Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4-10 мая 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили на афгано-пакистанском направлении. В Вашингтоне по инициативе президента США Б. Обамы прошли переговоры с президентами Пакистана А. А. Зардари и Афганистана Х. Карзаем. Пакистанские войска проводят крупномасштабную операцию против боевиков движения «Талибан» на северо-западе страны.

В Каире 7 мая состоялась внеочередная сессия Совета Лиги арабских государств на уровне министров иностранных дел. В итоговом заявлении встречи подчеркнуто, что прочное и всеобъемлющее урегулирование палестинской проблемы и прекращение арабо-израильского конфликта является «основным условием обеспечения безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и послужит достижению желаемого прогресса в решении других региональных проблем». Арабские страны решительно отвергли «поселенческую политику еврейского государства и его односторонние усилия по изменению демографической и географической ситуации на оккупированных палестинских территориях, в том числе в Восточном Иерусалиме». Участники сессии приветствовали заявленную США приверженность принципу «два государства для двух народов», однако отказались (во многом по инициативе Сирии) принять американское предложение внести поправки в арабскую мирную инициативу с тем, чтобы она была более приемлема для Израиля. В частности, США хотели, чтобы арабские страны сняли требование о праве палестинских беженцев вернуться на прежние места жительства.

Соединенные Штаты, обеспокоенные осложнением обстановки и усиливающейся нестабильностью в Пакистане и Афганистане, инициировали проведение 6 мая в Вашингтоне трехстороннего саммита с участием лидеров этих стран и президента США. Перед саммитом Б. Обама провел отдельные переговоры с президентами А. А. Зардари и Х. Карзаем. По итогам встречи ее участники заявили о решимости действовать единым фронтом в борьбе за стабильность в регионе, а Б. Обама выразил свое удовлетворение тем, что пакистанский и афганский президенты «полностью осознают всю серьезность стоящей перед ними угрозы, и по-прежнему полны решимости вести борьбу с ней». Со своей стороны, США подтвердили свою приверженность обязательствам «поддерживать демократически избранные суверенные правительства Афганистана и Пакистана». При этом в Афганистане больший упор будет сделан на содействие экономическому росту, с тем, чтобы создать «альтернативу наркоторговле». Продолжится и оказание военной помощи Кабулу. Вашингтон также выступил за проведение в Афганистане «свободных и открытых выборов». В связи с гибелью на минувшей неделе большого числа афганцев от ошибочного удара американской авиации президент Обама особо подчеркнул необходимость «избегать жертв среди гражданского населения». В Пакистане американцы заявили о намерении поддерживать демократические институты и помогать активной борьбе с боевиками. И хотя в госдепартаменте США итоги встречи оцениваются как «продуктивные и обнадеживающие», с этим вряд ли можно согласиться. Так, в силу сохраняющихся разногласий между Кабулом и Исламабадом весьма маловероятна реальная координация их действий в борьбе с экстремистами и террористами, а внутренняя слабость обоих режимов не позволяет им вести полноценную решительную борьбу с радикальными исламистскими силами.

Вооруженные силы Пакистана проводят крупномасштабную наступательную операцию против сил движения «Талибан» в долине Сват на северо-западе страны вблизи от границы с Афганистаном. Бои также шли в соседних районах Бунер и Малаканд. Войска, действующие в долине Сват, насчитывали 15 тыс. человек. Им противостоят отряды боевиков, численность которых, по различным оценкам, составляет от 3 до 7 тыс. человек. Наиболее напряженные боевые действия происходят в районе административного центра региона г. Мингора, большая часть которого остается в руках экстремистов. В конце недели в долину Сват была переброшена еще одна дивизия правительственных войск. Таким образом, их общая численность превысила 25 тыс. человек. Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани заявил, что власти больше не будут вести переговоров с талибами в долине Сват, а армии отдан приказ уничтожить боевиков. Гилани подчеркнул, что войска, ведущие бои с талибами, борются «за выживание страны». По словам президента А. А. Зардари, вооруженные силы продолжат операцию до стабилизации обстановки на северо-западе Пакистана. По оценкам экспертов, в Исламабаде пошли на проведение столь крупной военной операции и продекларировали ее решительные цели как по причине разрыва талибами мирного соглашения с правительством и их активными действиями по расширению зон своего контроля, так и в силу усиливавшегося прессинга со стороны Вашингтона. Интенсивные боевые действия на северо-западе Пакистана привели к массовому исходу местного населения. Число беженцев, покинувших долину Сват, уже превысило 200 тыс. человек, а еще до 300 тыс. человек намереваются покинуть район боев. Правительство Пакистана обратилось к международному сообществу с настоятельной просьбой об оказании помощи беженцам.

