Ситуация в ФАТХе и не только

Как мы говорили ранее, М.Аббас определился со своей тактикой на ближайший год. Он фактически свернул переговоры с ХАМАС о формировании «правительства национального единства» и поручил С.Файяду сформировать т.н. «правительство технократов». Последнее видимо и будет управлять Западным Берегом р. Иордан (о Секторе Газа речь, понятно, не идет) и представлять структуры Палестинской Национальной Автономии (ПНА) на международной арене до января 2010 года, когда, по идее, должны состоятся новые парламентские выборы.

Сказать, что этот год будет для М.Аббаса спокойным нельзя. Вообще, тема его политического выживания на посту лидера ФАТХ до 2010 года, является актуальной.

Назначение С.Файяда породило в ФАТХ серьезное брожение и создало М.Аббасу дополнительные сложности в виде все ширящейся внутренней оппозиции. На первом месте по опасности для нынешнего лидера ФАТХ конечно стоит М.Баргути и его сторонники. Заметим, что важность и авторитет М.Баргути понимают и в ХАМАС. Мало кто знает, но одной из ключевых причин срыва израильско-хамасовских опосредованных переговоров по поводу освобождения капрала Г.Шалита является именно фигура М.Баргути. ХАМАС поставил его в список лиц, подлежащих обмену, в качестве первого номера. Более того, если бы израильтяне согласились обменять Г.Шалита на М.Баргути один на один, хамасовцы пошли бы и на это.

Почему? Все очень понятно. Появление М.Баргути на политической арене в качестве легитимной фигуры означает конец эпохи М.Аббаса. В этом нет никаких сомнений. Более того, избрание Баргути главой ФАТХ полностью изменило бы всю политическую картинку в ПНА. Это означает союз с ХАМАСом, создание правительства национального единства, и, как ни парадоксально это звучит, прогресс на мирных переговорах. То есть абсолютное принятие и М.Баргути и ХАМАСом нынешней схемы Вашингтона по ближневосточному урегулированию: «государства для двух народов». Эта схема на основе давно разработанной «дорожной карты» несет много суеты и непопулярных решений для израильского правительства. Именно об этой схеме говорил 17 мая с.г. на переговорах с новым израильским премьером Б.Нетаньяху президент США Б.Обама. Примечательно, что в своих комментариях по этому вопросу, Б.Нетаньяху очень аккуратно умолчал по поводу своей готовности принять такую схему, ограничившись лишь «желанием продолжить мирные переговоры с палестинским руководством». В этой связи, освобождение М.Баргути, как представляется, не состоится ни при каких условиях.

Вторыми по значимости оппонентами М.Аббасу являются ветеран движения Ф.Кадумми и представитель ФАТХ в Секторе Газа А.Хельвис. Последний прошел сложную трансформацию взглядов от полного неприятия ХАМАС до осознания необходимости сотрудничества с ним. Оба имеют определенный вес в организации, и, несомненно, примкнут к М.Баргути в случае его освобождения.

Кроме того, в лагерь оппонентов нынешнему лидеру ФАТХ перешли еще две весомые фигуры: А.Куреи и Н.Шаат. Причем оформилось это окончательно после назначения премьером С.Файяда, которого оба «не переваривают». Кроме того, Н.Шаата «отодвинули» от распределения спонсорских денег, а такие вещи, согласитесь, раздражают. Знаменательно, что недавно Н.Шаат встречался в Дамаске с представителем ХАМАС Абу Марзуком, где обсуждались различные вопросы, в том числе и выработка единой программы действий по политическому оппонированию М.Аббасу.

Таким образом, констатируем, что в ФАТХ в настоящее время создалась устойчивая фронда М.Аббасу, которая имеет тенденцию к расширению. В этой связи, М.Аббас практически окончательно отказался от идеи проведения конференции ФАТХа, итоги которой могут быть, мягко говоря, непредсказуемыми. Сделано это изящно. Сначала Иордания отказалась предоставлять свою территорию для проведения конференции в пользу Египта, а затем и Египет заявил о своем нежелании участвовать в ее организации. Проводить такое мероприятие в Раммалле невозможно, так как половину делегатов просто не пропустят израильтяне в силу их прошлых «заслуг». Таким образом, вопрос о конференции союзниками М.Аббаса (с его молчаливого или не очень) согласия «подвешен» до неопределенного времени. Это лишний раз подчеркивает шаткость позиции М.Аббаса внутри ФАТХа. Это также доказывает и то, что Израиль, Иордания, КСА и Египет по прежнему «ставят» только на него, и альтернативы пока не рассматривают.

