Газопровод Иран-Пакистан-Индия: проблемы реализации проекта

На днях в Иране было подписано, как отмечали руководители Ирана и Пакистана – президенты Махмуд Ахмединежад и Асиф Али Зардари, – «окончательное» Соглашение по сооружению газопровода Иран-Пакистан-Индия. Насколько оно «окончательное» еще предстоит разобраться, но об этом речь пойдет ниже. Сначала посмотрим на некоторые технические характеристики этого, вообщем-то глобального проекта, именуемого как «мирный газопровод» /1/.

Начнем с того, что высокопоставленный чиновник министерства нефти Ирана заметил, что несмотря на разрекламированное «окончательное» Соглашение оно, тем не менее, еще находится в процессе подготовки, в первую очередь в связи с тем, что ряд вопросов еще будут обсуждаться делегациями двух стран. В первую очередь это технические проблемы, которые с пакистанской стороны пытается решить т.н. «Межгосударственная газовая система» Пакистана, являющаяся полунезависимой организацией, защищающая интересы Исламабада в импорте газа из Ирана и Туркменистана.

Общая длина указанного трубопровода должна составить 2.700 км, при этом 1.100 км пройдет по территории Ирана, 1.000 км – по территории Пакистана и 600 км приходится на территорию Индии. Диаметр трубы составит 1.400 мм, однако, если Индия так и не согласится участвовать в проекте, ее диаметр составит 1.050 мм. Строительство должно начаться в соответствии с Соглашением в середине 2010 г. и ориентировочно будет продолжаться в течение 5-ти лет. Общая стоимость строительства составит по предварительным данным 7,5 млрд долл., но почти наверняка в процессе выполнения работ этот параметр будет постепенно возрастать: достаточно сказать, что в 1995 г., когда проект только задумывался, общая цена была на уровне 2,5 млрд долл. /2/.

Предполагается, что подавляющая часть газа будет направлена в сферу выработки электроэнергии, что позволит увеличить общую мощность на 5000 мегаватт. Одновременно пакистанские эксперты подсчитали, что использование импортируемого иранского газа вместо сжиженного газа позволит ежегодно сэкономить 735 млн долл. /3/. По расчетам экспертов Экономического координационного комитета Кабинета министров Пакистана, использование иранского газа вместо нефти на тепловых электростанциях позволит снизить стоимость выработки 1 кВт электричества как минимум на 30% /4/.

Однако до сих пор существуют немалые разногласия между Ираном и Пакистаном в стоимости самого импорта газа. Исламабад настоятельно требует от иранской стороны снижения цены на газ, на что, естественно, Тегеран не идет. Правда, пока что это напоминает делёж шкуры неубитого медведя, поскольку за 5 лет строительства многое может измениться в ценообразовании как на энергоносители в целом, так и на газ, в частности. Позиция Ирана сводится к тому, что Пакистан должен платить за газ в размере 85% от стоимости сырой нефти в данный конкретный момент, в то время как Пакистан настаивал на цифре в 70% /5/. По имеющейся у нас предварительной информации, пока что стороны сходятся на цифре в 80% от стоимости сырой нефти (в случае цены на нефть в размере 50 долл. за баррель), однако вопрос так пока окончательно и не решен.

Другая серьезная проблема, связанная с сооружением этого газопровода, обусловлена участием (а точнее неучастием) Индии в этом проекте. Сомнения в участии зародились у Индии еще в 2007 г., а в 2008 г. Индия «вышла» из проекта, сославшись на то, что ей сначала необходимо урегулировать вопрос о цене транзита газа с Пакистаном, а уж потом полноценно участвовать в самом газовом проекте. (Дело дошло до того, что, когда в октябре 2008 г. Индия заявила о своем уходе из этого проекта «газовые» руководители Ирана и Пакистана демонстративно объявили о переименовании проекта из «Иран-Пакистан-Индия» в «Иран-Пакистан», а высокопоставленный чиновник Министерства нефти и природных ресурсов Пакистана с гордостью заявил: «Мы теперь будем закупать для себя все 100% поставляемого в перспективе газа») /6/. Естественно, что и Иран, и Пакистан крайне заинтересованы в индийском участии в сооружении газопровода, поскольку часть стоимости его строительства придётся тогда на Индию (т.е. на 3 государства, а не на два). Поэтому неудивительно, что в ходе пребывания в конце мая с.г. пакистанской делегации в Тегеране обе стороны в лице пресс-секретарей делегаций неустанно повторяли, что «дверь для Индии не закрыта и она в любой момент может присоединиться к проекту». При этом иранская сторона постоянно повторяла свою готовность поставлять ежедневно на первом этапе 60 млн куб. м газа для Пакистана и Индии (в соотношении 50 на 50 для того и другого государства) с дальнейшим увеличением ежедневных поставок до 150 млн куб. м /7/.

