О новых экономических ограничениях США в отношении стран Ближнего Востока

Администрация США на следующей неделе планирует провести переговоры с высокопоставленными представителями Турции и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) по вопросу блокировки активов. Из-за санкционных ограничений, введенных западными государствами, состоятельные граждане стремятся перевести свои финансовые активы в страны, находящиеся вне юрисдикции Европы и Соединенных Штатов.

В период 20–26 июня заместитель министра финансов США Уолли Адейемо намерен совершить визиты в Турцию и ОАЭ для того, чтобы попытаться уговорить власти данных стран присоединиться к блокировке активов, попавших под санкции. Ожидается, что в Турции Адейемо встретится с управляющим Центрального банка Сахапом Кавчиоглу и министром финансов Нуреддином Небати.

В ОАЭ У.Адейемо проведет переговоры с советником по национальной безопасности ОАЭ шейхом Тахнуном бен Заидом Аль Нахайяном и главным исполнительным директором эмиратской государственной холдинговой компании Mubadala Investment  Халдуном Халифой Аль Мубараком. Разумеется, как и ранее, заместитель министра финансов США намерен оказать давление на вышеупомянутые государства: У.Адейемо предупредит турецкие и эмиратские финансовые учреждения о последствиях оказания помощи в обходе ограничительных мер.

На Эмираты растет давление в связи с их укрепляющимся имиджем безопасной гавани для так называемого «грязного» капитала. Аравийское государство предлагают внести в черный список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и применить к нему американские вторичные санкции в случае отказа от сотрудничества по вопросам санкций. Призывы пока что носят полуофициальный характер. Белый дом уже демонстрировал намерение расширить работу по конфискации имущества, связанного с санкционным капиталом в ОАЭ, и даже анонсировал создание новой административной структуры, которая этим займется.

В последние месяцы поиск подсанкционного капитала чаще всего приводил американских расследователей в Эмираты. Впрочем, сообщения о готовности Абу-Даби заключить в ближайшее время с некоторыми странами семь новых соглашений об экстрадиции показывает ту степень серьезности, с которой местные власти сейчас подходят к проблемам репутационного характера[i]. Страна успела получить «серый» статус в FATF, и, возможно, проверять пределы терпения зарубежных регуляторов уже не захочет.

В свою очередь, санкции — один из факторов, осложняющих проект арабской газотранспортной магистрали, которая должна обеспечить поставки углеводородов из Египта в Ливан через территорию Сирии и Иордании. Тот газ, который должен перекачиваться из Египта через Сирию и Иорданию в Ливан по проекту «арабского газопровода», будет преимущественно израильским. Это разработанный много лет назад план нынешнего спецпредставителя Государственного департамента по энергетике Амоса Хохштейна. В «газовую» сделку, помимо него, вовлечены координатор Совета национальной безопасности США Бретт Макгерк и глава ЦРУ Уильям Бернс. По одной из версий, именно Израиль был сторонником идеи о восстановлении контроля Дамаска над мятежными районами на юге Сирии после летних волнений и именно он форсировал проект поставок газа в Ливан. Это элементы борьбы с Ираном. Это давняя идея, существующая больше десятилетия и возрожденная с приходом администрации президента  Дж.Байдена, могла бы частично смягчить кризисные явления в ливанской экономике, и поначалу США даже относились к ней с одобрением, очевидно, испытывая желание вытащить Бейрут из бедственного положения.

Но в последние недели египетские, а за ними и иорданские официальные лица дают понять[ii]: Вашингтон медлит с выдачей гарантий, что проект не попадет под санкции против Дамаска. Дело в том, что транзитная роль Сирии делает трубопровод потенциально уязвимым перед введенным в США так называемым «Законом Цезаря», который подводит базу под рестрикции за деловое сотрудничество с баасистским руководством. В связи с этим запуск магистрали сопряжен с необходимостью получения формального иммунитета из Вашингтона.

Подводя итог вышесказанному отметим, что Дж.Байдена принято критиковать за систематическое смягчение «сирийского» санкционного режима, а четырехсторонний арабский проект, который бы в процессе обеспечил президентский дворец в Дамаске мощным финансовым стимулом, открыл новое пространство для нападок. Малозамеченным в этой ситуации осталось то, в чью зону ответственности попадет сирийский участок трубы.

[i] https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-06-10/uae-ramps-up-extradition-pacts-in-bid-to-fight-dirty-money

[ii] https://alghad.com/%D8%BA%D8%A7%D8%B2-%D9%85%D8%B5%D8%B1-%D9%88%D9%83%D9%87%D8%B1%D8%A8%D8%A7%D8%A1-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%B1%D8%AF%D9%86-%D9%84%D9%84%D8%A8%D9%86%D8%A7%D9%86-%D9%85%D8%B1%D9%87%D9%88%D9%86%D8%A7%D9%86/

62.97MB | MySQL:102 | 0,785sec