К вопросу о турецко-вьетнамских отношениях

Турция известна своими инициативами по расширению своего зарубежного сотрудничества с регионами, где прежде оно либо было достаточно скромным, либо же отсутствовало вовсе. В этом контексте, чаще всего говорят о турецкой активности на африканском континенте, имея в виду план «Открытие Африки», который, в настоящее время, вылился в то, что Турция стала, как минимум, заметным игроком на Черном континенте. Опять же отметим и менее известное сокращение Asrika, под которым понимается идеи турецких идеологов о региональной интеграции Азии и Африки при активном участии Турции.

На этом фоне, намного меньше говорится о том, что у Турции происходит на другом заявленном ею перспективном направлении. Речь идет о Юго-Восточной Азии, которая уже стала экономическим полюсом мира, при этом, ещё и динамично развивающимся. Понятно, что чисто логистически Африка Турции – заметно более удобна с точки зрения развития отношений и распространения своего влияния, в частности, в странах, где заметная или основная часть населения исповедует ислам.

С другой стороны, исламский фактор присутствует и в Юго-Восточной Азии. Заметим, что, допустим, та же Малайзия – это место, где религиозное образование получил ряд нынешних турецких руководителей и заметных деятелей страны. Есть и такая страна как Мьянма, где Турция выступает в защиту прав мусульман-рохинджа. В том же случае, когда нет общего религиозного фактора, в дело вступает антиимпериалистическая и антизападаная риторика Турции. ЮВА – это как раз идеальные адресаты турецкого послания по поводу того, что «Мир – больше пяти».

Кому как не местным странам чувствовать себя ущемленными в делах международных? При том, что они, на глазах, становятся экономическим центром мира, но их безусловные экономические успехи не конвертируются в иной статус в механизмах принятия решений на международной арене. Так что, турецкие идеи, в этом смысле, им очень даже «ко двору». В случае того же Вьетнама – одного из динамично развивающихся центров силы в регионе.

В этой связи обратимся в публикации от 20 июня с. г., посвященной встрече информационного агентства Анадолу с чрезвычайным и полномочным послом Социалистической Республики Вьетнам в Турции До Сон Хаи.

Цитируем:

«По словам посла Вьетнама До Сон Хай, у Турции и Вьетнама есть основания для «большого скачка» в двусторонних отношениях.

В интервью агентству Anadolu Хай сказал, что есть несколько аспектов, в которых две страны могут наращивать сотрудничество, особенно делая упор на экономические и культурные связи, а также в сфере образования.

«Я считаю, что есть много различных областей, в которых можно добиться улучшений. Обе страны имеют свои сильные и слабые стороны. Если мы будем работать вместе, в двусторонних отношениях может быть большой скачок», — сказал он.

Туризма между Турцией и Вьетнамом также недостаточно, сказал Хай.

Он сказал, что две страны более чем способны увеличить объем двусторонней торговли с нынешних 1,6 млрд долларов до 4 млрд долларов в ближайшие пять лет.

Он добавил, что после Малайзии Вьетнам в настоящее время имеет самый высокий объем торговли с Турцией среди всех членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Все, что нам нужно для развития торговли, — это чтобы обе стороны целенаправленно и решительно преследовали эту цель, сказал Хай, добавив, что он будет использовать свое положение посла для налаживания связей между предпринимателями и компаниями в Турции и Вьетнаме.

По словам посланника, когда дело доходит до наших людей, существует очевидный разрыв, поскольку обе стороны мало знают друг о друге.

В этом ключевую роль играют крупные средства массовой информации, такие как агентство Anadolu — именно они могут заполнить пробелы и сблизить наших людей, добавил он (посол Вьетнама в Анкаре – И.С.)».

Отметим, то, что Вьетнам – второй после Малайзии в регионе по торгово-экономическим связям, что является показателем значения этой страны для Турции. Заметим, что Малайзия – это страна, с которой Турцию связывают крепкие отношений, замешанные на религиозном факторе. Не только турецкие религиозные деятели и ученые проходят обучение в стране. Страна является пионером в сфере того, что называется «исламские финансы», которые Турция также у себя постепенно внедряет. Так что, второе место Вьетнама является более чем почетным.

Вот справка о политических отношениях межу двумя странами, опубликованная со стороны Министерства иностранных дел Турции:

«Дипломатические отношения между Турцией и Вьетнамом были установлены в 1978 году. Турция и Вьетнам имеют свои посольства в Ханое и Анкаре, соответственно. Идет процесс открытия Генерального консульства Турции в Хошимине.

Двусторонние отношения Турции с Вьетнамом развиваются во всех областях, особенно в плане экономических и торговых обменов. Визит министра иностранных дел Чавушоглу 17-19 марта 2015 года стал первым визитом во Вьетнам на уровне министров иностранных дел после 17-летнего перерыва. Официальный визит бывшего премьер-министра Бинали Йылдырыма во Вьетнам 23-24 августа 2017 года стал первым визитом премьер-министра двух стран. Наконец, 12 октября 2021 года вице-президент Фуат Октай и премьер-министр Вьетнама Фам Минь Чин провели телефонный разговор.

В целях завершения правовой базы для сотрудничества между Турцией и Вьетнамом: в 2014 г. подписаны Соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций и Соглашение об избежании двойного налогообложения, в 2015 г. – Соглашения о сотрудничестве в области гражданской авиации и морского транспорта, в 2017 г. – Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенной сфере.

Анкара и Ханой стали городами-побратимами в 2011 году.

В рамках турецких стипендий в период с 2005 по 2021 год в общей сложности 25 граждан Вьетнама получили государственные стипендии.

Рейсы «Турецких авиалиний» (THY) в Ханой и Хошимин начались 27 июня 2016 года».

