К встрече президентов Пакистана — А.А. Зардари, Афганистана – Х.Карзая и США – Б.Обамы

В столице США г. Вашингтоне 6 мая начались трехсторонние переговоры президентов США, Пакистана и Афганистана, предполагающие выработку совместной стратегии трех стран по нанесению решительного поражения исламским радикалам и экстремистам, действующим в регионе АфПак (Афганистане и Пакистане). Эта встреча является первой встречей президента США Б.Обамы, президента Пакистана А.А. Зардари и президента Афганстана Х. Карзая на американской территории после инаугурации избранного президентом США Б.Обамы в январе 2009 г. и его обнародованной программной речи о новой стратегии США в Афганистане и Пакистане в конце марта с.г.

В среду, 6 мая 2009 г. американский президент провел раздельные двухсторонние переговоры с своими афганским и пакистанским коллегами до того, как он снова присоединился к ним для встречи в трехстороннем формате.

Президента Зардари сопровождала делегация из Пакистана, в которую вошли Билавал Бхутто Зардари – лидер партии ПНП, министр иностранных дел Шах Мехмуд Куреши, министр внутренних дел Рехман Малик, Салман Фаруки и посол Пакистана в Вашингтоне Хусейн Хаккани, который также принимал участие в трехсторонних переговорах с госсекретарем США Хиллари Клинтон ранее в этот день.

По сообщениям газеты «Доон», всего лишь в сотне метров от президента Зардари стояло более 100 демонстрантов, протестовавших против военных акций со стороны правительственных войск Пакистана против белуджских националистов. Демонстранты держали в руках плакаты с лозунгами, такими как «Покончить с геноцидом в Белуджистане!, Свобода – наш девиз!, Свободу Синду и Белуджистану!». Они пели эти лозунги, которые можно было слышать внутри Белого Дома.

Дипломатические источники сообщают, что переговоры президента Б.Обамы с президентом Х. Карзаем были напряженными, указывая при этом на заявления, сделанные высокопоставленными официальными лицами США, о том, что администрация президента Обамы была не удовлетворена тем, как себя держал на переговорах Хамид Карзай.

Президент США Б. Обама в ходе двусторонних переговоров с лидерами Афганистана и Пакистана и на трехсторонней встрече выразил всемерную поддержку Пакистану в его углубляющейся войне с боевиками «Талибана» и призвал двух лидеров придерживаться «возобновленного чувства партнерства» в борьбе против общего врага. «Я доволен тем, что эти два человека, избранные лидеры Афганистана и Пакистана, полностью понимают всю серьезность угрозы (со стороны экстремистов «Талибана» и «Аль-Каиды» -В.С.), с которой мы сталкиваемся, и уже вновь подтвердили свои обязательства по противостоянию ей», — заявил журналистам Б.Обама на пресс-конференции по результатам переговоров в Белом доме. Он вел пресс-конференцию совместно с президентами Карзаем и Зардари, которые стояли по обеим сторонам от него.

«Вдоль границы (афгано-пакистанской — В.С.), где повстанцы часто передвигаются свободно, мы должны работать совместно, с новым чувством партнерства, для того, чтобы делиться разведывательной информацией и координировать наши усилия с целью изолировать, нацеливаться и устранять нашего общего врага», — заявил президент Б. Обама. Президент Б. Обама, администрация которого оказывает нажим на Пакистан для того, чтобы Исламабад воспринимал угрозу со стороны «Талибана» более серьезно, подчеркнул, что США не только всего лишь выдвигают требования (к Пакистану — В.С.), но также инвестируют американские деньги для укрепления и возрождения гражданского общества в Афганистане и Пакистане. «Я хочу, чтобы народ Пакистана понимал, что Америка не просто выступает против терроризма; мы находимся на стороне его надежд и его чаяний», — сказал Барак Обама.