Министр обороны США Р. Гейтс заявил, что у его ведомства нет планов размещения американских войск на пакистанской территории. Гейтс также заявил о желании США, чтобы Саудовская Аравия, имеющая «значительное влияние в Пакистане», помогла «выковать политический консенсус» в этой стране для устранения угрозы со стороны талибов, «Аль-Каиды» и других подобных группировок.

В результате ошибочных ударов американской авиации в провинции Фарах на западе Афганистана погибли свыше 140 мирных жителей, что вызвало возмущение в стране. Президент Х. Карзай в очередной раз потребовал от США прекратить бомбардировки афганской территории. В Вашингтоне выразили глубокое сожаление в связи с гибелью мирного афганского населения «в результате военных операций с участием американских сил». Всего с 2005 г. жертвами военных действий войск США и НАТО в Афганистане стали более 3200 человек.

По признанию главы Пентагона Р. Гейтса, отправка в Афганистан большого количества иностранных военнослужащих сделает коалиционные силы в глазах местного населения похожими на оккупационные войска. Тем не менее, Гейтс считает направление подкреплений в эту страну необходимым, но главное внимание все же следует уделять ускорению подготовки местных сил безопасности.

Президент Х. Карзай заявил в Вашингтоне, что его страна намерена развивать хорошие отношения как с США, так и с Ираном, а Афганистан не должен становиться местом соперничества между США и ИРИ.

8 мая афганский Центризбирком завершил регистрацию кандидатов на пост президента страны и кандидатов в депутаты провинциальных советов. На пост главы государства намерены баллотироваться 44 человека, а на депутатские кресла в 34 провинциях претендуют 2853 человека.

На прошедшей неделе Сирию с кратковременным визитом посетил президент Ирана М. Ахмадинежад. По итогам переговоров с сирийским президентом Б. Асадом было заявлено, что САР и ИРИ укрепляют стратегический союз двух государств, принимая во внимание «меняющиеся в их пользу международные условия». Стороны отметили полное совпадение позиций по проблемам ближневосточного региона и подтвердили свою поддержку «силам сопротивления, ведущим борьбу с оккупацией», т. е. палестинскому движению ХАМАС, ливанской «Хизбалле» и т. д. По мнению Асада и Ахмадинежада, в настоящее время «наступил подходящий момент для исправления мирового порядка», а США «после провала политики диктата» вынуждены «все более считаться с независимым курсом, который проводят Тегеран и Дамаск» Сирия подтвердила, что стоит на стороне Ирана в кризисе, возникшем вокруг ядерной программы ИРИ. В Дамаске М. Ахмадинежад встречался с лидерами радикальных палестинских движений и группировок.

