На фоне эскалации алармистских сигналов об угрозе мирового продовольственного голода уже во второй половине текущего года, нет четкого понимания относительно реальных рисков продовольственной безопасности в арабских государствах Персидского залива.
Несмотря на относительно благополучное финансовое положение большинства этих стран на фоне благоприятного для их экономики беспрецедентного роста цен на энергоносители на мировых рынках, данный регион с точки зрения аграрного производства представляет собой зону повышенного риска с учетом ограниченности их земельных и водных ресурсов и засушливого климата. На арабские государства Персидского залива приходится менее 2% культивируемых земель в мировом обороте, при том что в среднем они импортируют около 85% всего потребляемого продовольствия.
Несмотря на такую уязвимость от внешних поставок в агропроме, практически все страны этого региона на данном этапе пока достаточно успешно справляются с мировым продовольственным кризисом. Нужно отметить, что все эти страны подошли к глобальному продовольственному кризису весьма подготовленными. По состоянию на 2021 год. все они входят в 30-ку ведущих стран мира по индексу оценки национальной продовольственной безопасности (лучший – Катар, расположенный на 24-м месте, за ним следуют Кувейт, ОАЭ, Оман и Бахрейн), за исключением Саудовской Аравии, которая в мировом рейтинге стоит на 44-м месте.
Высокая степень готовности арабских стран к кризисным угрозам в продовольственном секторе объясняется основательной подготовкой на национальном уровне к такого рода рискам и тщательным планированием. С 1990-х гг. все эти страны уделяли приоритетное внимание и выделяли финансовые ресурсы для обеспечения национальной продовольственной безопасности на фоне высокой зависимости от экспорта и регулярных всплесков мировых цен на продовольствие. Сформированные ими в 2000-е гг. национальные стратегии продовольственной безопасности во многом учитывают риски волатильности продовольственных цен, а также адресуют риски применяемых странами-производителями экспортных ограничений в случае неурожаев, климатических рисков или иных проблем.
В частности, с одной стороны многие страны региона стремятся развивать собственное аграрное производство на базе современных энергосберегающих, почвосберегающих и водосберегающих технологий, включая возобновляемые источники энергии. В том числе речь идет о вертикальных городских фермах, теплицах с применением солнечных панелей, проектов по опреснению морской воды для ирригации и т.д., в особенности для производства здорового питания (свежие овощи и фрукты и пр.). Это локальное производство носит ограниченный характер, не позволяет добиться существенного замещения экспорта, но базируется исключительно на минимальном задействовании ограниченных внутренних ресурсов, позволяя при этом создавать новые рабочие места на рынках. В то же время, массовому применению таких технологий препятствуют относительная дороговизна применяемых технологий, что не позволяет добиваться высокой конкурентоспособности этой продукции и ее масштабированию.
С другой стороны, арабские государства Персидского залива смогли за последние два десятилетия существенно диверсифицировать и упрочить сеть закупок продовольствия на мировых рынках, что позволяет им активно маневрировать для устойчивого и стабильного обеспечения поставок из других стран основных стратегических видов продовольственной номенклатуры.
Кроме того, ряд стран Персидского залива инвестировали в приобретение обширных пахотных земель в третьих странах, особенно в Африке, что позволило им выращивать необходимую монокультуру на этих землях для последующего обеспечения своего внутреннего спроса. В частности, Cаудовская Аравия с 2008 года последовательно приобретала дешевые пахотные земли в Судане, Кении и Эфиопии для производства зерновых, одновременно сокращая внутреннее производство пшеницы на 12% для сокращения нагрузки на собственные водные ресурсы. Нужно понимать и просчитывать имеющиеся в применении этого подхода риски, с учетом дороговизны и ненадежности, поскольку в случаях реального дефицита продовольствия и наступления масштабного голода в мире со стороны африканских стран-производителей могут быть также приняты ограничительные либо защитные меры по недопущению вывоза произведенного продовольствия.
Нужно отметить, что сформулированные в последнее десятилетие в арабских странах Персидского залива обновленные национальные стратегии продовольственной безопасности предусматривают превентивные шаги и меры в случае глобальных гуманитарных кризисов. Например, в сформулированной Катаром в 2017 году новой национальной стратегии продовольственной безопасности особо подчеркивается важность превентивных мер планирования, cоздания резервов и воссоздания целого ряда ключевых отраслевых производств на случай кризиса (например, молочного производства). В новой стратегии продовольственной безопасности ОАЭ от 2018 года содержится целевая задача по вхождению в десятку лидеров по глобальному рейтингу (индексу) продовольственной безопасности до 2051 года. Решением этой задачи займется специально созданное в ОАЭ министерство продовольственной безопасности. Более амбициозные задачи ставит Кувейт в своей новой национальной стратегии по достижению устойчивых продовольственных систем до 2030 года, одобренной в конце 2021 года. Согласно этой стратегии, власти Кувейта рассчитывают выйти на уровень самообеспечения, хотя бы по некоторым стратегическим видам продовольствия, за счет массового внедрения современных технологий и инвестирования в малые и средние фермерские хозяйства.
В итоге, на данном этапе арабские государства Персидского залива способны эффективно купировать большинство существующих угроз в сфере глобальной продовольственной безопасности. Дело в том, что на текущем этапе по мнению экспертов основная угроза продовольственного кризиса и мирового голода проистекает из-за отсутствия экономического доступа населения, особенно в бедных странах, к продовольствию. При этом физический доступ к продовольствию пока не находится под угрозой – в мире производится достаточное количество продовольствия для потребителей, главные проблемы в нарушении логистических цепочек, систем поставок и хранения, сохраняющихся ввиду пандемии ограничений на перевозки и пр. В этой связи арабские государства Персидского залива имеют достаточные инструменты для контролирования ситуации за счет диверсификации поставок и недопущения высокой продовольственной инфляции на внутренних рынках, в отличие от той же Турции. Благодаря росту мировых цен на энергоносители, в большинстве этих стран ожидается высокий показатель роста ВВП в 2022 году. Например, в Саудовской Аравии в первом квартале текущего года экономика выросла почти на 10%. По-прежнему, в этих странах расходы населения на продовольствие составляют относительно небольшую долю их потребительских расходов и практически не растут.