Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 30

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Израильские СМИ сообщили, что Украина около двух недель назад запросила у Израиля кредит в размере 500 млн долларов, «поскольку экономика европейской страны продолжает страдать от вторжения России». Заявку на кредит через украинского посла подал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По словам посла Украины в Израиле Евгения Корнийчука, «это не большая сумма для Государства Израиль. Я надеюсь, что премьер-министр Нафтали Беннет рассмотрит ее положительно». В канцелярии Н.Беннета подтвердили получение письма от посла Украины и пообещали ответить «после изучения вопроса»[i].

Израиль подтвердил запрос и «изучает» его. Заявленная цель кредита – помочь Украине справиться с «катастрофическими последствиями» войны для экономики страны. ВВП Украины в первом квартале 2022 г. снизился на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам Международного валютного фонда, к концу года украинская экономика сократится еще на 30-45%.

Шимон Бриман (Shimon Briman), «эксперт по израильско-украинским связям», сообщил, что Япония предоставила Украине кредит в размере 600 млн долларов, Канада – 800 млн долларов, Германия – 300 млн евро, Люксембург – 250 млн евро. По мнению эксперта: «Если Израиль одобрит Украине кредит, еврейское государство не только поможет 40 миллионам человек в справедливой борьбе за выживание, но и покажет, что оно выбрало правильную сторону в борьбе с диктатурой и варварством [т.е. с Россией]»[ii].

Украина в лице своего посла 8 июня с.г. также призвала израильское руководство продать украинским военным систему ПВО «Железный купол» и противотанковые ракеты. По словам президента В.Зеленского, «Украине не хватает оружия, которое действительно бьет на ту дальность, которая нужна, чтобы уменьшить преимущество техники Российской Федерации». Помимо другого тяжелого вооружения Украина нуждается в 1000 гаубицах, 500 танках и 1000 БПЛА. Западные страны пообещали оружие стандарта НАТО, в том числе современные ракеты США, но помимо вопроса по поводу его количества, развертывание требует времени[iii].

После 24 февраля Вашингтон выделил около 4,6 млрд долларов на помощь в сфере безопасности, включая ракетные системы большой дальности, беспилотники и современную артиллерию[iv].

Израиль пока ограничился отправкой защитных касок и жилетов украинским службам экстренной помощи и стал единственной страной, которая в этом году открыла на Украине полевой госпиталь, в котором пролечили около 6000 пациентов. Объясняется это тем, что Израиль стремится сбалансировать свое желание помочь Украине опасениями по поводу ухудшения отношений с Россией, у которой есть значительные воздушные и наземные силы, развернутые в соседней Сирии, где израильские военные проводят «теневую кампанию» по разрушению иранских военных укреплений и пресечению попыток контрабанды оружия ливанской  «Хизбалле»[v].

Не считая подобного рода информационные поводы, в израильском медийном пространстве заметно уменьшилось количество публикаций о «российской агрессии на Украине». В тех, которые появляются на (онлайн) страницах газет и новостных порталов, более не чувствуется оптимизм в успешном отражении «неоправданной агрессии» на «демократическое государство». Как правило, в статьях приводятся «разные точки зрения», но озвучиваемые западными и украинскими официальными лицами или «достоверными источниками», а также представителями экспертно-аналитических центров, с передачей позиции России в основном с частицей «якобы». Тем не менее, все чаще признаются успехи российской армии, хотя и не более того, что вынуждены констатировать сами официальные представители Киева, с позиции которых израильские СМИ освещают ситуацию на всем протяжении военной операции. Риторика об экономически изолированной России сменилась на констатацию тревожных тенденций на Западе, требующих принятия неотложных мер.

Политический обозреватель Times of Israel Квентин Тибергьен (Quentin Tyberghien) сообщает, что на фоне «продолжающегося уже четвертый месяц российского вторжения на Украину, официальные лица в Киеве выражают опасения по поводу того, что предчувствие «усталости от войны» может подорвать решимость Запада помочь стране отразить агрессию Москвы. США и их союзники уже передали Украине оружие на миллиарды долларов. Европа приняла миллионы украинцев, и в послевоенной (со времен Второй мировой войны) Европе наблюдается беспрецедентное единство в наложении санкций на президента Владимира Путина и его страну».

Ссылаясь на аналитиков, обозреватель Times of Israel допускает, что «по мере того, как проходит шок от вторжения 24 февраля, Кремль может воспользоваться затянувшимся, укоренившимся конфликтом и возможным снижением интереса со стороны западных держав, что, в свою очередь, может привести к давлению на Украину, чтобы она пошла на урегулирование конфликта».

Отмечается, что президент Украины Владимир Зеленский уже выразил свое раздражение в связи с предложениями западных лидеров пойти на какой-либо компромисс, тогда как Украина, по его словам, сама определит условия мира. Итальянское мирное предложение он отклонил. Заявления президента Франции Эммануэля Макрона о том, что хотя вторжение Путина было «исторической ошибкой», мировые державы не должны «унижать Россию, поэтому, когда боевые действия прекратятся, мы можем вместе найти выход с помощью дипломатии», были встречены гневной реакцией. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что такие разговоры «могут только унизить Францию и любую другую страну, которая потребует этого». «Даже замечание бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера о том, что Украина должна рассмотреть вопрос о территориальных уступках, вызвало возражение Зеленского, который сравнил это с ситуацией, когда европейские державы в 1938 г. позволили нацистской Германии претендовать на части Чехословакии, чтобы обуздать агрессию Адольфа Гитлера». «Киев хочет вытеснить Россию из недавно захваченных территорий на востоке и юге Украины, а также вернуть себе Крым, который Москва аннексировала в 2014 г., и части Донбасса, находящиеся под контролем поддерживаемых Кремлем сепаратистов в течение последних восьми лет», – пишет К.Тибергьен.

