Являясь как крупным импортером, так и производителем продовольствия в мире, Алжир вынужден адаптироваться к динамично меняющейся в последние месяцы конъюнктуре на мировом зерновом рынке.
Одним из ключевых компонентов новой политики Алжира на продовольственном треке на фоне украинского конфликта и угрозы сокращения поставок зерна из черноморского региона в текущем сезоне, является стабилизация внутреннего рынка зерновых.
В этом контексте, алжирские власти заблаговременно, начиная с марта с.г. смогли закупить и импортировать в стране более 3 млн тонн пшеницы для пополнения внутренних стратегических резервов. По заявлению в конце мая с.г. министра сельского хозяйства Алжира, внутренних резервов пшеницы в стране достаточно для обеспечения населения в течение следующих 10 месяцев. На фоне остальных стран региона, где такие запасы созданы на период от 3 до 6 месяцев, ситуация в Алжире вполне обнадеживающая.
Кроме того, алжирские власти прикладывают все усилия для наращивания внутреннего производства зерновых. В частности, в наступающем посевном сезоне эксперты прогнозируют национальное производство пшеницы на уровне 3.2 млн тонн, что на выше, чем производство в 2021 году (тогда в стране было произведено 2 млн тонн пшеницы).
Предпринимаемые властями усилия по наращиванию импорта пшеницы вкупе с ростом производства в целом должны обеспечить необходимый эффект во избежание дефицита и помочь притормозить рост цен на пшеницу и соответственно хлеб, активно субсидируемый правительством. При этом, ежегодные потребности Алжира в пшенице составляют сегодня более 11 млн тонн и неуклонно растут с учетом демографического фактора. С 2016 года эти потребности увеличились почти на 800 тысяч тонн в год.
Поддержание стабильного предложения пшеницы на внутреннем рынке является ключевой задачей правительства А.Теббуна, поскольку в случае роста цен либо дефицита возникает существенные риск активизации социальных протестов и «голодных бунтов», подогреваемых оппозицией.
С другой стороны, с учетом нынешнего сценария на мировом энергетическом рынке, особенно после начала конфликта на Украине и эффекта от введенных против России санкций со стороны западных стран, Алжир находится в весьма выигрышном положении и может рассчитывать на рост доходов от растущего экспорта своего газа в Европу, прежде всего в Италию, с которой удалось заключить новый контракт в мае с. г. Этот контракт оказался как нельзя кстати на фоне сложных отношений с Испанией по экспорту газа, которые уже привели к существенному сокращению поставок алжирского газа в эту страну.
Большие ожидания у алжирских властей и от нефтяного рынка с учетом взрывного роста цен и ожидаемого увеличения алжирской квоты в рамках договоренностей ОПЕК +. В то же время, с учетом инфраструктурных проблем в местной нефтяной промышленности, Алжир делает ставку на максимизацию цены, нежели на наращивание объемов нефтяного производства.
Соответственно, это поможет Алжиру накопить достаточные финансовые ресурсы как минимум в среднесрочной перспективе 2022-2023 гг. для успешной минимизации рисков продовольственного кризиса, который во многом связан с отсутствием экономического доступа стран к продовольствию и удорожанием транспортно-логистического компонента. С этой проблемой Алжир, должен справиться, а растущие финансовые доходы от экспорта газа и нефти должны помочь стране в субсидировании продовольственной промышленности, особенно хлеба. В ближайшие два года международные эксперты прогнозируют Алжиру устойчивый рост ВВП в пределах 2-4%.
В то же время, важной проблемой, которую алжирское правительство пока не может решить на продовольственном треке, является продолжающийся рост продовольственных цен. Разумеется, здесь прямое влияние на ситуацию оказывает конъюнктура на глобальных продовольственных рынках. При этом, правительство применяет регулятивные меры, чтобы нивелировать эту турбулентность. Так, в марте 2022 года продовольственная инфляция на внутреннем рынке Алжира по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составила 9.5%, что ниже общемировых тенденций. Напомним, в среднем с декабря 2021 года цены на ключевые продовольственные товары в мире выросли на 30-40%.
Другая важная проблема – образование реального дефицита продовольствия в стране в случае разрыва логистических цепочек. В этом плане Алжир предпринял превентивные меры и одним из первых в регионе ввел жесткие ограничительные меры на вывоз из страны продовольственной продукции. Еще в середине марта 2022 г. президент Алжира А.Теббун распорядился наложить эмбарго на экспорт из страны основных потребительских товаров, включая сахар, томатную пасту, оливковое масло, манную крупу и все виды пшеницы и пшеничной муки. Кроме того, введены запретительные меры на экспорт любой продукции пищевой промышленности, произведенной на местном рынке с использованием импортного сырья. Одновременно, в марте с. г. алжирское правительство для стимулирования производства и потребления местной животноводческой продукции, ввело запрет на импорт в страну любой замороженной мясной продукции.
Думается, с учетом перспектив развития нефтегазового сектора Алжира и благоприятных прогнозов экономического роста в текущем и следующем году, опасаться масштабного продовольственного дефицита и кризиса на агропродовольственном рынке Алжире не стоит. Тем не менее, правительству важно будет держать руку на пульсе в плане устойчивой реализации программ социальной защиты и продовольственного обеспечения, особенно уязвимых слоев населения, как важной меры поддержания внутренней стабильности, особенно в случае повышения турбулентности глобальных аграрных рынков.