На наш взгляд, выражение поддержки правительству президента Зардари в Пакистане является отходом президента Обамы от его заявления недельной давности, когда он назвал пакистанское правительство «хрупким». Ранее высокопоставленные лица администрации президента США выражали свою озабоченность по поводу сохранности и безопасности пакистанских ядерных активов, несмотря на заверения пакистанского руководства о том, что ядерные активы страны не могут попасть в руки экстремистов и они находятся в безопасности. Такие озабоченности Вашингтона были пока сняты с повестки дня нынешних переговоров. Это связано, прежде всего, с тем, что пакистанская армия в настоящий момент ведет успешные полноценные боевые операции против талибов в долине Сват и районе Бунер, и в населенных пунктах, занятых ими ранее после вступления в силу «мирной сделки» между пакистанскими властями и исламистами в Свате, причем эти населенные пункты находятся всего в 140 километрах от столицы страны – г.Исламабада, что вызвало у американцев понятное чувство серьезной озабоченности по поводу того, насколько правительство президента Зардари способно справиться с угрозами, исходящими от экстремистов и удержаться у власти, не «сдав» страну радикальным исламистам. Президент США также объявил, что Вашингтон намерен немедленно выделить Пакистану помощь в размере 400 миллионов долларов (уже после начала боев пакистанской армии против боевиков «Талибана» в Дире и Свате — В.С.) и подумывает насчет утроения общего объема финансовой помощи Пакистану, которая сейчас составляет 1,5 млрд. долларов в год на срок в пять лет. Кроме того, США в ближайшее время, как сообщает пакистанская печать, поставят для нужд пакистанской армии боевые вертолеты и современные средства связи.

Президент США подтвердил свои обязательства администрации президента Зардари. «Это обязательство не будет снято, и эта поддержка будет длительной», — заявил он.

Как уже было отмечено выше, президент США Б. Обама открыл переговоры с лидерами Афганистана и Пакистана встречей в формате «один –на – один» с президентом Х. Карзаем, при этом выразив свои соболезнования по поводу гибели мирных жителей в западном Афганистане, имевшей место в результате воздушного удара американской авиации накануне визита руководителей обеих стран в Вашингтон. Следует отметить, что командование американских войск в Афганистане после сообщений миссии Международного Красного Креста в этой стране, проинспектировавшей район Фарах, где имели место жертвы среди мирных жителей, заявило, что проведет расследование инцидента, но в то же время заявило, что авиационный удар предназначался для боевиков – талибов и был нанесен по просьбе афганской стороны. Гибель 100 афганских мирных жителей явилась самым крупным числом жертв среди мирного населения за все время операций армии США в Афганистане с 2001 года. Всего же, по сообщениям иностранных СМИ, число жертв среди мирных граждан в результате американских бомбардировок афганской территории ( с 2001 г.) превышает 2000 человек.

«Мы сожалеем о потери жизней (мирных жителей Афганистана -В.С.), в особенности невинных людей, и …. расследование, которое ведется, будет проведено очень активно», — заявил советник президента Обамы по национальной безопасности Джеймс Л. Джоунс.

На наш взгляд, жертвы среди мирных жителей Афганистана в результате бомбардировок американской авиации территории этой страны могут поставить под удар заявленные президентом США обещания афганскому народу о помощи в восстановлении доверия к США среди простых афганцев, и, как следствие, потерю этого доверия к Вашингтону среди афганцев. Тот факт, что эти жертвы имели место буквально накануне встречи президентов США, Пакистана и Афганистана в Вашингтоне еще больше нарушают принципы новой стратегии по оказанию американского содействия Афганистану в развитии и являются крайне неблагоприятным событием. Президент Хамид Карзай на встрече с президентом Б. Обамой, по сообщениям американской печати, поднял вопрос о недопустимости повторения подобных случаев, что вызвало неоднозначную реакцию американской стороны.

Между тем, министр обороны США Роберт Гейтс нанес «неожиданный» визит в Афганистан, где он проинспектировал развертывание первых частей из более, чем 20 тысячного контингента американских войск, направляемого по приказу президента Б. Обамы в Афганистан для усиления борьбы с исламистами. В ходе этого визита, как сообщает пакистанская газета «Доон» Р. Гейтс заявил, что он уверен, что «пакистанские ядерные активы в настоящее время находятся в безопасности».

Как уже было отмечено выше, находясь в Вашингтоне, президенты Х. Карзай и А.Зардари приняли участие во встрече с госсекретарем США Х. Клинтон и многочисленными членами американского правительства, а затем имели раздельные встречи в Белом доме с президентом Б. Обамой и вице-президентом Джозефом Р. Байденом – мл.

Белый дом заявил, что эти встречи имели своей целью еще больше усилить сотрудничество между Афганистаном и Пакистаном по борьбе с боевиками «Талибана» и «Аль-Каиды» вдоль их границы и задействовать американское правительство на всех уровнях для более широкомасштабных усилий с целью укрепления или восстановления гражданского общества в двух странах. После встреч лидеров обеих стран с президентом Б. Обамой, члены афганской и пакистанской делегаций должны, по сообщениям американских СМИ, встретиться с другими официальными лицами администрации США для обсуждения вопросов по развитию сельского хозяйства, восстановлению и развитию инфраструктуры и строительству школ и больниц в обеих странах, и с этой целью подписать соглашения с США.

