«Техрик-е-Талибан Пакистан» как фактор напряженности в отношениях между Афганистаном и Пакистаном. Часть 2

«Талибан» во внешней политике Пакистана 

Последние девять месяцев радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) не прекращало оказывать давление на Исламабад в вопросе признания его законным правительством Афганистана. Но Пакистан, вольно или невольно, решил не признавать в одностороннем порядке новое правительство в Кабуле. Более того, такого рода действия Исламабада можно рассматривать как средство оказания давления на «Талибан» с целью смягчить его поведение в соответствии с интересами Пакистана. На самом деле, с точки зрения пакистанских властей, решение афганской проблемы является политическим и инклюзивным, и вопреки интересам талибов, оно выходит за рамки одностороннего признания Исламского Эмирата. С другой стороны, наибольшее количество членов нового пакистанского правительства принадлежат «Пакистанской мусульманской лиге – Наваз» (PML-N) и «Пакистанской народной партии». Коалиционное правительство такого типа имеет иной взгляд на проблему Афганистана и больше разногласий с пакистанскими талибами. Кроме того, наиболее тревожной проблемой для Пакистана на сегодняшний день является его падающая экономика со снижающимися темпами роста, сокращением иностранного капитала и растущей зависимостью от внешней помощи.

 

Афганские иммигранты и дефицит водных ресурсов

Не менее проблемной для Пакистана является ситуация с более чем 3 млн афганских беженцев. Также остро стоит вопрос предотвращения гуманитарного кризиса в Афганистане и опасных последствий в виде новой волны нелегальной миграции. На самом деле Пакистан пытается контролировать поведение талибов таким образом, чтобы предотвратить дальнейший ущерб собственным интересам. Кроме того, талибы, похоже, связали свою политику обеспечения водными ресурсами с сокращением доли пресной воды Пакистана и управлением политическим поведением Исламабада в своих интересах, учитывая снижение уровня воды в приграничных реках. Это создает очередной повод для усугубления разногласий.

 

Будущее отношений

Способность лидеров «Талибана» удовлетворить различные политические, экономические и геополитические требования Пакистана, связанные с безопасностью, не кажется очень высокой. Талибы, похоже, не желают предпринимать значимых действий против экстремистской организации «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ), хотя и могут поспособствовать установлению более долгосрочного режима прекращения огня. Кроме того, если Исламабад не признает талибов, руководство движения не захочет расширять сотрудничество с Пакистаном. Тем временем власти страны продолжат искать дополнительные рычаги воздействия на «Талибан», маргинализируя его антипакистански настроенных лидеров, подавляя интересы талибов в Пакистане, укрепляя связи с противниками движения, а также закрывая пограничные переходы и сокращая дипломатическое взаимодействие с талибами. При таком раскладе самым невыгодным сценарием для руководства движения станет более тесное сотрудничество пакистанских властей с западными партнерами в борьбе с терроризмом в Афганистане.

 

Выводы

Таким образом, на протяжении всего времени афганские талибы почти не пытались скрыть свою поддержку ТТП, однако логика их действий по-прежнему остается неясной. Некоторые аналитики утверждают, что в основе отношений талибов и ТТП лежит идеологическое единство, направленное на силовое воплощение политического порядка, соответствующего законам шариата. ТТП подчиняется талибам, присягая на верность главарю движения, что делает их союз еще прочнее. Другие эксперты ссылаются на исторический контекст: некоторые экстремистские ячейки, вошедшие впоследствии в состав ТТП, поддерживали движение афганских талибов еще на этапе его зарождения, в том числе предоставляя ему террористов-смертников для ведения подрывной деятельности. «Талибан» и ТТП также считают своим союзником террористическую организацию «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Между влиятельной семьей Хаккани и политическим руководством ТТП существуют прочные межличностные и семейные связи. Выстроенная на племенных связях и презрении к пакистанскому государству сплоченность также распространена среди рядового и среднего звена «Талибана». Учитывая вышеизложенные факты, мы можем сделать вывод, что афганские талибы хотят использовать ТТП в качестве рычага воздействия на Пакистан. Идеальным сценарием для них является приход к власти в соседней стране единомышленника, в интересах которого было бы выстраивание политической системы согласно законам шариата. Однако, какими бы ни были их мотивы, суть политики афганских талибов заключается в том, что руководство движения не желает принимать каких-либо мер, ограничивающих активность ТТП значимым образом. Тем не менее, в ближайшем будущем Пакистан, вероятно, будет искать новые рычаги воздействия на «Талибан». В их числе могут быть попытки манипулировать внутренней политикой в Афганистане. Пакистанские власти могут попытаться воздействовать на семьи лидеров талибов, а также арестовать активы руководства, оставшиеся в Пакистане. Также они могут вынудить авторитетных религиозных деятелей подвергнуть деятельность талибов публичному осуждению. Еще одной потенциальной мерой может стать блокировка пограничных переходов с целью оказать экономическое давление на «Талибан», что, учитывая его ограниченные доходы, только усугубит гуманитарный кризис в соседнем Афганистане.

52.24MB | MySQL:103 | 0,622sec