Со своей стороны, администрация Б. Обамы приняла решение о продлении односторонних санкций в отношении Сирии, которые были ведены еще в годы президентства Дж. Буша. Вашингтон по-прежнему обвиняет Сирию в поддержке терроризма, приобретении ОМУ, и деятельности «по подрыву усилий США, направленных на стабилизацию в Ираке», что «пред-ставляет серьезную угрозу национальной безопасности, международной политике и экономике Соединенных Штатов». Вместе с тем, американская администрация не отказывается от продолжения диалога с Сирией. Об этом свидетельствует недавнее посещение Дамаска высокопоставленными чиновниками госдепартамента и Совета национальной безопасности США, которые назвали свои переговоры с сирийскими представителями «конструктивными и полезными», взаимовыгодными для двух государств. Сирия, несмотря на негативную реакцию на продление американских санкций, также намерена продолжать диалог с США с целью «изучения их истинных намерений».

Министр обороны США Р. Гейтс, посетивший на минувшей неделе Египет, Саудовскую Аравию и Афганистан, заверил американских союзников в регионе, что Соединенные Штаты при построении отношении с Ираном, в первую очередь, будут учитывать интересы своих партнеров, не станут делать это в ущерб их интересам, а также будут полностью информировать их о ходе переговоров с Тегераном. Глава Пентагона отметил, что в Вашингтоне «смотрят на ситуацию реалистично» и готовы к тому, что в ответ на руку, протянутую американцами, «мы получим сжатый кулак». По словам Гейтса, идея «грандиозной сделки» между США и ИРИ нереалистична и не должна вызывать тревогу в регионе, а Вашингтон примет меры предосто-рожности против «разрушительной деятельности Ирана» и будет поддерживать безопасность и стабильность своих ближневосточных партнеров.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что в Москве не видят сейчас смысла в жестких санкциях по отношению к Ирану, т. к. складываются реальные условия, чтобы начать переговоры с ИРИ по ее ядерной программе. Россия также готова помочь США в достижении взаимопонимания с Ираном.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 4 мая заявил о готовности его страны без всяких задержек и предварительных условий возобновить мирные переговоры с палестинцами. Но при этом Израиль не пойдет на ослабление своей безопасности, а палестинцам, если они хотят достичь соглашения, все же придется признать Израиль еврейским государством. Нетаньяху, обойдя стороной вопрос о создании независимого палестинского государства, предложил три взаимозависимые направления урегулирования: политическое (возобновление переговоров), экономическое (готовность Израиля устранить препятствия на пути развития палестинской экономики) и укрепление палестинских сил безопасности. Глава израильского правительства подтвердил позицию отказа от возвращения Сирии Голанских высот. Б. Нетаньяху также считает, что у евреев и арабов появилась общая цель – не допустить появления у Ирана ядерного оружия.

По заявлению лидера палестинского радикального движения ХАМАС Х. Машааля, исламисты не приемлют формулы создания двух государств в качестве средства для прекращения конфликта с Израилем. Однако ХАМАС может стать частью правительства национального единства, если палестинское государство будет определяться на основе границ, существо-вавших до войны 1967 г., включая Восточный Иерусалим.

Правительство Судана и дарфурское повстанческое Движение за справедливость и равенство возобновили 7 мая в столице Катара Дохе мирные переговоры. Между тем отношения между Суданом и Чадом вновь обострились, несмотря на подписание 4 мая соглашения о примирении сторон. Хартум и Нджамена обвиняют друг друга в эскалации напряженности в районах, прилегающих к совместной границе.

Президент Йемена А. А. Салех 5 мая призвал различные политические силы страны к диалогу с целью сохранения единства и стабильности республики, отметив, что Запад и «региональные силы» препятствуют проведению такого диалога. Как известно, недавно на йеменском юге произошли выступления местного населения, имевшие сепаратистскую направленность.

Приложение

О некоторых особенностях военного строительства в Алжире

Алжир является самым крупным по территории, численности населения, экономическому и военному потенциалу государством Магриба. Это обстоятельство подпитывает амбициозность алжирских руководителей, их стремление закрепить ведущую роль АНДР в регионе. В условиях сложной военно-политической обстановки в Северной Африке Алжир считает необходимым иметь боеспособные вооруженные силы и применять их в целях защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Армия также привлекается для пресечения деятельности экстремистских и террористических группировок и организаций, которые стремятся дестабилизировать общественную жизнь страны и насильственно свергнуть конституционный строй.

