Об участии бундесвера в борьбе с возделыванием наркокультур в Афганистане

В последние недели в немецко-афганских отношениях одной из главных была тема участия бундесвера в борьбе с наркопосевами.

Тому есть серьезные причины, корень которых следует искать не в Европе и в Азии, а за океаном. США в лице новой администрации ищут в Афганистане высокопоставленных чиновников, которые смогут упрекнуть Германию за ее несговорчивость включить немцев в активные действия с производителями и торговцами героина. Бундесвер ограничился территорией, на которой дислоцирован, — север Афганистана, тогда как наиболее значительные площади под опийный мак сосредоточены на юге. Именно там силы ISAF терпят фактическое поражение. США намерены разделить его горечь не только с британцами и канадцами – соседями по присутствию в основных наркозонах, но и с немцами, расположенными за несколько сот километров к северу.

Основной корень неудач в борьбе с наркобаронами – непродуманная политика США в Афганистане. Они 7,5 лет демонстрируют в стране полную несостоятельность, начиная с провала в достижении первой цели, обозначенной как поимка или уничтожение Усамы бен Ладена. Далее идет череда поражений, главное из которых — многократное (по различным оценкам, в 4-10 раз) увеличение посевов опийного мака.

Поскольку рост площадей и, соответственно, производство героина, происходят на территории, где дислоцируются американцы, создается впечатление, что присутствие США каким-то образом стимулирует развитие этой криминальной сферы экономики – к слову сказать, единственной, которая развивается динамично в стране, где индустрия полностью разрушена. По крайней мере, налицо прямая пропорция: чем выше численность сил ISAF в наркозонах, тем просторней наркоплантации. Декларируемое при этом американцами и афганским правительством снижение числа провинций, где возделывается опийный мак, не должно вводить в заблуждение: территории провинций порой просто несопоставимы.

И хорошо бы найти помощника в таком деликантном вопросе, как распределение равной ноши ответственности среди партнеров по ISAF, среди которых явно неосвоенными выглядит ФРГ.

Такой помощник находится. Это — министр по борьбе с наркоторговлей Афганистана генерал Ходэйдад, который, как сообщило 28 апреля радио Deutsche Welle, дал интервью телекомпании ARD. Смысл заявлений министра – бундесверу пора включаться в отстрел наркобаронов. Генерал рисует неприглядный образ немецкого солдата. Создается впечатление, что бундесвер избегает передней линии огня и вроде отсиживается в окопах, тогда как другие (читай: американцы с коллегами из Великобритании и Канады) действуют. Между тем, по информации, размещенной на сайте бундесвера 06.01.2009, Кундуз переименован немецкими военнослужащими в Suicide-City – город самоубийц — из-за участившихся случаев нападений террористов-смертников, что «очень неприятно слышать бургомистру Кундуза Абдул Вахеду Азизу». Вот он, «спокойный север» в реальности.

Но, видимо, с кундузским бургомистром генерал Ходэйдад не знаком и положение знает хуже, чем армейские военные репортеры. Иначе бы он не «констатировал, что в деле борьбы с наркотиками немецкие солдаты делают слишком мало», отмечает Deutsche Welle.

То, что немцы строго соблюдают инструкции и действуют последовательно, как бы не в счет. А между тем существует ряд важных моментов.

Первый: мандат бундесвера в Афганистане категорически запрещает немецким солдатам участвовать в целенаправленных операциях против производства и торговли наркотиками. Он нацелен, в основном, на обеспечение эффективной работы так называемых бригад по реконструкции, которые проводят в жизнь серию гражданских программ, главным образом, в строительстве ирригационных систем, дорог, школ и больниц. Бундесверовец с автоматом должен охранять этот мирный процесс, в который, кстати сказать, вовлечены и специалисты из соответствующих ведомств ФРГ.

Второй важный момент: на совещании в Будапеште министров обороны 26 стран-членов НАТО (9-10.10.2008) в результате дебатов было принято решение — каждой из них дается право самой определять, что она захочет делать в борьбе с производителями наркотиков и каким будет ее участие в операциях по уничтожению посевов опиумного мака и лабораторий, где производится героин.

Третий важный момент: Афганистану пора самому активизировать свои усилия в борьбе с наркотиками. Страна должна избавиться от маски изгоя, прекратить изображать из себя ущербного и ущемленного в средствах. Беседы на эти темы высоких официальных лиц ФРГ и Афганистана носят неизменно традиционный и отчасти назойливо-мистический характер. Потому что именно этими соображениями — защищать себя самостоятельно — и было изначально обусловлено участие ФРГ в преобразованиях в Афганистане.

Это отмечается в программном стратегическом документе правительства ФРГ «Афганская Концепция», в том числе в версиях 2007 и 2008 годов. К примеру, к середине 2007 года Германия, взяв на себя ведущую роль в строительстве афганского правопорядка, задействовала уже около 19 тыс. сотрудников полиции, с которыми работали 42 немецких полицейских инструктора. Запущенный в 2002 году затратный механизм поглотил не только массу усилий немецких тренеров и инструкторов. В ноябре 2007 года А.Меркель сообщала: на подготовку афганской полиции Германия выделила в течение последних пяти лет, 74 млн евро, а с 2008 года федеральный бюджет построен таким образом, чтобы увеличивать объем ежегодных ассигнований на 20 млн евро. Афганский ломоть бюджетного оборонного «пирога» сегодня не столь уж велик, всего одна шестидесятая доля, однако она составляет около 60% средств, выделенных на все зарубежные миссии бундесвера, а это, напомним, и Косово, и Ливан, и Судан, и Африканский Рог. Приводя эти данные, Die Welt (18.03.2009), указывает: только в рамках немецких программ развития Афганистан получил в 2008 году 140 млн евро.

