Криминализация отношений с Израилем как противоположность «Соглашениям Авраама»

После прихода к власти в США президента Дж.Байдена новая американская администрация стремилась расширить спектр стран, налаживающих отношения с Израилем, а в списке кандидатов на сближение фигурировали Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и Катар. Вопреки позитивным ожиданиям и общему эффекту, созданному «Соглашениями Авраама», продолжился процесс преимущественно за счет наращивания сфер взаимодействия с уже дружественными игроками, а не посредством подключения к сотрудничеству новых государств. Параллельно с этим в последнее время стала распространяться противоположная тенденция: сначала власти Ирака, а затем хоуситы Йемена пошли на внутреннюю криминализацию контактов с Израилем, аналогичная инициатива была повторно вынесена на рассмотрение в Алжире.

В конце мая парламент Ирака принял закон, вводящий уголовную ответственность за нормализацию с Израилем, под которой понимается не только установление официальных дипломатических отношений, но и, к примеру, деловые и личные связи. Для нарушителей предусмотрено суровое наказание, варьирующееся от крупных штрафов вплоть до пожизненного заключения или даже смертной казни. Кроме того, санкциям за враждебную с точки зрения закона активность могут быть подвергнуты иностранные компании, работающие в Ираке. В начале июня правительство хуситов в Йемене одобрило аналогичный документ. Законопроект об уголовной ответственности за связи с Израилем уже во второй раз с начала прошлого года был внесен в парламент Алжира.

Три перечисленные инициативы имеют несколько общих черт.

Во-первых, их авторы подчеркивают, что идея запрещения отношений с Израилем основана на воле народа. Фактически подобная риторика должна подтвердить тезис противников нормализации, утверждающих, что население региона такого рода шаги власти некоторых государств в реальности не поддерживает. Это может потенциально сдержать новых кандидатов на сближение, опасающихся тем самым спровоцировать внутренний кризис.

Во-вторых, явно заметен публичный акцент на палестинской проблематике, направленный на демонстрацию ее сохраняющейся важности. Согласно заявлению главы хоуситского правительства Йемена А.бен Хабтура, «Соглашения Авраама» создали условия для «израильского режима занять позицию победителя», что угрожает в частности мечети Аль-Акса, статусу Иерусалима и решению палестинской проблемы в целом, которая, в свою очередь, «является главной проблемой мусульманского мира». Алжир готовится принять в ноябре саммит Лиги арабских государств, где намерен, по словам президента А.Теббуна, «поставить дело палестинцев в центр этого важного события». В Ираке закон позиционировался его сторонниками также как своего рода победа в поддержке палестинского сопротивления наряду с ливанским.

Помимо этого у каждой из сторон есть собственная дополнительная мотивация, касающаяся эффекта «Соглашений Авраама», чтобы противостоять региональному процессу, развивающемуся под патронажем США. В случае с Алжиром рост антиизраильских настроений продиктован условиями сближения между Иерусалимом и Рабатом, включавшего  также признание Вашингтоном марокканского суверенитета над Западной Сахарой. В Йемене выражают обеспокоенность наращиванием сотрудничества между ОАЭ и Израилем, в рамках которого предположительно идет совместная работа над созданием на Сокотре базы, призванной собирать данные о воздушном и морском сообщении в районе Баб-эль-Мандеба, Аденского залива и Африканского рога с особым акцентом на передвижении иранцев. В Ираке, в свою очередь, принятие законодательства продиктовано борьбой с курдами, как раз и продвигавшими идею сотрудничества с Израилем.

Заметную роль в появлении тенденции на криминализацию отношений с Иерусалимом играет Тегеран. С одной стороны, такой шаг не просто напрямую сдерживает формирование антииранской коалиции на Ближнем Востоке, что считается одним из эффектов нормализации, но и способствует консолидации противоположной коалиции и, как следствие, укреплению присутствия Ирана в регионе. С другой стороны, принятие соответствующих законов открывает путь к репрессиям против представителей гражданского общества, бизнеса и местных еврейских общин. По предварительным оценкам, только в Ираке под угрозой находятся не менее 700 тыс. человек.

Подобное преследование в целом вписывается в тактику ИРИ, а точнее в деятельность «Отряда 8402 спецподразделения КСИР ИРИ «Аль-Кудс», который занимается проведением диверсионных операций, включая ликвидации, за рубежом. За последние время погибли сразу два высокопоставленных представителя данного подразделения: в мае был застрелен командир отряда Хасан Сайяд Ходаи, в начале июня – его приближенный, полковник А.Эсмаилзаде. Причем если устранение первого приписывается Израилю, то второй, как считает базирующееся в Лондоне издание Iran International, мог быть убит самими иранцами из-за причастности к гибели командира, то есть пособничество противнику. Таким образом, в условиях повышенного внимания к действиям КСИР за рубежом и пресечения их враждебной антиизраильской активности Тегерану на руку появление внутреннего механизма, позволяющего выявлять лиц, сотрудничающих и поддерживающих Иерусалим в странах региона.

Волнообразная криминализация контактов с Израилем способна создать препятствия для подключения к нормализации новых государств или повлиять на уже присоединившиеся, особенно на тех, чьи отношения с Иерусалимом пока не получили существенного развития на двусторонней основе и не обеспечили ожидавшегося сближения с США. Речь прежде всего идет о Судане, помощь которому администрация Дж.Байдена приостановила и настоятельно рекомендует кабинету Н.Беннета поддержать давление на режим для того, что он «передал власть заслуживающему доверия переходному правительству».

В целом криминализация сближения с Израилем, начавшая распространение в регионе как противоположность «Соглашениям Авраама», создает сразу несколько рисков. Помимо очевидной угрозы для расширения списка дружественных режимов, сюда всходит подпитка международной кампании по бойкоту Израиля (BDS-Movement), поскольку силы, стоящие за рассмотренными законодательными инициативами, призывают иностранные государства прекратить торговлю и совместный бизнес с израильскими партнерами, а также грозят наложить санкции на представительства  зарубежных фирм в своих странах, поддерживающие отношения с израильтянами.

Дополнительный фактор эрозии «Соглашений Авраама» заключается в том, что антиизраильский, а фактически антисемитский настрой законодательных инициатив по запрету нормализации ставит в опасное положение евреев Ближнего Востока и затрудняет проведение израильской кампании по отстаиванию прав евреев из арабских стран, Ирана и Турции. Помимо того, что подобные усилия Иерусалима направлены на блокирование встречных палестинских претензий права на возвращение, они призваны продемонстрировать, что еврейское население в регионе не является чем-то чуждым, так как населяло государства региона исторически.

Поскольку решение в Алжире пока не принято окончательно, а хоуситы в Йемене и без того входят в перечень иранских прокси и не имеют международной легитимности, наиболее неблагоприятной ситуация является именно на израильско-иракском треке. С одной стороны, Тегеран неоднократно предупреждал Багдад относительно активности Израиля и его сторонников на иракской территории, а в марте этого года нанес удар по Эрбилю, надеясь так надавить на страну. С другой, — за криминализацией нормализации в Ираке стоял М.ас-Садр, который так и не сумел сформировать правительство, несмотря на победу на последних по времени выборах. Более того, выдвинута антиизраильская инициатива была на фоне внутриполитического кризиса, что создает угрозу превращения Ирака в новый Ливан, где на идеях сопротивления обеспечивает себе выживаемость во власти иранская прокси «Хизбалла».

52.23MB | MySQL:103 | 0,465sec