Иран: о причинах роста цен на основные продукты питания

В прошлом месяце  правительство Ирана заявило, что оно решило сократить и прекратить субсидии на пшеницу и муку, назвав это необходимой «экономической хирургией». Это привело к беспрецедентному росту цен на многие основные продукты питания, включая макароны, что вызвало серьезное возмущение населения. Рост цен на макароны значителен, потому что персидский рис, основной продукт для иранцев, уже превратился в роскошную еду для бедных и даже среднего класса. Сегодня мешок риса весом 10 кг стоит более миллиона туманов (33 доллара). В этом контексте  макароны стали главной альтернативой  для большинства иранцев, но сокращение субсидий вызвало рост цен на макароны на 169%. По данным ряда иранских экономистов, которые предоставили  свои оценки ряду британских СМИ на условиях анонимности: «Сегодня мы видим, что потребление мяса на душу населения резко упало, и рабочие были вынуждены перейти на гидраты и крахмалы, чтобы просто чувствовать себя сытыми.  Теперь, когда цены на пшеницу и макароны стремительно растут, приходит ощущение тупика». Правительство утверждает, что повышение цен связано с глобальным кризисом на рынке пшеницы, вызванным российской военной операцией на Украине. Обе страны являются одними из крупнейших производителей и экспортеров пшеницы и кукурузы, а также растительного масла. Согласно официальному сайту правительства ИРИ, администрации президента Эбрахима Раиси пришлось сократить субсидии на пшеницу и муку, поскольку многие посредники покупали субсидированную муку у местных промышленных предприятий с избытком, чтобы контрабандой вывезти ее за границу и получить огромную прибыль. Этот момент также присутствует безусловно, но не глобально, и в любом случае сокращение субсидий было неожиданным и привело к краткосрочному дефициту макаронных изделий в магазинах, поскольку люди бросились покупать их по старым ценам. Ветеран экономической иранской журналистики опять же на условиях анонимности сообщил британским СМИ, что: «Правительство Раиси раздражает людей. В последние месяцы они всегда хвастались тем, что обходят нефтяные санкции и получают свои деньги непосредственно на банковский счет Ирана. Но всем совершенно ясно, что это была большая ложь. Если бы правительство Раиси имело бы доступ к своим нефтяным доходам, оно бы не прибегло к сокращению субсидий. Этот шаг показывает, что у них недостаточно денег в карманах, чтобы выделить бюджет на субсидии». Это спорное утверждение, поскольку сокращение субсидий носит характер стратегии, и это не зависит от сиюминутной конъюнктуры на рынке углеводородов. Тем более с учетом неопределенности с реанимацией СВПД.

Еще один основной продукт для иранского рабочего класса также сильно подорожал: бутерброды с фалафелем, который условно можно сравнить с бутербродом из Макдональдса для американского рабочего. Ранее бутерброд с фалафелем стоил около 15 000 туманов (0,50 доллара). Но Ахмади Шахривар, председатель Ассоциации ресторанов Тегерана, сказал местному изданию, что цены на него удвоились.  «С этим повышением цен дешевые бутерброды, такие как фалафель, которые обычно были популярны среди групп с низким уровнем дохода, превратились в дорогие бутерброды», — сказал Шахривар. Между тем, правительство также сократило субсидии на растительное масло, создавая еще больше проблем для продавцов фалафеля и людей с низкими доходами. Мехран, владелец сэндвич-магазина в центре Тегерана,  заявил: «Фалафель был своего рода бутербродом, который приносил пользу как клиенту, так и ресторану, но в новой ситуации он никому не по карману. Вот почему я решил больше не продавать фалафель. Я мог бы увеличить его цену после окончания субсидий на муку, но теперь, когда субсидии на растительное масло тоже исчезли, я думаю, мне придется снова удвоить цену, и это все равно не покроет мои расходы».

В качестве некого смягчения принимаемых непопулярных мер правительство обещает, что предоставит субсидию нуждающимся слоям в эквиваленте 13 долларов США ежемесячно, что мизерно по сравнению с ростом цен. Отсюда возникновение протестов.  В различных городах и провинциях Ирана, включая Шахрекорд, Чахармахал Бахтиари и Исфахан, проходят акции протеста, где демонстранты скандируют лозунги против политики правительства, что повлекло жестокие полицейские репрессии. Хотя протесты не получили широкого распространения, законодатель подтвердил, что по крайней мере один человек был убит во время демонстраций в Дезфуле, городе в юго-западной провинции Хузестан. Однако позже он опроверг такое сообщение. Таким образом, надо констатировать, что шаги правительства к серьезному взрыву социального возмущения пока не привели.  Между тем, интернет-сбои продолжаются, особенно для мобильных телефонов в разных частях Ирана, включая многие города в провинции Хузестан, что явно объясняется стремлением властей минимизировать возможность использования соцсетей для массовой мобилизации возможных протестов. Иранские экономисты практически солидарно предсказывают дальнейший рост цен. Поскольку цены на основные продукты питани резко растут, следует ожидать аналогичного роста цен на сопутствующие и дополнительные продукты питания, а также на те, чья производственная цепочка связана с этими товарами. Невозможно ожидать, что цена багета выросла во много раз, но цена бутербродов останется  прежней.   Что касается ежемесячной субсидии, обещанной правительством, то они полагают, что: «Выплата ежемесячных субсидий всегда была проблемой в Иране, стране, которая всегда борется с инфляцией. Растущая инфляция и экономические потрясения в мгновение ока значительно снизят покупательную способность ежемесячной помощи. Результатом этой политики является не что иное, как продолжение жестокого цикла инфляционной стагнации в стране и все больше людей оказываются за чертой абсолютной бедности».

52.24MB | MySQL:103 | 0,455sec