Ситуация в зоне Сахеля: апрель 2022 г.

1 апреля Генштаб французской армии сообщил, что несмотря на постепенный вывод из Мали подразделений контингента «Бархан» французские военные добились нового тактического успеха, уничтожив видного полевого командира, аффилированного с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ). Как заявил представитель Генштаба полковник Паскаль Ианни, 28 марта французские военные из контингента «Бархан» ликвидировали главаря группы, причастной к неоднократным непрямым атакам против этого контингента и международных сил. Речь шла о некоем Бубакаре Баноне (боевой псевдоним – Бийау). Его формирование входило в Группу поддержки ислама и мусульман (ГПИМ). Согласно французскому Генштабу, «он был нейтрализован ударом с беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в момент, когда джихадист перемещался на мопеде в 30 км к северу от г.Госси».

По данным французского Генштаба, убитый  — выходец из племени пель — начинал «карьеру» в бандитизме и незаконном обороте оружия. Затем вступил в ряды «Исламского государства в Большой Сахаре (ИГБС, запрещено в РФ), затем перешел в ГПИМ. Его формирование специализировалось на засадах и внезапных атаках на гражданское население. Ему подчинялясь группа пиротехников, занимавшихся минной войной.

По данным французского Генштаба от 1 апреля, еще две операции были проведены 26 и 31 марта. Они позволили «нейтрализовать» 15 джихадистов в зоне Липтако.

1 апреля малийская армия распространила коммюнике, в котором утверждалось об уничтожении 203 боевиков в ходе «широкомасштабной» операции в центральной части Мали в районе Мура, проводившейся в период с 23 по 31 марта. Еще 50 боевиков были задержаны. Малийским военным удалось захватить «большое количество оружия и боеприпасов. Генштаб позднее признал потери в рядах малийских военных. По его версии, в операции участвовали 4 группы спецназа, 3 вертолета Ми-1е и 2 вертолета Ми-35, а также разведывательные беспилотники.

В тот же день правительство Мали, в котором доминируют военные, предписало частным телевизионным каналам избегать распространения видеоматериалов о действиях контингента «Бархан».

4 апреля последовал ответ явно обидевшихся французов. В тот день МИД этой страны выступил с коммюнике, в котором говорилось, в частности, что Франция «серьезно озабочена» возможными «злоупотреблениями», якобы совершенными в Мали солдатами этой страны «при сопровождении наемников» из ЧВК «Вагнер». Париж «озабочен информацией о массивных злоупотреблениях в деревне Мура, совершенных малийскими военными, которых сопровождали российские наемники из группы «Вагнер», их действия привели к гибели сотен гражданских лиц», отмечалось в документе.

5 апреля правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» явно подыграла тем, кто хотел обвинить малийских военных в том, что произошло в Мура. По ее данным, там малийские солдаты при поддержке иностранных комбатантов, считавшихся русскими, убили в общей сложности 300 гражданских лиц, отдельные из которых подозревались в принадлежности к джихадистским группировкам.

Согласно версии «Хьюман райтс уотч», события в Мура начались 27 марта, когда в разгар ярмарки скота туда на вертолетах прибыли солдаты. Они тут же вступили в перестрелку с группой из примерно 30 джихадистов, которые находились в толпе. В ходе завязавшегося боя погибли несколько исламистов, несколько гражданских лиц и два иностранных солдата. По данным правозащитников, к тому времени Мура, равно как и многие другие населенные пункты, находился под контролем одной из групп, аффилированных с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ). С прибытием подкреплений, переброшенных вертолетами, малийские и иностранные солдаты установили контроль над Мура. Они зачистили деревню, «казнив» ряд лиц и пленив сотни человек. В следующие дни они расстреляли по группам десятки человек, выбирая их по характерной одежде, ношению бороды – как предписывали мужскому населению исламисты – или по этнической принадлежности. Большинство казненных принадлежало к народности пель, представители которых составляют костяк ряда исламистских банформирований в Мали.

6 апреля военная прокуратура Мали объявила о начале расследования того, что произошло в Мура. Тем не менее 8 апреля Россия в лице МИД поздравила Мали в связи с «важной победой» над «терроризмом» в Мура. В министерстве назвали «дезинформацией» сообщения о массовом убийстве гражданских в Мура и об участии российских наемников в этой операции.