Справедливости ради следует отметить, что выход Индии из проекта строительства газопровода, как мы вкратце отметили выше, начал просматриваться уже в 2007 г. Столкнувшись с отсутствием у иранских и пакистанских партнеров по сделке желания искать компромиссные варианты решения по наиболее острым для себя вопросам (таким, как размер оплаты транзита газа, гарантии обеспечения безопасности газопровода на территории Пакистана, механизм пересмотра стоимости приобретения газа и т.п.), летом 2007 г. индийская сторона решила временно прекратить свое участие в реализации проекта. Еще одна попытка найти выход из сложившейся едва ли не тупиковой ситуации была предпринята иранцами на переговорах в Тегеране 24–26 сентября 2007 г. Однако она закончилась полной неудачей из-за отказа индийской стороны принять участие в переговорах. Тогда представители Ирана и Пакистана продолжили диалог 23 октября 2007 г. в Исламабаде уже в двустороннем порядке, что, по мнению некоторых экспертов, ознаменовало тогда начало возможного конца непосредственно самого проекта сооружения газопровода /8/.

Нет сомнений в том, что Дели весьма настороженно относится к данному проекту не только по экономическим, но и политическим соображениям. В свете сложных взаимоотношений с Пакистаном нет никакой гарантии в том, что в случае обострения двусторонних отношений Исламабад не «закроет краник» и прекратит транзит газа в Индию через свою территорию. Это, естественно, приведет к крайне негативным последствиям для индийской экономики, в первую очередь для промышленности, отрасли которой будут ориентированы на использование иранского газа.

Еще одна политическая составляющая этого проекта, носящая негативный характер, обусловлена крайне отрицательным отношением США к сотрудничеству Пакистана с Ираном в газовой сфере. По мнению Вашингтона, Пакистан, являющийся стратегическим союзником США, не должен иметь никаких дел с заклятым врагом, каковым является для американской стороны Иран. Но самое главное – поставки газа по газопроводу Иран-Пакистан-Индия позволят Тегерану, по мнению Вашингтона, заметно увеличить свои доходы от экспорта этого энергоносителя. Особенно усилилось давление в этом направлении на Исламабад после того, как Комитет Сената по международным делам утвердил 21 мая с.г. оказание Пакистану ежегодной помощи в размере 1,5 млрд долл. вплоть до 2013 г. /9/. (Правда, это не помешало Пакистану уже 24 мая 2009 г. подписать с Ираном указанное выше «окончательное» Соглашение по газу). Любопытно отметить, что аналогичное давление оказывалось со стороны США и на Индию, где Вашингтон постоянно грозил прервать любое сотрудничество с Дели в области атомной энергетики.

Следует подчеркнуть, что мы весьма скептически относимся к этому Соглашению, будет ли оно называться «окончательным» или как-то иначе. Дело в том, что вопрос о прокладке газопровода из Ирана в Пакистан и далее в Индию начал прорабатываться с 1995 г. Подписывались самые разные Соглашения и Меморандумы, но дело не сдвигалось с мертвой точки. Так, в апреле 2008 г. было уже подписано одно широкоформатное Соглашение о строительстве газопровода Иран–Пакистан–Индия в ходе кратковременного визита в Пакистан президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, которой провел переговоры с президентом Пакистана Первез Мушаррафом и премьер-министром Юсуф Раза Гилани. Первез Мушарраф подчеркнул, что обе стороны уже решили основные вопросы, связанные с прокладкой газопровода /10/. Многие пакистанские аналитики, долгие годы занимавшиеся исследованиями в нефтегазовой сфере, свято верили, что после этого Соглашения строительство газопровода начнется буквально сразу (интересно, на какие средства?), и уже в 2012 г. Исламабад начнет получать миллионные прибыли от транзита газа в Индию, а за 30 лет доход от этого составит аж 14 млрд долл. /11/. Более того, во время встречи в конце апреля 2008 г. Махмуда Ахмадинежада с премьер-минстром Индии Манмохан Сингхом президент Ирана безапелляционно заявил, что «все вопросы, связанные со строительством газопровода будут решены в течение 45 дней» /12/. Тем не менее, в течение всего 2008 года и далее — вплоть до конца мая 2009 г. ничего в этом отношении не было сделано. Возможно свое негативное воздействие на реализацию проекта оказал упоминавшийся выше выход из него Индии, но, как говорится «факт имеет место быть».

Но была, естественно и примитивно прикладная причина — проблемы с финансированием.

В сентябре 2008 г. Пакистан и Иран приняли решение создать совместную компанию, основной задачей которой стало бы решение вопросов финансирования строительства газопровода. По словам тогдашнего министра информации и телерадиовещания г-жи Шерри Рехман, это решение было принято после четырехсторонней встречи президентов Пакистана, Ирана, а также Джорджа Буша и Николя Саркози. Как заявила Шерри Рехман, вопрос о газопроводе в ходе ее не обсуждался, однако много внимания было уделено ухудшению энергетической ситуации в целом в мире, что подвигло Махмуда Ахмединежада и Асифа Али Зардари сразу же после четырехсторонней встречи к проведению двусторонних переговоров, в ходе которых и было принято указанное выше решение о необходимости срочного создания подобной компании /13/. Однако по имеющейся у нас информации, эта компания так и не развернула полномасштабную деятельность по изысканию финансовых ресурсов. Кстати сказать, все комментарии в СМИ Ирана и Пакистана по поводу подписанного 24 мая 2009 г. Соглашения сводились лишь к тому, какие выгоды получат обе страны (в первую очередь, конечно, Пакистан) от поставок газа. Однако нигде не было даже намека на то, откуда будут взяты средства на сооружение газопровода.

