с терроризмом и наркоторговлей. Для Сирии очень важно то, что сближение с Турцией существенным образом укрепило ее внешнеполитические позиции, позволило выйти из региональной изоляции.
Вместе с тем, начав процесс взаимного сближения, Дамаск и Анкара с молчаливого согласия друг друга оставили в стороне, законсервировали две очень серьезные проблемы: распределения водных ресурсов и территориально-пограничные разногласия. Однако стороны отнюдь не забыли об их существовании, а это означает возможную расконсервацию упомянутых проблем, что может вновь осложнить сирийско-турецкие отношения. Так, Турция упорно не желает договорно-правовой фиксации прав Сирии (а также Ирака) на водные ресурсы Евфрата и Тигра, сохраняя за собой право в одностороннем порядке регулировать их сток в зависимости от экономической или политической конъюнктуры. Со своей стороны, Сирия аналогичным образом поступает в отношении стока вод пограничных рек на западном участке границы с Турцией. Нет оснований считать, что в Дамаске полностью отказались от претензий на входивший до 1939 г. в состав Сирии турецкий район Хатай (Искандерун), хотя в открытой форме об этом и не заявляют. Спорные вопросы имеются и по некоторым другим участкам совместной границы. У сирийцев сохраняются опасения по поводу военного и военно-технического сотрудничества Турции с Израилем.