В целом очевидно, что в случае Мура либо речь шла об одном из самых больших успехов малийской армии, которая заявила об уничтожении 203 джихадистов без каких-либо потерь в своих рядах, либо о «худшем эпизоде жестокости в отношении гражданских лиц за 10 последних лет» (определение «Хьюман райтс уотч»). Правда, позднее представитель малийской армии признал гибель 8 солдат.

8 апреля в Бамако было объявлено, что малийские военные начиная с 22 марта в ходе серии операций разгромили три вооруженные группы. При этом были уничтожены 19 боевиков.

11 апреля Евросоюз принял решение прекратить работу его миссий по подготовке и обучению военных и национальной гвардии в Мали. Было объявлено, что личный состав миссий будет выведен в соседние страны. В составе двух миссий ЕС в Мали несколько сотен военных и экспертов. Мандат миссии EUTM для подготовки военных действует до 31 января 2023 г., мандат миссии EUCAP для подготовки полицейских действует до 18 мая 2024 г.

12 апреля стало известно, что несколькими днями ранее вертолет малийской армии выпустил несколько неуправляемых ракет по цели близ позиций британских «голубых касок» из состава Minusma. Инцидент имел место близ Тессит в районе Гао.

Также 12 апреля малийские военные объявили, что двумя днями ранее в ходе антитеррористической операции в центральной части страны в районе Диабали по подозрению в причастности к «террористической» активности были арестованы 3 европейца.

13 апреля в Бамако после встречи с главой правящей хунты полковником Ассими Гойтой глава МИД Германии Анналена Бербок заявила о невозможности для европейцев сотрудничать с малийскими военными, пока они взаимодействуют с россиянами. Присутствовавший при этом глава МИД Мали Абдулайе Диоп со своей стороны заявил о необходимости уважать выбор его страны.

16 апреля малийские военные сообщили о нанесении двух авиаударов по целям в центральной части страны, в результате которых были уничтожены 12 «террористов», включая полевого командира ГПИМ франко-тунисского происхождения Самира аль-Бурхана. Цели находились в лесу Гангюэль в 10 км от ставшего известным ранее населенного пункта Мура.

18 апреля малийские военные объявили о новой поставке российских вооружений, и в частности, двух боевых вертолетов и радара. Первая поставка в составе двух вертолетов Ми-35М и радара 59N6-TЭ была выполнена 31 марта.

19 апреля состоялась официальная церемония передачи военной базы французского контингента «Бархан» в Госси на севере Мали малийским военным. Уже 22 апреля малийские военные заявили об обнаружении близ бывшей французской военной базы в Госси братской могилы. Французы были к этому готовы. Они заранее сделали видеозапись того, как эту могилу заполняли телами якобы наемники из ЧВК «Вагнер».

26 апреля малийские военные обвинили французскую армию в «шпионаже» и «подрывной работе» в связи с публикацией видеозаписи в Госси. Они также констатировали, что с начала года иностранные летательные аппараты, включая французские, свыше 50 раз нарушали воздушное пространство Мали

21 апреля правящая в Мали военная хунта бросила новый вызов своим региональным партнерам, заявив, что переходный процесс займет 2 года, в то время как те требовали от Бамако организовать выборы максимум через 16 месяцев.

24 апреля джихадисты одновременно атаковали три полевых лагеря малийских военных в районах Севаре, Нионо и Бафо в центральной части Мали. Первоначально сообщалось, что лагерям был нанесен значительный материальный ущерб. В Бафо был поврежден находившийся там вертолет. Во всех трех случаях атакам предшествовали подрывы заминированных автомашин, в которых находились смертники. В результате атак, по официальным данным, погибли 6 солдат, 20 получили ранения. Ответственность за атаки взяла на себя «Фаланга Масина» Амаду Куфы (входит в ГПИМ).