Иными словами, как мы можем видеть, в последние годы наблюдается интенсификация политических контактов между двумя странами. Единственное, что пока не сделано – это обмен визитами на высшем уровне. В остальном – налицо наращивание политического диалога. Причем, Турция, в свойственной ей манере, открыла прямы перелеты со Вьетнамом. Мы не раз говорили о том, что «Турецкие авиалинии» — это один из самых важных инструментов продвижения турецких интересов на международной арене. Поскольку за открытием того или иного направления турецкой стороной осуществляется адресное «десантирование» своих бизнес-миссий для наведения «мостов» и исследования возможностей для развития торгово-экономических отношений.

Касательно торговли между Вьетнамом и Турцией, опять же, обратимся к той информации, которую на эту тему предоставляет Министерство иностранных дел Турции. Приведем справку в полным видом

«Экономика Вьетнама:

ВВП (млрд долл. США) 340,6 Инфляция (%) 3,2
Рост реального ВВП (%) 2,58 Безработица (%) 2,4
Население (млн) 97,3 Экспорт (FOB, млрд долл. США) 336,25
Рост населения (%) 0,9 Импорт (FOB, млрд долл. США) 332,25
ВВП на душу населения (долл.) 2.785 Количество турецких компаний в стране 20

 

Основные торговые партнеры: США, КНР, Япония, Республика Корея, ЕС.

Основные статьи экспорта: телефоны, текстильная продукция, компьютерная и электронная продукция, машины и оборудование, обувь, изделия из дерева.

Основные статьи импорта: компьютеры и электроника, машины и запчасти, телефоны и запчасти, нити, железо-сталь, пластмассовые изделия.

Двусторонние торгово-экономические отношения (экспорт из Турции, импорт в Турцию, баланс – с точки зрения турецкой внешней торговли – прим.):

(долл. США) Экспорт Импорт Объем Баланс
2018 308.640.620 1.844.611.937 2.153.252.557 -1.535.971.317
2019 338.936.021 1.529.424.607 1.868.360.628 -1.190.488.586
2020 232.340.549 1.313.328.706 1.545.669.255 -1.080.988.157
2021 274.453.359 1.365.331.191 1.639.784.550 -1.090.877.832

 

Основные статьи экспорта Турции (во Вьетнам): машины и оборудование, хлопок и хлопчатобумажные ткани, ткани из синтетических волокон, неорганические химические вещества, фармацевтическая продукция, рыба, ракообразные, детали автомобилей, природные камни.

Основные импортные товары Турции (из Вьетнама): телефоны, компоненты и запчасти для телевизоров и мониторов, обувь, машины и оборудование, синтетические волокна/пряжа, хлопчатобумажная пряжа, нетканая/трикотажная одежда, натуральный каучук, пластмассы и изделия из них, алюминиевые изделия и орехи кешью.

На сегодняшний день между двумя странами было проведено в общей сложности семь заседаний Совместной экономической комиссии (СЭК). Последнее заседание JEC состоялось в Ханое 13 июля 2017 года.

Деловой совет «Турция-Вьетнам» был создан Советом по внешнеэкономическим связям Турции (DEIK) и Торгово-промышленной палатой Вьетнама в 2009 году. По случаю визита спикера парламента Вьетнама Нгуен Тхи Ким Нгана в нашу страну (то есть, в Турцию – прим.), 8 октября 2018 года в Стамбуле состоялся Турецко-Вьетнамский деловой и инвестиционный форум.

Вьетнам не имеет прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Турцию.

Тем не менее, по данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, у Турции есть 29 инвестиционных проектов во Вьетнаме на общую сумму 791,48 млн долларов.

Во Вьетнаме активно работают 20 компаний с турецким капиталом. Эти компании работают в области текстиля, электроники, электроприборов, туризма, сельскохозяйственной продукции, ресторанов, строительных материалов, горнодобывающей промышленности, логистики и ювелирных изделий.

Официальная помощь Турции в целях развития во Вьетнаме в период с 2004 по 2013 год составила в общей сложности 770 000 долларов США.

Турция через Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TİKA) оказала финансовую поддержку развитию деятельности по охране здоровья матери и ребенка в провинции Бакнинь во Вьетнаме в 2009 году.

В 2018 году гуманитарная помощь Турции в размере 50 000 долларов США была передана Вьетнаму через офис ООН в Ханое для оказания поддержки в связи с потерями, вызванными стихийными бедствиями и тайфуном Дамри. Кроме того, в рамках «Регионального семинара по стратегиям предотвращения торговли людьми, особенно женщинами и детьми: расширение доступа к информации и системе защиты на уровне сообществ», организованного Межправительственной комиссией АСЕАН по правам человека (AICHR) 21- 22 июня 2018 года в Ханое вклад Турции в размере 6 965 долларов США был доставлен Министерству иностранных дел Вьетнама и представителю AICHR.

В рамках борьбы с Covid-19 2 января 2022 года Турция предоставила Вьетнаму медицинские принадлежности и оборудование, в том числе аппарат ИВЛ, прикроватный монитор, маску и набор для ПЦР-тестирования.

Кроме того, Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA) провело обучающие программы для Главного статистического управления Вьетнама».

Что должно обращать на себя внимание в изложенном выше?

Прежде всего диверсифицированность взаимного экспорта и его очевидный потенциал к росту. Вторая тема – это фирменный турецкий стиль по оказанию гуманитарной помощи и по её строгому учету. Турция оказывает свою помощь дозированно, адресно и при этом не скрывает её, создавая себе образ страны, которая, делая перефраз Министерства иностранных дел Турции проводит не только «предприимчивую», но и «гуманную» внешнюю политику. В этом смысле, у Турции есть на Вьетнам очевидный прицел.

52.38MB | MySQL:106 | 1,021sec