О проблемах при заключении соглашения о поставках катарского газа в ФРГ

Германия продолжает решать газовую дилемму, занимаясь поиском новых поставщиков для диверсификации импорта, а параллельно накапливая российское «голубое топливо», чтобы к 1 ноября выполнить требование законодательство, в соответствии с которыми хранилища должны быть наполнены к этому сроку на 90 %. По данным на начало текущей недели, нынешний объем запасов составляет 40,8 %, в то время как около месяца назад этот показатель приближался к 30 %. В сложившихся обстоятельствах Берлин ведет переговоры о новых контрактах, где особенно рассчитывает на сотрудничество с Дохой, однако на этом пути обнаружился ряд препятствий, уступка в отношении которых способна оказать негативное воздействие на партию «Зеленых».

По информации германских источников, переговоры ФРГ и Катара о поставках сжиженного природного газа (СПГ) зашли в тупик по трем причинам. Первая из них заключается в том, что эмират настаивает на долгосрочных контрактах продолжительностью в 20-лет, что категорически противоречит установкам федерального правительства по декарбонизации. Берлин ранее обозначил, что в его планах к 2040 г. сократить выбросы углекислого газа на 88 %, а к 2042 г. превратиться в полностью «экологически нейтральное» государство. Следовательно, максимум, который способна предложить коалиция «светофор» — соглашение на переходный период не более 10 лет.

Мотивация Дохи в данном случае полностью противоположная. Как неоднократно заявляли в эмирате, порядка 85 % имеющегося газа уже распределено в соответствии с долгосрочными контрактами с партнерами в Азии, а потому в краткосрочной перспективе решить проблемы ЕС Катар не в силах. Вместе с тем в стадии реализации находится несколько дорогостоящих проектов, позволяющих в перспективе увеличить объемы экспорта не менее, чем на 60%, которые и будут предназначаться европейским покупателям, но не ранее 2026 г. Помимо этого катарские инвестиции в настоящий момент охотно направляются на строительство терминалов СПГ в Европе. По понятным причинам, Доха заинтересована в том, чтобы ее вложения окупились и как можно дольше приносили выгоду. Достижение этих целей и призваны обеспечить долгосрочные контракты, хотя это не единственная причина. Важным эффектом от текущей активизации сотрудничества с европейцами оказывается рост международно-политического влияния Катара и полный выход из изоляции, основанной на обвинениях в поддержке терроризма и вмешательстве в дела соседей по региону.

Второй пункт, по которому стороны не могут прийти к пониманию – механизм определения цены. Катарская позиция заключается в привязке стоимости газа к нефти, что является для эмирата традиционным подходом и применяется при заключении сделок с Азией, архитектуру которых страна, судя по всему, пытается повторить и в Европе. Германия, в свою очередь, хочет ориентироваться на нидерландский TTF Gas Futures, где конечная стоимость зависит от соотношения поставок и продаж хаба, а газ выступает уже как самостоятельный актив. По сути, первый и второй элемент соглашения, по которым расходятся во взглядах ФРГ и Катар, взаимозависимы. Привязка цены к нефти соответствует задачам долгосрочного планирования и в данном случае экспортера, желающего окупить инвестиции. Спотовое ценообразование применяется в краткосрочных сделках и для Дохи таит в себе еще одну угрозу. Состоит она в том, что, стремясь заложить в итоговые договоренности максимальное количество динамических факторов, Берлин как бы показывает, что имеет и альтернативную энергетическую стратегию в целом, и варианты иных источников импорта голубого топлива в частности. Причем в последнем случае речь может идти не столько о диверсификации за счет дополнительных стран, по текущим возможностям конкурентным Катару, сколько о возвращении к сотрудничеству с Россией при стабилизации международной обстановки.

Наконец, Доха категорически против внесения в документ, регламентирующий торговлю газом , пункта о возможности его дальнейшего реэкспорта другим потребителям в ЕС, поскольку это также ограничивает стратегию эмирата на европейском рынке. При этом последний элемент соглашения имеет принципиальное значение не только для Берлина, но и для Брюсселя, так как отражает не только национальные, сколько принцы объединенной Европы и, как следствие, целостного внутреннего рынка.

Согласно имеющимся данным, переговоры продолжаются, а в конце месяца может состояться новый раунд очных консультаций. При этом на уровне экспертного сообщества высказывается мнение, что с наибольшей долей вероятности уступки со стороны эмирата могут последовать в отношении реэкспорта. В том, что касается стратегии ценообразования, наоборот, есть вероятность, что именно Берлин пойдет навстречу Дохе. Частично развитие событий по такому сценарию обусловлено тем, что в катарском газе сейчас заинтересовано большое количество импортеров, в том числе Великобритания. Более того, Соединенное Королевство довольно интенсивно ведет аналогичный диалог с 2021 г., а после Brexit британский рынок более не регулируется нормами ЕС, а потому, с учетом сложностей в общении с ФРГ, способен показаться более привлекательным для Катара.

Заметную роль германо-катарские переговоры играют и во внутренней политике федеральной республики, так как курирует их, равно как и всю энергетическую стратегию министр экономики и проблем климата, член партии «Зеленых» Р.Хабек. «Зеленые» довольно последовательно укрепляются во власти на разных уровнях, что продемонстрировали последние европейские и федеральные выборы, а также текущий раунд голосований в немецких землях, где в минувшее воскресенье партия показала свой лучший результат в политически весьма влиятельном Северном Рейне – Вестфалии. Впрочем, потенциальный риск уступок при поиске компромисса с Катаром уже настораживает местных экологов, критикующих как профильного министра, так и всю партию.

Наконец, отказ от Катара в качестве главной альтернативы российскому голубому топливу – это еще и шаг Германии в сторону полного принятия всеобъемлющего торгового соглашения ЕС с Канадой, которое в ФРГ пока имеет временный статус. Изменение позиции федерального правительства повлияет и на упрощение поставок канадского газа, но против документа продолжают высказываться «Зеленые», полагающие, что это нарушит экологические планы страны. Примечательно здесь еще и то, что солидарны с ними, пусть и по несколько иным причинам «Левые». В прошлом они часто оказывались близки во взглядах с фракцией «Зеленых», но после вхождения последних в кабинет министра О.Шольца и отступление от ряда прежде принципиальных полиций, их альянс оказался подорван, а потому еще один отказ от ранее общих принципов, способный усилить давление на коалицию в Бундестаге. Не выгодно расширение взаимодействия ЕС с Канадой и Катару, для которого оно несет в себе не только экономические потери, но и противоположный дипломатический эффект, поскольку сторонники Оттавы утверждают, что предпочтительнее сотрудничать с партнерами, имеющими общие ценности, в том числе в области экологии, борьбы с терроризмом и соблюдения прав человека.

52.4MB | MySQL:103 | 0,555sec