25 апреля ГПИМ впервые объявила, что в начале месяца захватила в плен в центральной части Мали в районе Сегу россиянина, бойца ЧВК «Вагнер». Тем не менее джихадисты не представили каких-либо доказательств этого заявления. К тому времени зато было точно известно, что один россиянин погиб 19 апреля в центральной части Мали в ходе операции малийской армии.

 

В Буркина-Фасо 2 апреля стало известно о гибели 20 человек в результате атаки неизвестных на стихийную шахту по добыче золота на севере этой страны в коммуне Бурум (провинция Наментенга). Столько же человек получили ранения. До этого в течение 3 недель около 80 гражданских и военных погибли в результате атак, приписанных джихадистам.

«Активизация террористических атак в последнее время не может и не должна интерпретироваться как бездействие или неспособность (властей) и всего того, что мы делаем сейчас», — заявил в этой связи временный президент Буркина-Фасо подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба, пришедший к власти 24 января в результате военного переворота.

4 апреля премьер-министр Буркина-Фасо Альбер Уедраого заявил, что его страна, с 2015г. подвергающаяся непрерывным атакам джихадистов, хочет «диверсифицировать партнеров» в борьбе против вооруженных групп. При этом не была названа ни одна страна среди возможных партнеров. Это заявление последовало на фоне вывода французского контингента «Бархан» из Мали. «Перед лицом террористического вызова мы не имеем другого выбора, как поддерживать территориальную целостность, освобождая зоны, оккупированные террористическими группами, насаждая там безопасность и обеспечивая работу государственных структур», — сказал премьер, занявший этот пост после переворота.

8 апреля стало известно, что в результате атаки джихадистов на армейское подразделение на севере Буркина-Фасо в провинции Санматенга погибли 12 солдат и 4 бойца добровольческих формирований. 21 солдат получил ранения. Атаку совершило одно из формирований Группы поддержки ислама и мусульман (ГПИМ). Она стала ответом джихадистов на проведенную неделей ранее армейскую операцию в районе Барсалого, в ходе которой были убиты несколько десятков боевиков.

11 апреля российская золотодобывающая компания Nordgold объявила об остановке работы на шахте в Тапарко «по причинам безопасности». Эта шахта – крупнейшее частное предприятие в этом секторе – работала на севере Буркина-Фасо. На ней трудились около 600 человек. Шахта работала с 2007г. Nordgold эксплуатирует в Буркина-Фасо еще одну золотодобывающую шахту – в Бисса-Булу, также в северной части страны. Стихийные золотодобывающие шахты неоднократно подвергались атакам со стороны джихадистов.

15 апреля в Уагадугу было объявлено о намерении властей увеличить численность армии на 3 тысячи человек. Считается, что в настоящее время в ее составе от 15 до 20 тысяч человек, и она понесла значительные потери в результате атак джихадистов.

24 апреля джихадисты одновременно атаковали два армейских подразделения в Гаскинде и Побе Менгао близ границы с Мали. В результате атак погибли 15 человек, в том числе 9 солдат, 30 человек получили ранения.

26 апреля стало известно, что с согласия военной хунты, захватившей власть 24 января, начались переговоры между старейшинами и представителями местных вооруженных групп, не связанных с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе запрещены в РФ). Таких групп, родившихся в Буркина-Фасо, местные спецслужбы насчитали до 10. Ранее, в начале апреля, хунта объявила о создании «местных комитетов диалога». Как знак разрядки, сразу после начала переговоров боевики сняли блокаду с административного центра провинции Сум города Джибо. Это позволило военным провести 20 апреля в город до ста грузовиков с товарами первой необходимости.

 

В Нигере 12 апреля джихадисты атаковали пограничный пост Петелколь на границе с Буркина-Фасо в районе Тиллабери (район «трех границ»). В результате атаки погибли 7 полицейских, 16 получили ранения. Нападавшие захватили 3 машины полицейских, еще 6 сожгли. Этот пост ранее неоднократно подвергался атакам джихадистов.

В тот же день атаке подвергся армейский блок-пост на севере страны в районе Агадез. Там погибли 4 солдата.

В целом, говоря про происшедшее в малийских Мура и Госси, какие-то выводы можно будет делать только после завершения соответствующих расследований.

62.86MB | MySQL:102 | 0,472sec