Угрозы для продовольственной безопасности для арабских государств Персидского залива

На фоне эскалации алармистских сигналов об угрозе мирового продовольственного голода уже во второй половине текущего года, нет четкого понимания относительно реальных рисков продовольственной безопасности в арабских государствах Персидского залива.

Несмотря на относительно благополучное финансовое положение большинства этих стран на фоне благоприятного для их экономики беспрецедентного роста цен на энергоносители на мировых рынках, данный регион с точки зрения аграрного производства представляет собой зону повышенного риска с учетом ограниченности их земельных и водных ресурсов и засушливого климата. На арабские государства Персидского залива приходится менее 2% культивируемых земель в мировом обороте, при том что в среднем они импортируют около 85% всего потребляемого продовольствия.

Несмотря на такую уязвимость от внешних поставок в агропроме, практически все страны этого региона на данном этапе пока достаточно успешно справляются с мировым продовольственным кризисом. Нужно отметить, что все эти страны подошли к глобальному продовольственному кризису весьма подготовленными. По состоянию на 2021 год. все они входят в 30-ку ведущих стран мира по индексу оценки национальной продовольственной безопасности (лучший – Катар, расположенный на 24-м месте, за ним следуют Кувейт, ОАЭ, Оман и Бахрейн), за исключением Саудовской Аравии, которая в мировом рейтинге стоит на 44-м месте.

Высокая степень готовности арабских стран к кризисным угрозам в продовольственном секторе объясняется основательной подготовкой на национальном уровне к такого рода рискам и тщательным планированием. С 1990-х гг. все эти страны уделяли приоритетное внимание и выделяли финансовые ресурсы для обеспечения национальной продовольственной безопасности на фоне высокой зависимости от экспорта и регулярных всплесков мировых цен на продовольствие. Сформированные ими в 2000-е гг. национальные стратегии продовольственной безопасности во многом учитывают риски волатильности продовольственных цен, а также адресуют риски применяемых странами-производителями экспортных ограничений в случае неурожаев, климатических рисков или иных проблем.

В частности, с одной стороны многие страны региона стремятся развивать собственное аграрное производство на базе современных энергосберегающих, почвосберегающих и водосберегающих технологий, включая возобновляемые источники энергии. В том числе речь идет о вертикальных городских фермах, теплицах с применением солнечных панелей, проектов по опреснению морской воды для ирригации и т.д., в особенности для производства здорового питания (свежие овощи и фрукты и пр.). Это локальное производство носит ограниченный характер, не позволяет добиться существенного замещения экспорта, но базируется исключительно на минимальном задействовании ограниченных внутренних ресурсов, позволяя при этом создавать новые рабочие места на рынках. В то же время, массовому применению таких технологий препятствуют относительная дороговизна применяемых технологий, что не позволяет добиваться высокой конкурентоспособности этой продукции и ее масштабированию.

С другой стороны, арабские государства Персидского залива смогли за последние два десятилетия существенно диверсифицировать и упрочить сеть закупок продовольствия на мировых рынках, что позволяет им активно маневрировать для устойчивого и стабильного обеспечения поставок из других стран основных стратегических видов продовольственной номенклатуры.

Кроме того, ряд стран Персидского залива инвестировали в приобретение обширных пахотных земель в третьих странах, особенно в Африке, что позволило им выращивать необходимую монокультуру на этих землях для последующего обеспечения своего внутреннего спроса. В частности, Cаудовская Аравия с 2008 года последовательно приобретала дешевые пахотные земли в Судане, Кении и Эфиопии для производства зерновых, одновременно сокращая внутреннее производство пшеницы на 12% для сокращения нагрузки на собственные водные ресурсы. Нужно понимать и просчитывать имеющиеся в применении этого подхода риски, с учетом дороговизны и ненадежности, поскольку в случаях реального дефицита продовольствия и наступления масштабного голода в мире со стороны африканских стран-производителей могут быть также приняты ограничительные либо защитные меры по недопущению вывоза произведенного продовольствия.

Нужно отметить, что сформулированные в последнее десятилетие в арабских странах Персидского залива обновленные национальные стратегии продовольственной безопасности предусматривают превентивные шаги и меры в случае глобальных гуманитарных кризисов. Например, в сформулированной Катаром в 2017 году новой национальной стратегии продовольственной безопасности особо подчеркивается важность превентивных мер планирования, cоздания резервов и воссоздания целого ряда ключевых отраслевых производств на случай кризиса (например, молочного производства). В новой стратегии продовольственной безопасности ОАЭ от 2018 года содержится целевая задача по вхождению в десятку лидеров по глобальному рейтингу (индексу) продовольственной безопасности до 2051 года. Решением этой задачи займется специально созданное в ОАЭ министерство продовольственной безопасности. Более амбициозные задачи ставит Кувейт в своей новой национальной стратегии по достижению устойчивых продовольственных систем до 2030 года, одобренной в конце 2021 года. Согласно этой стратегии, власти Кувейта рассчитывают выйти на уровень самообеспечения, хотя бы по некоторым стратегическим видам продовольствия, за счет массового внедрения современных технологий и инвестирования в малые и средние фермерские хозяйства.

В итоге, на данном этапе арабские государства Персидского залива способны эффективно купировать большинство существующих угроз в сфере глобальной продовольственной безопасности. Дело в том, что на текущем этапе по мнению экспертов основная угроза продовольственного кризиса и мирового голода проистекает из-за отсутствия экономического доступа населения, особенно в бедных странах, к продовольствию. При этом физический доступ к продовольствию пока не находится под угрозой – в мире производится достаточное количество продовольствия для потребителей, главные проблемы в нарушении логистических цепочек, систем поставок и хранения, сохраняющихся ввиду пандемии ограничений на перевозки и пр. В этой связи арабские государства Персидского залива имеют достаточные инструменты для контролирования ситуации за счет диверсификации поставок и недопущения высокой продовольственной инфляции на внутренних рынках, в отличие от той же Турции. Благодаря росту мировых цен на энергоносители, в большинстве этих стран ожидается высокий показатель роста ВВП в 2022 году. Например, в Саудовской Аравии в первом квартале текущего года экономика выросла почти на 10%. По-прежнему, в этих странах расходы населения на продовольствие составляют относительно небольшую долю их потребительских расходов и практически не растут.

62.88MB | MySQL:102 | 0,482sec