Между тем, пакистанский президент А.Зардари во вторник, 5 мая 2009 года выразил недоверие в связи с сообщениями о том, что стабильность его правительства поставлена под угрозу «Талибаном». «У нас имеется армия численностью 700 000 [человек]. Как они (талибы- В.С.) могут захватить власть?», — заявил он во время своего интервью американской телекомпании CNN. В то же время следует отметить, что несмотря на активные боевые операции пакистанской армии против талибов в долине Сват и районе Бунер основная часть вооруженных сил Пакистана развернута на границе с Индией для отражения возможных любых атак со стороны этого давнего «врага Пакистана».

Госсекретарь США Клинтон, в беседе с журналистами в Белом доме после своих встреч с двумя лидерами, «аплодировала пакистанским наступательным операциям». «Я нахожусь под впечатлением от тех действий, которое в настоящее время предпринимает пакистанское правительство. Призыв к эти действиям был и теперь они имеют место», — заявила Х. Клинтон.

Пакистанский президент А. Зардари подвергался усиленной критике в США в дни, предшествующие его визиту в Вашингтон, за то, что его правительство не действовало быстрее и решительнее против боевиков «Талибана» после того, как стало очевидным, что мирное соглашение, уступающее эффективный контроль над долиной Сват (напомним, что оно было подписано в феврале 2009 г. и санкционировано президентом Зардари в конце марта 2009 г.) боевикам «Талибана».

Критики президента Зардари утверждали, что пакистанский президент и члены его правительства слишком много сконцентрировались на постоянном антагонисте Пакистана – Индии, а не на «Талибане». Президент Б Обама, по сообщениям американской печати, затронул эту тему на встрече с президентом Зардари в среду, 6 мая 2009 года, утверждая, что талибы являются «единственной самой большой угрозой пакистанскому государству». На наш взгляд, американский президент и ранее предпринимал усилия для того, чтобы повернуть Пакистан в сторону от Индии, и понизить уровень враждебности между двумя странами, сосредоточившись на угрозах «Талибана». Однако, как известно, напряженность между Пакистаном и Индией резко возросла после известного теракта в Мумбаи в ноябре 2008 года и Индия даже придвинула свои войска к границе с Пакистаном, в ответ на что пакистанское руководство приняло решение перебросить часть войск из СЗПП и FATA на свою границу с Индией, опасаясь превентивного удара индийских вооруженных сил по лагерям подготовки террористов на территории Пакистана. До сих пор напряженность между двумя странами не урегулирована, Индия не возобновила «композитный диалог» с Пакистаном, прерванный после теракта в Мумбаи и требует от Пакистана выдачи ей всех лиц, подозреваемых в осуществлении этого дерзкого теракта, находящихся в Пакистане, на что Пакистан признал, что теракт был осуществлен боевиками пакистанской террористической группировки «Лашкар-е Тойба».

Между тем, госсекретарь Х.Клинтон, однако, заявила, что по ее мнению, правительство Пакистана пережило «значительные изменения» в своем мышлении. «Руководству Пакистана, как гражданскому, так и военному, в действительности пришлось поработать над значительными сменами парадигмы (своих действий- В.С.) с целью того, чтобы быть в состоянии понять эту угрозу, как воспринимают ее те из нас, которые находятся за пределами Пакистана. И я думаю, что это произошло. И я думаю, что имеется решимость ( у пакистанского руководства,- В.С.) идти вперед», — заявила она. Но американские официальные лица не могли сказать, отведет ли Пакистан воинские части от своей восточной границы с Индией, для борьбы с «Талибаном». Советник президента США по национальной безопасности Джоунс заявил, что дискуссии с президентом Обамой не «касались такого уровня специфичности вопроса».

Пакистанский президент Зардари признался во время своей встречи с Х. Клинтон, что Пакистан «нуждается во внимании и нуждается в заботе», но в своем интервью телекомпании CNN он призвал СЩА дать его правительству больше военной помощи с меньшим количеством «привязок со стороны Вашингтона», включая беспилотники – «дроны», способные наносить нацеленные ракетные удары. По сообщению газеты «Вашингтон Таймс» высокопоставленное официальное лицо администрации США с обширным знанием положения в области военных дел США, заявило, что администрация США будет «напряженно наблюдать в течение следующих недель и месяцев за дальнейшей сосредоточенностью (Пакистана — В.С.) на этой особой угрозе (со стороны «Талибана»- В.С.), самому существованию этой страны».