На современном этапе военное строительство в Алжире ведется с учетом таких факторов, как сохраняющаяся угроза безопасности государства со стороны исламистских экстремистских и террористических организаций и группировок, стремление руководства АНДР в условиях имеющихся политических разногласий и территориальных споров с соседними странами поддерживать военное превосходство над ними (прежде всего, речь идет о Марокко), а также желания Алжира активно участвовать в международных миротворческих операциях.

Необходимо подчеркнуть, что значительное влияние на военное строительство в АНДР оказывало и продолжает оказывать то обстоятельство, что на всем протяжении истории независимого Алжира фактически отсутствовала реальная угроза развязывания крупномасштабного военного конфликта с соседними государствами, а наращивание военной мощи происходило главным образом в интересах достижения политических целей, прежде всего — обеспечения лидирующего положения республики в Магрибе.

Военно-доктринальные установки, действующие в Алжире, в качестве главной задачи вооруженных сил определяют противостояние любому диктату со стороны государств региона и обеспечение проведения республикой независимой внешней политики. Они предусматривают обеспечение национальной безопасности страны путем использования совокупности всех имеющихся в распоряжении государства средств, отдавая приоритет политико-дипломатическим, а также иным не силовым методам.

В последние годы ВС АНДР интенсивно развиваются, на их вооружение поступает закупаемая за рубежом современная боевая и вспомогательная техника. Предпринимаются шаги по налаживанию собственного военного производства. Принимаются меры по улучшению качества боевой подготовки Национальной народной армии (ННА). В армии регулярно проводятся учения соединений и частей всех видов ВС, в т. ч. крупные и с боевыми стрельбами. В ходе учений отрабатываются различные приемы ведения военных действий и на практике осваиваются новые виды вооружения, поступающие в войска. Неуклонно увеличивается финансирование вооруженных сил. Так, если в 2005 г. военные расходы АНДР составили 2,87 млрд долларов, в 2007 г. – 3,69 млрд долларов, то на 2009 г. военному ведомству выделено уже 6,25 млрд долларов, или 15 проц бюджета страны. Алжир прочно занимает первое место в Африке по военным расходам, опережая такие государства как Египет и ЮАР.

Главной задачей военного строительства в Алжире на современном этапе считается реформирование ННА путем отказа от «тяжелой армии» советского типа, укомплектованной в основном призывниками. С целью повышения боевых возможностей вооруженных сил разработана и реализуется программа их модернизации. Она предусматривает совершенствование системы управления войсками, оснащение всех видов ВС современной боевой техникой, развитие средств разведки и РЭБ. Особое внимание уделяется укреплению сил для борьбы с террористическими и бандитскими формированиями. С этой целью предполагается создание дополнительных подразделений спецназа, их оснащение специальной техникой и средствами.

Военно-политическое руководство АНДР предполагает постепенно перейти на контрактный принцип комплектования вооруженных сил. На сегодняшний день из 147 тыс. военнослужащих ННА 80 тыс. – это солдаты, служащие по призыву. Причем ВВС, ПВО и ВМС комплектуются только за счет набора добровольцев. В 2006 г. в Алжире принят закон «О статусе военнослужащих ННА», который предусматривает постепенный переход комплектования ВС только на контрактной основе. В законе также говорится о необходимости модернизации армии, повышении профессионального уровня военнослужащих, усилении власти президента в вооруженных силах. Документ определяет права личного состава, единые нормы набора воен-нослужащих на конкурсной основе, декларирует соответствие статуса военнослужащих ННА нормам международного права, равенство мужчин и женщин в армии.