Как правило, в подобных случаях основным кредитором выступает Азиатский банк развития. Однако даже еще до подписания в конце апреля 2008 г. упомянутого выше Соглашения Генеральный директор Департамента АзБР по Центральной и Западной Азии Хуан Миранда четко заявил, что банк может оказать помощь Пакистану в импорте газа из Центральной Азии, но никак не из Ирана. По мнению наблюдателей, это мотивировалось давлением со стороны США в связи с продолжением выполнения Ираном ядерной программы. Более того, АзБР настоятельно рекомендовал Пакистану и Индии решать свои энергетические проблемы только за счет импорта газа и электроэнергии из Центральной Азии /14/.

Одно время в прессе появилась информация о готовности Китая участвовать в строительстве газопровода из Ирана в Пакистан, а потом, возможно и в Китай. Причем этот вариант рассматривался как своего рода замена Индии Китаем в качестве полноценного участника проекта. Это стало результатом открытого высказывания пресс-атташе иранского Министерства иностранных дел Мохаммада Али Хоссейни, заявившего, что «Китай оказывает явное давление на Иран с целью начать строительство газопровода и высказывает свое желание присоединиться к проекту» /15/. Однако дальше этого дело не пошло. Больше позиция Китая по поводу этого проекта не проявлялась.

Не прошел мимо проекта по сооружению газопровода и «Газпром». Еще в апреле 2007 г. во время визита в Пакистан заместителя председателя газового концерна Александра Анненкова последний предложил пакистанскому правительству разработать генеральную схему развития газовой промышленности этой страны, учитывая, что по подсчетам «Газпрома» к 2010 г. потребность Пакистана в газе возрастет с 30 до 44 млрд кубометров. А это вызывает необходимость «более системно» заниматься развитием газовой отрасли. Поэтому «Газпром» готов участвовать в строительстве разветвленной газовой сети, включая проект Иран-Пакистан-Индия, разведке и разработке нефтегазовых месторождений, а также в сооружении подземных хранилищ газа в этой стране. «Есть возможность создания и совместного предприятия в области разведки и добычи нефтегазовых ископаемых», — отметил зампред /16/.

Иран также стремится сотрудничать с Россией в газовой сфере, включая возможность участия «Газпрома» в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия, а также в проектах по добыче нефти и газа в этой стране. В марте 2008 г. в Тегеране побывал глава «Газпрома» Алексей Миллер и договорился, что в ходе ответного визита делегации Ирана в Москву могут быть подписаны учредительные документы по совместному освоению иранского месторождения «Южный Парс» /17/.

Подводя итог сказанному следует отметить, что с нашей точки зрения, несмотря на подписанное несколько дней Соглашение о начале строительства указанного газопровода, равно, как и другие ранее подписанные документы ожидать развертывания работ в этом направлении скорее всего не приходится. Проблема здесь заключается в том, что элементарно не решен главный вопрос – каковы источники финансирования проекта. И эта проблема многократно осложняется в настоящее время, в условиях нарастания финансово-экономического кризиса в мире, затронувшего, естественно, и Иран, и особенно Пакистан, и Индию, которым сейчас явно не до строительства этого газопровода.

 

1. Business Recorder. 26.05.2009.

2. Business Recorder. 12.10.2008.

2. Dawn. 25. 05.2009.

3. Business Recorder. 24.01.2009.

4. Там же.

5. Business Recorder. 12.10.2008.

6. Business Recorder. 26.05.2009.

7. Pakistan Times. 23.05.2009.

8. Н.А.Кожанов. Газопровод Иран-Пакистан-Индия. Судьба на перепутье. — www.iimes.ru. 7 марта 2008 г.

9. The News. 22.05.2009.

10 Подробнее см.: М.Ю. Морозова. Газопроводы для Южной Азии или где проляжет проект ХХI века. — www.iimes.ru. 10 мая 2008 г.

11. Mehmood-Ul-Hassan Khan. TAPI and IPI: socio-economic benefits of gas pipelines — Business & Finance Review. 5.05.2008.

12. Deccan Herald. 1.05.2008.

13. Business Recorder. 24.09.2008.

14. Business Recorder. 20.04.2008.

15. Dawn. 13.02.2008. Business Recorder. 14.02.2008.

16. Время новостей. 13 апреля 2007 г.

17. М.Ю. Морозова. Газопроводы для Южной Азии или где проляжет проект ХХI века. — www.iimes.ru. 10 мая 2008 г.

52.27MB | MySQL:103 | 0,467sec