При этом обозреватель Times of Israel ссылается на руководителя украинского Центра прикладных исследований «Пента», согласно которому каждый месяц войны обходится Украине в 5 млрд долларов, и это «делает Киев зависимым от консолидированной позиции западных стран». «Для победы Украине потребуется еще более современное вооружение и решимость Запада продолжать причинять экономическую боль России, чтобы ее ослабить. Очевидно, что Россия настроена на то, чтобы измотать Запад, и сейчас выстраивает свою стратегию, исходя из того, что западные страны устанут и постепенно поменяют свою воинственную риторику на более сговорчивую».

Отмечается, что «война по-прежнему широко освещается как в Соединенных Штатах, так и в Европе, которые были в ужасе от изображений гибели мирных жителей Украины в крупнейших боевых действиях на континенте со времен Второй мировой войны». Поэтому США продолжают помогать Украине, а президент Джо Байден заявил на прошлой неделе, что Вашингтон предоставит ей передовые ракетные системы и боеприпасы, которые позволят более точно поражать ключевые цели на поле боя. Однако он также заявил, что не намерен «давить на украинское правительство – публично или в частном порядке – с целью добиться каких-либо территориальных уступок».

Германия, которая подвергается критике со стороны Киева и других стран «за кажущуюся нерешительность», пообещала предоставить свои самые современные системы ПВО. «Ничего подобного не было даже во время холодной войны, когда Советский Союз казался наиболее опасным», –израильский обозреватель приводит высказывание Найджела Гулд-Дэвиса, старшего научного сотрудника, специализирующегося по России и Евразии, в Международном институте стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies). Хотя Гулд-Дэвис не видит значительного ослабления «решительной поддержки Украины», он отметил проявление «напряженности по поводу того, какими должны быть цели Запада. Они до сих пор четко не определены».

Внутренние проблемы Европы все больше обращают на себя внимание общественности, особенно в связи с тем, что цены на энергоносители и нехватка сырья наносят экономический ущерб простым людям, которые столкнулись с более высокими счетами за электроэнергию, ценами на топливо и продукты.

В то время как европейские лидеры приветствовали решение заблокировать 90% экспорта российской нефти к концу года как «полный успех», переговоры заняли четыре недели и включили уступку, позволяющую Венгрии, которую многие считают «ближайшим союзником Кремля в ЕС», продолжить импорт. Требуются еще недели на политические согласования. «Это показывает, что из-за российского вторжения единство в Европе ослабевает», – считает Маттео Вилья, аналитик в Институте международных отношений (ISPI) в Милане. «Среди государств-членов появляется усталость от поиска новых способов введения санкций против России, и ясно, что в Европейском союзе есть некоторые страны, которые все меньше и меньше готовы продолжать этот санкционный режим».

Опасаясь экономических последствий дальнейших энергетических санкций, Европейская комиссия дала понять, что не будет спешить с предложением новых ограничительных мер в отношении российского газа. Евродепутаты также призывают оказать финансовую помощь гражданам, пострадавшим от повышения цен на отопление и топливо, чтобы общественная поддержка Украины не ослабла.

Лидер правых сил Италии Маттео Сальвини, которого считают «близким к Москве», тем не менее, заявил иностранным журналистам, что итальянцы готовы идти на жертвы, и что его «Лига Севера» поддерживает санкции против России. Но при этом он отметил, что поддержка не безгранична, на фоне смещения торгового баланса в пользу Москвы в условиях санкций, что нанесло ущерб владельцам малого бизнеса в северной Италии, которые являются частью его электоральной базы. «Итальянцы готовы пойти на личные экономические жертвы, чтобы поддержать оборону Украины и добиться прекращения огня», – говорит М.Сальвини, но если конфликт продолжится до сентября «это будет катастрофой для Италии»[vi].

Что касается России, то в израильских как и западных СМИ подчеркивается, что «санкции сильно ударили по российской экономике», однако «глобальный дефицит нефти и зерна привел к резкому росту цен на энергоносители и сырьевые товары». В таких условиях «за речью, с которой Путин выступит в пятницу на Петербургском международном экономическом форуме, будут пристально следить весь мир»[vii].

[i] «ישראל בשביל גדול סכום לא»: דולר מיליארד חצי של הלוואה מבקשת אוקראינה  // Ynet. 15.06.2022. https://www.ynet.co.il/news/article/rkbsxfpy5

[ii] Ukraine asks Israel for $500M loan as war ravages economy // Israel Hayom. 14.06.2022. https://www.israelhayom.com/2022/06/14/ukraine-asks-israel-for-500m-loan-as-war-ravages-economy/

[iii] Там же.

[iv] Ukraine fights for Sievierodonetsk as Russia’s ultimatum passes // Jerusalem Post. 15.06.2022. https://www.jpost.com/international/article-709424

[v] Report: War-torn Ukraine asks Israel for $500 million loan // JNS. 15.06.2022. https://www.jns.org/report-war-torn-ukraine-asks-israel-for-500-million-loan/

[vi] Ukraine fears drawn-out war might cause West to lose interest  // The Times of Israel. 10.06.2022. https://www.timesofisrael.com/ukraine-fears-drawn-out-war-might-cause-west-to-lose-interest/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=with-russia-threat-looming-europes-eastern-flank-looks-to-israel-for-expertise

[vii] Ukraine fights for Sievierodonetsk as Russia’s ultimatum passes // Jerusalem Post. 15.06.2022. https://www.jpost.com/international/article-709424

52.22MB | MySQL:103 | 0,490sec