В ходе состоявшегося на днях визита главы МИДа ФРГ Ф.-В.Штайнмаейера немецкий гость вновь озвучил эти цифры, не имеющие, кстати, аналогов, если сравнивать с финансовой поддержкой какой-либо из 42 стран, участвующих в миротворческой миссии в Афганистане. Вновь доведены масштабы помощи до президента Хамида Карзая. Тот подтвердил их справедливость и не согласился с утверждением, имеющим хождение в высоких правительственных кругах Афганистана о том, что Германия прикладывает недостаточно усилий для борьбы с наркотиками, а о таковом мнении в кабинете министров своей страны сказал в том смысле, что слышит об этом впервые. Получается, что генерал Ходэйдад говорил либо как частное лицо, либо, как шеф ведомства, которое не считается с мнением президента. В любом случае высказывания генерала Ходэйдада можно назвать, по меньшей мере, странными.

Чтобы афганский министр не сомневался в том, что его горячее желание послать бундесверовца на острел наркобаронов не жизнеспособно, Федеральный канцлер в интервью ганноверской газете Neue Presse от 02.05.2009 категорически отвергла возможность участия немецких солдат в борьбе с выращиванием опийного мака. «Тот, кто сводит борьбу с производством наркотиков только к военным операциям, безусловно, сужает проблему», — подчеркнула она.

По обнародованной в Кабуле по завершении визита Ф.-В.Штайнмайера информации из секретных источников, радикальное исламское движение «Талибан» предпринимает серию весенних наступлений на войска ISAF под девизом «Уберите пальцы с маковых полей». Что вполне понятно: экстремисты благоденствуют благодаря реализации героина, который производится в подпольных лабораториях. Отпор талибы дадут жесткий и беспощадный. Западный солдат, по их мнению, покушается на святая святых – кошелек экстремизма. Мало того, он усиливает военную составляющую борьбы с производством и сбытом наркотиков, о чем объявил Вашинтон, посылая дополнительный контингент в южные провинции Афганистана.

США, пользуясь предоставленным в Будапеште правом выбора средств и методов в отстреле наркобаронов, собирается по-своему остановить нарастающие площади под опийный мак. Великобритания дружно шагает в одной шеренге с заокеанским братом. В примеру, в конце февраля британцы совместно с афганскими полицейскими провели широкомасштабную операцию в провинции Гильменд, где обнаружили четыре подпольные фабрики в ходе, как говорится, производственного процесса. Были обнаружены героин и необходимые химикалии для его изготовления на сумму 60 млн евро. «Мы понимаем, что это лишь капля в океане,- сказал британский офицер, участвующий в операции, — и что до сих пор борьба с наркопроизводством была абсолютно безнадежной».

Федеральный канцлер придерживается того же мнения, что и офицер Великобритании. Поэтому Германия избрала иное решение, и о нем Ангела Меркель вновь громко и внятно заявила в интервью Neue Presse: заняться масштабной подготовкой афганских полицейских, чтобы те, детально зная местные реалии и особенности, схемы сбыта сырья (в которых, добавим, нередко участвуют и сами) сами же наводили порядок в собственной стране. Другой вопрос, насколько способна насквозь коррупционная система реформировать самое себя.

Что же касается обязательств ФРГ, то она, как уже отмечалось выше, проводит подготовку личного состава афганской полиции уже не первый год. Просто сейчас речь идет о наращивании ее объема, включая строительство здания Полицейской академии. Данный вид деятельности является более эффективным, чем истребление наркокультур, отслеживание сбытовой цепочки, поиск секретных лабораторий и погони за наркобаронами в духе американских вестернов. Все это красиво выглядит в кино, однако Германия не желает подставлять под пули бундесверовцев при наличии уже имеющихся 32 жертв.

На контрдовод о том, что сегодня 90 процентов мирового производства опиума сосредоточено в Гиндукуше, немецкие эксперты советуют спецслужбам Афганистана заняться поиском в высших эшелонах власти, а заодно и в своих собственных, тех, кто «крышует» криминальный бизнес.

Одновременно следует изучить вопрос, отчего культивирование опийного мака кажется афганскому крестьянину более привлекательным, чем пшеницы и других культур. Газета Neue Presse приводит мнение немецких экспертов по сельскому хозяйству из так называемой команды по реконструкции (всего их в Афгангистане 26, из них немецких – пять), которые утверждают, что выращивание мака «в тысячу раз выгоднее», и этим объясняется все. Известен, правда, и британский опыт борьбы с наркопосевами, названный «альтернативное решение». За уничтоженный опийный мак на каждом гектаре британцы заплатили крестьянам по 1,7 тыс. долларов. Крестьяне, занявшиеся было возделыванием других культур, вскоре снова возвратились к маку: видимо, встречная цена, предложенная талибами, оказалась выше. Это и явилось решающим обстоятельством в стране, где подавляющая часть сельских жителей имеет ежедневный доход менее одного доллара.

В этом году урожай опийного мака-сырца составит, по прогнозам немецких экспертов, свыше 9 тыс. тонн. Прибыль от реализации героина, произведенного из данного объема, даже трудно подсчитать точно; в любом случае она составит несколько миллиардов долларов США. Наркопоток будет распределен следующим образом: 50 процентов наркотиков пойдет в Европу, 25 процентов в Россию и другие страны восточной Европы и 25 процентов в Восточную Азию, указывается в рапорте спецслужб.

Это не может не тревожить Германию. «Было бы неверно отказываться от выполнения обязательств в Афганистане, которые мы взяли вместе с другими членами мирового сообщества», указала А.Меркель, однако отметила, что совмещение антинаркотической военной операции с усилиями по восстановлению экономики в Афганистане не имеет никакой разумной альтернативы.

52.32MB | MySQL:103 | 0,619sec