Тенденции развития иранского инвестиционного законодательства

Иранское законодательство на современном этапе его развития имеет достаточный потенциал для регулирования различных сфер жизни, в частности промышленной и предпринимательской.

Так, среди нормативно-правовых актов, регулирующих данные сферы общественной жизни, можно выделить Закон о регистрации торговых марок и патентов, который гарантирует защиту надлежащим образом зарегистрированных торговых марок и патентов.

Главным условием регистрации торговой марки (названия) должно быть ее отличие. Закон в ст. 4 запрещает регистрацию марок, изображающих государственный флаг Ирана, другие флаги, запрещенные к изображению иранским правительством, официальные названия, противоречащие публичному порядку и общественной морали, повторяющие название другой зарегистрированной марки, либо схожее с ним настолько, что это может привести к введению в заблуждение потребителей.

Защитой закона пользуются также иностранные юридические лица, надлежащим образом зарегистрированные на территории Исламской Республики Иран.

Стоит отметить, что лицо должно определить категорию товара или услуг, которые собирается производить и зарегистрировать их в одной из 36 классификаций, определяемых Законом о регистрации торговых марок и патентов. Иранское законодательство не обязывает регистрировать все торговые марки, тем не менее, марки, торгующие (производящие) лекарствами, продуктами, напитками, косметикой обязательно подлежат регистрации.

Регистрирующий орган может отказать в регистрации в двух случаях:

1) такая регистрация противоречит требованиям Закона о регистрации торговых марок и патентов;

2) на территории государства уже имеется торговая марка, зарегистрированная под данным наименованием.

Закон о стимулировании и защите иностранных инвестиций можно отнести к числу одного из прогрессивных законов Ирана. Закон позволяет выступать в качестве инвесторов как физическим, так и юридическим лицам, привлекать инвестируемые денежные средства, как наличным, так и безналичным способами (ст. 1), причем перевод таких средств возможен как через Центральный банк Ирана, так и другими способами, разрешенными законодательством страны.

Закон устанавливает общие критерии допуска иностранных инвестиций в страну: они должны способствовать развитию экономики страны, повышению уровня технологий, качества продукции, способствовать созданию новых рабочих мест продвижению страны на международный рынок.

При этом не должны создавать угрозы безопасности иранского государства и общественным интересам, ухудшать состояние окружающей среды.

Тем не менее, закон не позволяет применения слова «концессия» в отношениях с иностранными инвесторами. Отношения с иностранным инвестором могут строиться только на основе временной лицензии, не позволяющей завоевать инвестору монопольное положение в стране.

Помимо прочего, документ ограничивает степень участия иностранного капитала в экономике страны.

Так, в соответствии с п. д ст. 2 Закона о стимулировании и защите иностранных инвестиций, степень участия иностранных инвесторов не может превышать 25% любого сектора экономики страны и 35% любого суб-секторы. Данные суб-секторы и степень участия в них иностранных инвесторов определяются подзаконными актами, одобренными Советом министров Ирана.

Однако закон позволяет не применять данное соотношение к товарам, производимым на экспорт, за исключением нефти.

Примечательно, что в Иране иностранным гражданам запрещено иметь в собственности землю в любом количестве.

Иностранные инвестиции возможны в двух видах:

• в виде прямых вложений в те сферы, где разрешена частная экономическая активность;

• в форме следующих видов соглашений:

а) «гражданское участие»;

б) «обратный выкуп»;

в) «строительство-управление-передача», где возврат капитала и полученной прибыли проистекает от ведения разрешенной экономической активности и не зависит от гарантий правительства, государственных предприятий или банков.

Важной гарантией прав инвесторов является положение закона о стимулировании и защите иностранных инвестиций о том, что если деятельность иностранного инвестора будет приостановлена или прекращена в результате вступления в действие новых законов (либо подзаконных актов), иранское правительство обязано возместить инвестору все понесенные им убытки, размер возмещения которых должен быть утвержден Советом министров.

Инвестиции правительств иностранных государств в Иран возможны только после одобрения Исламским консультативным собранием (парламентом) в каждом конкретном случае. Инвестиции государственных предприятий имеют статус частных.

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в ИРИ, является Закон о прямом налогообложении с изменениями, внесенными парламентом страны для адаптации документа к изменившимся условиям экономической политики государства.

Данный нормативный акт предусматривает два вида налогов. Это налог на имущество и налог на неразработанные земли.

Стоит особо подчеркнуть, что современный Иран располагает развитым инвестиционным законодательством, которое имеет тенденцию к дальнейшему углублению и повышению требований к ведению в различных отраслях экономики страны данной деятельности.

В вопросах правовой защиты иностранных инвестиций действующее иранское право предусматривает равные права как для иностранного, так и для национального капиталов.

При этом защита предусмотрена в равной степени как для капиталов в товарной форме (машины, оборудование), так и в денежной (кредиты, финансовые услуги). В случаях, когда по основаниям, предусмотренным законодательством, производится экспроприация имущества предприятия, иностранному инвестору гарантируется справедливая компенсация.

Разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Ирана, предусмотрено в иранских судах.

Таким образом, охарактеризовав основные законы Ирана, которые регулируют правоотношения в промышленной и предпринимательской сфере, можно с уверенностью сказать, что у возможных иностранных инвесторов в иранскую экономику де-юре имеются весьма серьезные гарантии для успешного ведения бизнеса в этом государстве.

52.25MB | MySQL:103 | 0,452sec