Госсекретарь Х. Клинтон также усилила послания со стороны американского руководства президенту Зардари, говоря о том, что США должны проявить «немного более понимания с нашей стороны касательно того, с чем он (президент Зардари-В.С.) сталкивался». «Он унаследовал (от предыдущей администрации президента Мушаррафа-В.С.) очень трудную и неуправляемую ситуацию», — заявила она. В свою очередь, президент Зардари призвал к терпению. «Так же как США делают прогресс после семи лет вовлеченности в Ираке и Афганистане, мы с течением времени также сделаем прогресс. Демократии в Пакистане только 7 месяцев», — сказал он.

Белый дом, как сообщает американская печать, рассматривает упор на программы развития в Афганистане и Пакистане, а также на борьбу с посевами опийного мака в Афганистане – основном источнике денег для афганского и пакистанского «Талибана» и военной помощи обеим странам, в качестве жизненно важных для успешных действий против боевиков –талибов, а также в качестве того средства, которое поощряет участие и сотрудничество по всем проблемам в АфПаке. Президент Зардари на встрече с президентом Б Обамой и вовремя трехсторонней встречи Обама-Карзай –Зардари заверил, что Пакистан приложит все усилия для борьбы с боевиками «Талибана», включая продолжение активных вооруженных операций. Он назвал президента Афганистана «братом» и заявил, что Пакистан будет активно сотрудничать со своим западным соседом по вопросам борьбы с «Талибаном» в пакистано-афганском приграничье, однако выразил озабоченность сохраняющимся уровнем сотрудничества Афганистана с Индией ( ранее в пакистанское печати появлялась информация о том, что Индия якобы собирается разместить 150 000 –й контингент индийских войск на территории Афганистана, что представляло бы собой угрозу безопасности Пакистана на западном направлении со стороны Индии, однако эти сообщения не были подтверждены индийским правительством- В.С.). Президент Х. Карзай также назвал президента Зардари «братом», но при этом выразил обеспокоенность тем, что с территории Пакистана угроза «Талибана» проникает в Афганистан.

В целом, судя по первым откликам среди аналитиков в США и Пакистане на результаты встречи трех президентов, существует скептическое отношение среди «мозговых центров» США к тому, что Пакистан и Афганистан буду способны выполнить в ближайшее время свои обещания по усилению борьбы с «Талибаном» и «Аль-Каидой». Хуан Зарате, который был помощником президента Дж. У. Буша по национальной безопасности , заявил также , что помощь со стороны США в построении гражданского общества в Пакистане будет проблематичной, до тех пор, пока правительство президента Зардари не позволит большее присутствие правительства США в Пакистане для того, чтобы «гарантировать, что доллары расходуются эффективно». «Очень трудно, когда вы физически не присутствуете (в Пакистане-В.С.) для того, чтобы быть задействованными в эффективных программах помощи или программах экономического развития», — заявил Х. Зарате.

Икрам Сехгал, политический и военный эксперт из Пакистана, в статье «Стабилизируя АфПак», опубликованной в газете «Ньюс» отметил, что, говоря о «зацикленности» Пакистана на Индии следует помнить, что Индия имеет военное преимущество над Пакистаном в соотношении 3:1, поэтому Пакистану приходится держать достаточно войск на совей границе с Индией и пакистанские военные не могут сразу же расширить масштаб своих военный операций против боевиков «Талибана» в Дире, Свате и FATA, где пакистанская армия ведет операции силами трех армейских корпусов, в то время, как все остальные части «сдерживают пять ударных корпусов Индии на границе».

На наш взгляд, дальнейшие действия Пакистана после встречи президента Зардари с президентом США Б. Обамой, по усилению вооруженных акций против боевиков «Талибана» или сворачиванию этих операций (что, впрочем, сейчас для Пакистана крайне опасно для выживаемости нынешнего правительства страны) будут формировать ближайшую политику Вашингтона в отношении этой страны, и, соответственно, дальнейшие шаги американской администрации в отношении оказания финансовой и военной помощи Исламабаду. Ясно одно: это то, что Пакистан для США стал в настоящее время даже более приоритетным для их новой стратегии, чем Афганистан.

52.39MB | MySQL:103 | 0,476sec