Программы модернизации сухопутных войск основной акцент делают на повышение мобильности механизированных и танковых соединений, оснащение войск современной и модернизированной техникой, в т. ч. танками и другими бронированными машинами, противотанковыми средствами, артиллерией, средствами войсковой ПВО. Так, поступившие на вооружение ННА российские танки Т-90С (180 ед.) являются наиболее современной и мощной боевой машиной этого класса в странах Магриба. Модернизация российских БМП-2 значительно повысила их тактико-технические характеристики. Для замены устаревших артиллерийских систем рассматриваются варианты закупки в ЮАР 155-мм самоходных гаубиц (СГ) G-6 или китайских СГ SH-1(155-мм) и SH-2 (122-мм). Во Франции предполагается приобрести системы управления огнем артиллерии CAESAR. Для повышения боевых возможностей ВВС осуществляется обновление и модернизация парка самолетов и вертолетов, ведется строительство новых военно-воздушных баз. Основу боевой мощи ВВС ННА на обозримую перспективу составят российские фронтовые бомбардировщики Су-24М (28 ед.) и многоцелевые истребители Су-30МКА (28 ед.). Поставка последних завершится в 2009 г. Рассматривается вопрос о закупке еще 16 самолетов Су-30. Также предполагается приобрести новые партии БПЛА, транспортных и боевых вертолетов. Алжир намерен иметь эффективную систему ПВО страны. В России намечено закупка ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» (8 дивизионов). Планируется создание единой комплексной системы РЭБ для ВВС и ПВО. АНДР активно укрепляет свои ВМС, модернизирует и обновляет их корабельный состава и вооружение. В России производится ремонт и модернизация кораблей советской постройки, а также строятся две подводные лодки пр. 636, оснащенные новейшим ракетным комплексом «Club-S». Франция получила заказ на постройку 21 сторожевого катера. В апреле 2009 г. объявлено о планах постройки за рубежом, скорее всего в Германии, двух фрегатов на сумму до двух млрд евро.

Отсутствие в АНДР развитой военной промышленности ставит страну на длительную перспективу в зависимость от поставок вооружений из-за рубежа. В настоящее время руководство Алжира в сфере ВТС придерживается курса на диверсификацию источников приобретения вооружения и военной техники. Вместе с тем, учитывая, что большая часть оружия ННА представлена советскими (российскими) образцами, наша страна, по всей видимости, продолжит занимать ведущие позиции на алжирском военном рынке. ВТС поддерживаются также с Францией, Италией, Испанией, Китаем, Украиной, ЮАР и некоторыми другими странами.

Алжир в течение длительного времени рассматривал НАТО в качестве враждебной, агрессивной организации, но сейчас «альянс превратился в партнера, с которым интересно и даже первостепенно важно сотрудничать». АНДР присоединилась к программе диалога с НАТО в рамках т. н. Средиземноморской инициативы. Происходит расширение контактов по военной линии: увеличиваются поставки в АНДР оружия и военной техники, растет число военнослужащих ННА, направляемых на учебу в страны Запада, происходит обмен военными делегациями. ВМС АНДР стали постоянным участником совместных учений с флотами НАТО в Средиземном море. Предполагается участие ННА в операциях по поддержанию мира в Средиземноморье под эгидой НАТО. Налаживается взаимодействие по вопросам борьбы с терроризмом. Эксперты альянса привлекаются к разработке программ модернизации алжирских ВС. В АНДР считают, что «участие в диалоге с самой большой военной организацией мира предоставляет Алжиру возможность разработать и принять новую национальную стратегию безопасности и обороны, так как, приобщаясь к этому процессу, он извлечет выгоду как от сотрудничества с организацией в целом, так и с отдельными ее участниками».

В целом линия на укрепление национальных ВС отражает намерение правящих кругов страны поддерживать и укреплять статус Алжира как признанной региональной державы. При этом происходящие позитивные сдвиги в военном строительстве дают основание полагать, что запланированные мероприятия по модернизации ННА, повышению ее боевой мощи будут и дальше успешно реализовываться.

52.34MB | MySQL:103 | 0,547sec