Проблема реализации проекта «южный коридор» и Турция

8 мая в Праге состоялся энергетический саммит «Южный коридор – новый шелковый путь», в котором приняли участие представители ЕС, Турции, Египта, Ирака, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Туркмении и Узбекистана. В качестве наблюдателей на саммите присутствовали представители России, США и Украины. В ходе встречи участники саммита обсудили энергетические и транспортные проекты, связанные с повышением энергобезопасности Европы.

По итогам встречи была разработана совместная декларация, согласно которой стороны обязуются оказывать политическую поддержку, а также техническую и финансовую помощь проектам «южного коридора», в частности, «Nabucco», «ITGI» и «транскаспийского маршрута».(1) Эти проекты направлены на обеспечение безопасных поставок энергоносителей из Центральной Азии и с Ближнего Востока на европейские рынки.(2) Однако, опасаясь реакции Москвы, которая в результате реализации инициативы «южного коридора» может лишиться монополии на экспорт энергоносителей из Средней Азии, некоторые участники саммита решили не подписывать этот документ.

Эксперты полагают, что декларация стала своего рода ответом ЕС на январскую газовую войну между Россией и Украиной. Также отмечается, что апрельская авария на газопроводе САЦ-4 подтолкнула Туркмению к решительным действиям, в результате которых активизировались переговоры по «Nabucco» и «транскаспийскому маршруту».(3)

Совместная декларация об ускоренном строительстве газопроводов в обход России в рамках единой стратегии накладывает на участников программы «южный коридор» индивидуальные обязательства с четким временным графиком. Однако, по мнению большинства экспертов, не все даже подписавшие декларацию страны способны справиться с этим ускоренным заданием.(4)

Для того чтобы проект «Nabucco», представляющий собой основу «южного коридора», начал функционировать уже в 2014 г. необходимо подписание межправительственного соглашения в течение нескольких месяцев. Однако в Турции, признанной важнейшим связующим элементом энергетического сотрудничества между Европой и Азией, не только отсутствуют необходимые инфраструктурные объекты, но и нет соответствующей правовой базы для транспортировки природного газа. Это осложняет реализацию стратегических инфраструктурных проектов.(5)

Генеральный директор турецкой энергетической государственной корпорации «BOTAS» Салтук Дюзйол по этому поводу заявил, что в Турции для транспортировки природного газа все еще не разработана соответствующая правовая база. Кроме того, Дюзйол отметил, что режим транспортировки газа в Турции отличается от общеевропейских стандартов, и это осложняет реализацию как «Nabucco» так и других проектов по транспортировке природного газа через транзитные трубопроводы Турции.(6)

Согласно «BOTAS», в 2020 г. Турция будет обязана транспортировать через свою территорию 60-100 млрд м? природного газа. Однако неизвестно, в рамках каких правовых норм этот газ будет поступать в Турцию. Тем не менее, Министерство энергетики и природных ресурсов Турции сообщает, что ведет работу по разработке изменений и дополнений к Закону о рынке природного газа № 4646 от 18 апреля 2001 г. Представители Министерства признают, что отсутствие закона, способного регулировать транспортировку газа, является недостатком, но в то же время заявляют, что торопиться с этим не собираются. Специалисты газовой промышленности отмечают, что формирование правовой базы для транспортировки природного газа необходимо не только для проекта «Nabucco», но и для других проектов, участником которых может стать Турция.(7)

Следует отметить, что правовая база для транспортировки нефти в Турции также была разработана относительно недавно, в 2000 г., в рамках подготовки проекта «Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)».(8)

Тем не менее, турецкий президент А. Гюль в ходе своего выступления на открытии Пражского саммита заявил, что Турция понимает свою роль в обеспечении энергетической безопасности Европы и готова с полной ответственностью выполнить свои обязательства. Он подчеркнул, что Турция стремится развивать сотрудничество с ЕС в энергетической сфере. По его мнению, это позитивно скажется на процессе вступления Турции в ЕС.(9)

Большой интерес представляют нынешние разногласия Турции с Азербайджаном. По сообщениям СМИ, Турция намерена стать не просто транзитером природного газа, а экспортером, и требует от Азербайджана 15 % от всего объема транспортируемого в Европу газа в качестве оплаты за использование турецкой территории. Азербайджан выступает за то, чтобы Турция была лишь страной-транзитером и предлагает ей 5 % от всего транспортируемого объема.(10)

Оппозиция в Турции не одобряет последние действия руководства правящей Партии справедливости и развития в отношении Азербайджана. После своего рабочего визита в Баку в качестве главы турецкой делегации и ознакомившись с претензиями азербайджанских властей, депутат Великого национального собрания Турции от Народно-республиканской партии Йылмаз Атеш потребовал от правительства разъяснений относительно сближения Турции с Арменией и ответа на следующий вопрос: «Использует ли Турция возможность открытия границ с Арменией в качестве элемента давления на Азербайджан с тем, чтобы подписать соглашение по транспортировке природного газа?»(11)

Большое значение имеет обеспечение безопасности существующих и строящихся в Турции трубопроводов. Известно, что охраной турецкого участка нефтетранспортной системы БТД занимается жандармерия Турции. В связи с увеличением террористических актов, объектом которых с декабря 2008 г. все чаще и чаще становятся трубопроводы, жандармерия потребовала от «BOTAS» повысить расходы, направленные на обеспечение безопасности транспортировки энергоносителей. Однако «BOTAS» считает, что расходы по межправительственным проектам должно нести правительство страны.(12)

В заключение следует сказать, что проект «южный коридор» содержит в себе ряд сложных вопросов, от решения которых будет зависеть возможность диверсифицировать источники и маршруты транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Ближнего Востока в Европу. Политическая и экономическая стабильность как в странах, принимающих участие в «южном коридоре», так и в регионе в целом оказывает непосредственное влияние не только на стоимость этого стратегического проекта, но и на скорость выполнения участниками своих индивидуальных обязательств.

1. CNN Turk, 08.05.2009.

2. Prague Summit: Southern Corridor, May 8, 2009 // www.eu2009.cz/en/news-and-documents/press-releases/declaration—prague-summit—southern-corridor—may-8—2009-21533/

3. Коммерсант, 13.04.2009.

4. Коммерсант, 08.05.2009.

5. Dunya Bulteni, 24.04.2009.

6. Referans, 24.04.2009.

7. Hurriyet, 01.04.2009.

8. Referans, 24.04.2009.

9. Referans, 09.05.2009.

10. TRT Haber, 06.05.2009.

11. Show Haber, 18.04.2009.

12. Zaman, 12.05.2009.

52.2MB | MySQL:103 | 0,437sec