Визит главы Еврокомиссии на Ближний Восток: как ЕС планирует поддерживать Египет в обмен на поставки газа

Еще одной остановкой председателя Европейской комиссии У. фон дер Ляйен на Ближнем Востоке, куда она прибыла в среду, стал Каир. Согласно официальному пресс-релизу Еврокомиссии, в этой части визита  планировалось достижение двух целей в виде активизации энергетического сотрудничества между ЕС и АРЕ и оказания поддержки североафриканской стране, цитируя текст сообщения Генерального директората по политике соседства и переговоров о расширении, в «преодолении кризиса цен на продовольствие и поставок, вызванных войной Кремля на Украине». Таким образом, как и в случае с предшествовавшим израильским блоком регионального турне У. фон дер Ляйен, посещение Египта вписывается не столько о средиземноморский вектор политики ЕС, сколько в реализацию нового глобального курса, трансформировавшегося под воздействием ситуации на российско-украинском треке.

Центральным событием этой части визита в регион можно считать подписание египетско-израильского меморандума о взаимопонимании в сфере поставок газа в Европу. В соответствии с документом признается, что природный газ будет оставаться значимым компонентом энергетического баланса Европы вплоть до 2030 г., что делает взаимодействие в газовой отрасли ограниченным по времени. Вместе с тем в дальнейшем ЕС надеется, что постепенно акцент данного взаимодействия все же переместится на возобновляемую энергетику.

В документе обращает на себя внимание ряд деталей. Прежде всего, статус меморандума делает его менее формальным, чем договор. Такой выбор может быть связан с настроениями в Египте, где ранее имели место протесты против сотрудничества с Израилем как раз по вопросу «голубого топлива». Примечательно и то, что ряд важных пунктов по-прежнему остались лишены конкретики. Так, по первым сообщениям европейских изданий, ссылающимся не на собственные источники, а на министерство энергетики Израиля, меморандум подписан на 3 года при условии автоматического 2-летнего продления, а вот точные объемы экспорта не фигурируют. Обозначено лишь, что они окажутся «значительными». При этом европейские компании будут пользоваться поддержкой Брюсселя для участия в тендерах на разведку и добычу «голубого топлива» в Израиле и Египте.

Продовольственная сфера в отрытой части визита получила существенно меньше внимания в сравнении с энергетической, хотя в реальности данные области понимаются Брюсселем как взаимозависимые. Лучше всего эту связь раскрывают в Германии. Согласно появившимся незадолго до начала регионального турне У. фон дер Ляйен местным оценкам, на Россию и Украину приходилось порядка 22,6% египетского импорта продовольствия, соответственно в текущих условиях Каир рискует столкнуться с масштабным кризисом, который, в свою очередь, способен привести к протестам и смене режима. По более пессимистичным прогнозам обозревателей из ФРГ, развитие событий по такому сценарию грозит Большому Ближнему Востоку новой «арабской весной», что, в свою очередь, рискует подорвать и актуальные энергетические проекты. Кроме того, напряженность такого рода вполне способна сопровождаться и традиционным всплеском антиизраильских настроений.

Как отметила Глава Еврокомиссии в своих социальных медиа, укреплять продовольственную безопасность АРЕ ЕС планирует несколькими способами, а именно расширять локальное производство и адаптироваться к изменению климата. Последнее явно предполагает технологическую составляющую, а значит создает потенциал для привлечения Израиля. При этом отдельно подчеркивается, что Египет окажется «в центре серьезного сдвига», то есть не исключено, что именно на его опыте будет отрабатываться проект, ориентированный на регион в целом.

Помимо этого, Европа рассчитывает, что на пользу стабилизации социально-экономической ситуации в североафриканской стране пойдут и сами энергетические проекты с ее участием. В качестве примера германские источники ссылаются в частности на портовый город Думьят, где расположен терминал СПГ, однако, основная занятость местного населения обеспечивается не работой в этом секторе, а производством мебели, поскольку изначально местного газа оказалось недостаточно для обеспечения ожидавшихся объемов сжижения и экспорта.

В целом, как и в случае с израильской частью визита У. фон дер Ляйен в Египте глава Еврокомиссии также была ориентирована прежде всего на привлечение североафриканской страны в европейский лагерь, обещая Каиру поддержку для борьбы с продовольственным кризисом и расширение энергетического сотрудничества в обмен на содействие в создании условий, необходимых Европе для соблюдения санкций. Для АРЕ предложенный вариант сотрудничества с ЕС, как кажется, выглядит весьма заманчивым по нескольким причинам, как экономического,  так и политического характера. В последнем случае, помимо прочего, важно, что церемония подписания меморандума состоялась на встрече Газового форума государств Восточного Средиземноморья, штаб-квартирой которого располагается в Каире.

А вот достижение целей ЕС пока остается под вопросом. С одной стороны, европейские экологические НКО еще в прошлом году получили возможность оспаривания целесообразности поддержки Брюсселем энергетических инициатив на основе несоответствия природоохранному законодательству. В начале июня появился первый прецедент подобного обращения в Европейскую комиссию, связанный с многострадальным газопроводом EastMed. Если экологам удастся добиться продвижения своей позиции в этом случае, не исключено, что они продолжат работу на указанном направлении и в отношении других проектов. С другой стороны, на прошлой неделе Европарламент отклонил пакет климатического законодательства из-за внутренних разногласий, где консерваторы стремились обеспечить более выгодные условия для промышленности, а левые – добиться более быстрого эффекта в области защиты природы. Уже существующие планы по отказу от углеводородов и без того накладывают жесткие временные ограничения на многие проекты, в том числе сотрудничество Египта и Израиля под эгидой ЕС. Впрочем, помимо экономической составляющей сложившаяся ситуация показала и растущую поляризацию в наднациональных институтах, в условиях которой страны-члены могут пытаться обеспечивать себе большую самостоятельность по всем вопросам, в том числе и энергетическим.

Наконец, проблемой для Европы остается фактическая конкуренция Средиземноморских энергетических инициатив. С учетом упомянутого экологического компонента, все дальше от реализации становится проект EastMed. Достаточное количество вопросов существует и к турецко-израильскому газопроводу, поддержка которого Евросоюзом будет означать игнорирование им кипрской проблемы. При этом остров важен с энергетической точки зрения, а потому существует запрос на подключение Никосии к сотрудничеству Иерусалима и Каира. Министр нефти АРЕ Т.аль-Мулла сообщил о такой возможности, особенно в условиях роста спроса и, как следствие, инвестиций в разведку и добычу шельфового газа в регионе, однако, нельзя забывать, что совместные инициативы двух подводных электрокабелей с участием данных государств пока выглядят конкурирующими.

52.23MB | MySQL:103 | 0,500sec