О ситуации с выборами в правления немусульманских фондов в Турции

С опубликованием турецким правительством девять лет назад положения о приостановке выборов  правления многих немусульманских фондов оказались в условиях неопределенности. Эти фонды, которые в последний по времени раз проводили выборы в 2011 году, с тех пор накопили  ряд проблем, требующих срочного решения, от замены умерших членов правления до соблюдения прозрачности принимаемых решений и отчетности своего руководства. Наконец, на прошлой неделе в «Официальном вестнике» было опубликовано и вступило в силу новое положение о выборах. Однако новое регулирование не решило старые проблемы, а вместо этого вызвало новые дискуссии. Новое постановление расширяет полномочия Главного управления фондов над немусульманскими фондами, предоставляя ему полномочия по принятию решений, а не просто надзорную роль. Условия для выдвижения в качестве кандидата в совет директоров, особенно для фондов, действующих в Стамбуле и число членов которых сокращается, не оправдали ожиданий и не привели к большей прозрачности при проведении праймериз низовыми филиалами. Кроме того, выборы в немусульманских фондах, владеющих больницами, были отделены от других немусульманских фондов и должны регламентироваться отдельным распоряжением профильного министерства. Министерство здравоохранения еще только должно определить условия, на которых в них будут проводиться выборы. В соответствии с новым регламентом предполагается, что выборы в этих фондах будут проведены к концу 2023 года. Именно в этих фондах ранее возникало больше всего проблем и трений.

Официально меньшинства в Турции состоят только из немусульман, согласно Лозаннскому договору 1923 года. Государство играет решающую роль в выборах руководства немусульманских фондов, в то время как выборы правления других фондов в Турции довольно просты. Поэтому конкурирующие группы, участвующие в выборах руководства богатых фондов, иногда обвиняют друг друга в сотрудничестве с государством. В то время как выборы в немусульманских фондах должны быть одобрены Генеральным управлением фондов, для чего достаточно просто уведомить о них управление. В настоящее время в Турции насчитывается 167 фондов, принадлежащих меньшинствам: 7 греческих, 54 армянских, 19 еврейских, 10 ассирийских, 3 халдейских, 2 болгарских, 1 грузинский и 1 маронитский. Согласно отчету о свободе вероисповедания в мире за 2021 год, опубликованному Государственным департаментом США, религиозные группы немусульман в основном сосредоточены в Стамбуле и других крупных городах, а также на юго-востоке. Точные цифры отсутствуют; однако, эти группы сообщают о примерно 90 000 армянских апостольских православных христиан (включая мигрантов из Армении), 25 000 католиков (включая мигрантов из Африки и Филиппин) и 12 000-16 000 евреев. В стране также насчитывается около 25 000 сирийских православных христиан (также известных как сирияки), 15 000 русских православных христиан (в основном иммигранты из России, имеющие вид на жительство) и 10 000 бахаев. По оценкам других групп, в Турции проживает от 7000 до 10 000 членов протестантских и евангельских христианских конфессий, 5000 Свидетелей Иеговы, менее 3000 халдейских христиан, менее 2500 греческих православных христиан и менее 1000 езидов. При этом кандидаты и избиратели на выборах в фонд должны быть гражданами Турецкой Республики.

Сейчас значительное число меньшинств потребовали, чтобы вся провинция / город была взята за основу для избирательного округа фондов в Стамбуле. В качестве довода для этого они привели то, что число членов фонда в некоторых округах и районах значительно сократилось и что избирательный округ необходимо расширить для проведения выборов с широким участием. В новом положении для фондов за пределами Стамбула избирательный округ был принят за всю провинцию, в то время как избирательные округа, основанные на парламентских выборах в Стамбуле, были включены в качестве избирательных округов для тех, которые расположены в городе. Соответственно, Стамбул разделен на три части. Избирательный округ также определяет, кто может быть кандидатом. Согласно регламенту, кандидат должен проживать в избирательном округе не менее шести месяцев с даты выборов. Меньшинства заявляют, что число кандидатов, которые будут соответствовать этому требованию, значительно сократится при этом условии.

Еще одной причины критики нового регулирования являются привилегии, предоставляемые тем, кто в настоящее время управляет фондами. В соответствии с новым регламентом, нынешнему правлению поручено определить избирательный округ, дату выборов, список избирателей, зарегистрированных в фонде, и комитет по организации выборов. Нынешний совет также примет решение о методе голосования. Согласно регламенту, люди будут голосовать за отдельных лиц независимо от того, в каком списке они находятся, или они будут голосовать только за определенный список, содержащий кандидатов в совет директоров. Особенно в тех фондах, где существует жесткая конкуренция, те избиратели, которые оппозиционно настроены к нынешнему руководству, возражают против этого положения, потому что полагают, что эти правила фактически исключают  честные выборы. По словам армяно-турецкого законодателя Гаро Пайлана, это похоже на то, что одна из команд в матче одновременно является судьей. Еще одним поводом для критики является отделение фондов, владеющих больницами, от других фондов. Выборы в эти фонды часто проходят на конкурентной основе, поскольку они имеют доход и значительные активы. Именно у этих фондов больше всего проблем с прозрачностью отчетности. Однако утверждается, что фиксированная собственность, принадлежащая этим фондам, является причиной, по которой правительство отделяет эти фонды от других. Есть опасения, что правительство отнесет эти фонды к категории медицинских учреждений и в конечном итоге получит право распоряжаться имуществом этих фондов.

Адвокат Себу Аслангил среди тех, кто утверждает, что новое регулирование не соответствует реальной конкуренции и четным выборам. Аслангил считает, что фонды, владеющие больницами, в частности, подвергаются дискриминации. «Это все немусульманские фонды. Это навязчивая позиция сама по себе, которая отделяет некоторые из них от других. Оправданием является демонстрация власти государства. … Главная цель — захватить доходы этих фондов», — заявил он в интервью Мелике Чапан с новостного сайта Gerçek Gündem. Утверждая, что Министерство здравоохранения не вмешивается в выборы в члены правления в частных больницах, Аслангил заявляет, что оно не должно вмешиваться в управление больницами, принадлежащими этим немусульманским фондам. Вмешательство правительства в выборы армянского патриарха в 2019 году вызвало споры, и группа армян бойкотировала эти выборы. Избранный патриарх и некоторые священнослужители были обвинены в сотрудничестве с государством. Некоторые представители меньшинств обеспокоены подобными ситуациями, беспокоясь о расколах и разногласиях внутри своих общин.

52.21MB | MySQL:103 | 0,597sec