«Техрик-е-Талибан Пакистан» как фактор напряженности в отношениях между Афганистаном и Пакистаном. Часть 1

Радикальному исламистскому движению «Талибан» (запрещено в РФ) удалось создать Исламский Эмират в Афганистане в 1996 году. Пакистан был одной из трех стран, признавших правительство талибов в 1990-е гг., но разорвавших с ним официальные отношения в 2001 году. При этом ни для кого не секрет, что в течение последних двух десятилетий Пакистан был убежищем для главарей движения. Ряд зарубежных экспертов называют возрождение Исламского Эмирата талибов в Афганистане летом 2021 года стратегической победой Пакистана. Поначалу Исламабад предпринимал различные усилия на внутреннем, региональном и международном уровнях, чтобы оказать поддержку новому афганскому режиму. Однако за последние девять месяцев стали более очевидными признаки напряженности и участились вооруженные конфликты, такие как пограничные столкновения и ракетные обстрелы. В текущей ситуации, хотя отношения Пакистана с талибами не достигли стадии широкомасштабной напряженности, существуют общие факторы, способствующие повышению риска открытой конфронтации.

Основные причины напряженности

В первую очередь повышению напряженности в отношениях между двумя странами способствует возрождение движения «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещено в РФ). С августа 2021 года деятельность ТТП заметно активизировалась: группировка осуществила серию крупных терактов в пакистанских городах, в частности в столице провинции Белуджистан, городе Кветта. Угрозу безопасности и геополитическим интересам Пакистана представляют  реорганизация ТТП (объединение 17 разделенных фракций) и укрепление центральной структуры, включение в состав движения боевиков  других национальностей, активизация нападений на неисламских партнеров пакистанского правительства (особенно граждан Китая), а также тесные связи с Исламским движением Восточного Туркестана (ИДВТ). Численность от 5 000 до 10 000 боевиков и заявления о создании на племенных территориях Пакистана государства, подобного Исламскому Эмирату Афганистан, вызывают озабоченность со стороны Исламабада. Фактически, в основе сотрудничества двух группировок лежат лояльность ТТП руководству афганских талибов и пуштунские этнические связи. Талибы фактически предоставили территорию Афганистана в качестве убежища ТТП, и боевики организации используют ее для подготовки терактов, а также обучения и отправки боевиков в Пакистан. Исламабад рассматривает растущее влияние ТТП в племенных районах как угрозу «талибанизации» Пакистана, однако руководство талибов так не считает. По данным ООН, такие экстремистские группировки как «Джаиш-е-Мухаммад», «Лашкар-е-Тайба» (запрещена в РФ) и ТТП организовывали тренировочные лагеря и обучали боевиков в некоторых афганских провинциях. Талибы это отрицают, настаивая на том, что они не позволят какой-либо террористической группировке или организации использовать афганскую территорию против Пакистана. Однако, несмотря на прогресс и некоторый компромисс в переговорах, ТТП и Исламабад сталкиваются с широким спектром проблем в области разоружения, мирного урегулирования, соблюдения положений конституции Пакистана. Также вызывает вопросы статус приграничных районов и разрыв связей между ТТП и другими террористическими организациями, в частности, «Исламским государством» (запрещено в РФ). На самом деле Исламабад в настоящее время оказывает давление на лидеров афганского «Талибана», призывая их остановить движение ТТП, и подчеркивает неспособность талибов противостоять им. Но ожидания Пакистана в отношении намерений и возможностей афганских талибов далеко не ясны, и в данный момент это кажется самой важной причиной напряженности в отношениях между двумя странами.

Стимулирование сепаратизма в Пакистане 

Сближение пакистанских талибов с другими группировками повысит опасность укрепления связей с белуджскими сепаратистами в то время как Пакистан сталкивается с крайне негативными последствиями роста числа нападений боевиков на объекты инфраструктуры в Белуджистане и порту Гвадар. Кроме того, пакистанские талибы в национальном масштабе пытаются содействовать освобождению Белуджистана, провинции Синд и так называемого «Пуштунистана». И здесь встает вопрос о вызовах и проблемах, связанных с Линией Дюранда – зоной длиной 2670 км, проходящей по границе между Афганистаном и Пакистаном. Националистические круги призывают к объединению племенных конфедераций пуштунов обеих стран для возрождения Великого Пуштунистана. Исламабад же считает непризнание талибами нынешней границы вызовом территориальной целостности Пакистана. Но до сих пор политика «Талибана» заключалась в том числе и в непризнании Линии Дюранда, и, выступая против текущего расположения границы между двумя странами, главари движения также подчеркивали неявную поддержку идеи воссоздания Пуштунистана в районе Федерально управляемой территории племен.

Позиция Индии по афганскому вопросу

Важно отметить, что некоторые представители «Талибана», похоже, недовольны усилением влияния Исламабада и его участием во внутренних делах Афганистана. Поэтому руководство движения стремится уменьшить его зависимость от Пакистана и, консультируясь с различными региональными игроками, такими как Индия, обеспечить основание для международного признания Исламского Эмирата и получить определенные рычаги давления. Недавние визиты индийских официальных лиц в Афганистан повышают вероятность открытия индийского посольства в Кабуле и возобновления дипломатического присутствия в Афганистане. Пакистан, в свою очередь, считает, что ТТП – организация, поддерживаемая Индией, и рассматривает расширение индийского влияния в Афганистане как потенциальную угрозу собственной безопасности.

52.19MB | MySQL:103 | 0,509sec