А что же ХАМАС? Пока демонстрирует гибкость подхода. Соблюдает перемирие, выступает за переговоры, проводит консультации с партнерами из ООП, дал несколько ясных сигналов о своем дистанцировании от Ирана. Явно побеждает тенденция к более близким отношениям с Каиром, что и понятно: географическое положение обязывает. В общем, готовит почву для диалога с США, и через него – вхождение во власть парламентским путем.

Финансы для организации поступают, как и прежде, от Катара и Ливии. В основном используется система традиционной «хавалы», но задействуются и известные палестинские банкиры, которые имеют разветвленную систему банковских пунктов. Среди последних можно выделить известного банкира Хазандара, чьи офисы во время последнего вторжения в Газу израильтяне бомбили то ли четыре, то ли пять раз. Кроме того, в секторе стал с недавних пор функционировать «Исламский банк», который работает без лицензии министра финансов ПНА.

Спонсорские деньги для ПНА в Газу не попадают, т.к. Файяд жестко блокирует любое финансирование «мятежной территории». Более того, те финансы, которые Раммалла должна переводить на гуманитарное восстановление сектора, расходуются по очень интересной схеме. Сначала они переводятся из Раммаллы в Израиль, где на них закупаются определенные товары. А затем эти же товары через израильско-палестинскую сеть торговцев вновь продаются, но уже в Газе. Такая же схема существует и с Египтом. Если называть вещи своими именами, то это в чистом виде расхищение спонсорских денег. В указанных операциях участвует ограниченное количество «доверенных» фирм, аффилированных с лицами из близкого окружения нового палестинского премьера.

ХАМАС кроме всего должен учитывать в своей политике и возможное изменение позиции Сирии. Имеется ввиду вновь обозначенный в последнее время тренд сирийцев на возобновление мирных переговоров с Израилем. Во время последнего визита госсекретаря США Х.Клинтон в Сирию до Дамаска была доведена новая концепция американцев по ближневосточному урегулированию. Если отбросить дипломатические словеса, то в сухом остатке получаем следующее. Вашингтон в качестве одного из основных пунктов нормализации ситуации серьезно рассматривает вопрос о достижении между Сирией и Израилем мирного соглашения, наподобие Кемп-Девида. Помимо урегулирования непосредственно сирийско-израильских отношений, подразумевается вывод Дамаска из орбиты Тегерана и отказ от помощи вооружением «Хизбалле». И сирийцы такой поворот событий приветствуют. Правда, пока осторожно, так как боятся быть обманутыми.

При этом, несмотря на то, что Конгресс США недавно отказался отменить экономические санкции, Дамаск уверили в том, что этот вопрос будет несомненно положительно решен в случае достижения позитивной динамики в направлении мирного урегулирования.

В контексте этого вновь начались неофициальные консультации при посредничестве Анкары, которые были возобновлены после неофициальных извинений президента Израиля Ш. Переса.

То, что указанные консультации идут, косвенно подтверждает и следующий факт. Дамаск на прошлой неделе временно запретил руководству ХАМАС покидать территорию Сирии без соответствующего разрешения. То есть ХАМАС остается в руках сирийцев разменной картой, и в настоящее время выгодно немного сдержать его внешнеполитическую активность, чтобы не дразнить американцев и израильтян. По тем же данным, в настоящее время заморожены и все операции по переброске оружия «Хизбалле».

Естественно рано говорить о какой-то определенной позиции Сирии, но многие эксперты сходятся во мнении, что в случае прогресса на переговорах по поводу мирного соглашения с Израилем, Дамаск все в большей степени начнет отходить от Ирана и поддержки ХАМАСа и «Хизбаллы». Возвращение Голан и снятие экономических санкций сейчас для сирийцев самый важный приоритет.

62.86MB | MySQL:102 | 0,566sec