О визите министра иностранных дел Израиля Яира Лапида в Турцию. Часть 2

23 июня с.г. министр иностранных дел Государства Израиль Яир Лапид посетил Анкару и встретился со своим турецким коллегой, Мевлютом Чавушоглу. Напомним, что, как мы уже не раз писали, Израиль является одной из тех стран, с кем Турция начала процесс нормализации отношений. На самом деле, как и в случае с Саудовской Аравией, налицо – наличие трудно преодолимых противоречий в отношениях с Турцией. С другой стороны, Турция объективно заинтересована в том, чтобы, сохранив свое лицо, отделить от противоречий области сотрудничества, представляющие для неё стратегический интерес.

Часть 1 нашей статьи доступна на сайте по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=87270.

Напомним, что мы остановились на цитировании одного из ведущих турецких политологов, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. 24 июня им была опубликована статья «По следам визитов бин Салмана и Лапида».

Отметим немаловажное: визиты в Анкару состоялись в преддверии ближневосточного турне президента США Джо Байдена.

В качестве целей данного визита маститый турецкий политолог обозначил желание американцев, чтобы саудовцы нарастили добычу нефти на фоне войны с Россией, а также намерение по консолидации стран региона, включая и Израиль, перед лицом иранской угрозы. Так что, подобное пересечение саудовцев и израильцев имеет ещё и такой смысл – двусторонних консультаций в преддверии приезда в регион «гегемона».

Весьма большое значение имеет упоминание турецким автором желания стран региона и, в особенности, Саудовской Аравии, обрести ядерное оружие в условиях того, что Иран уже выходит на «финишную прямую». Тут надо сказать прямо: ровно такое же желание сформировалось и у самой Турции, пусть даже турецкое руководство заявило об этом во всеуслышание один раз и довольно давно.

Но сказанного хватило, чтобы понять, в каком направлении мыслит турецкое руководство, включая президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Заметим и ещё одну вещь: подобного рода сентенции могут означать и предупреждение американской стороне больше прислушиваться к озабоченностям в сфере безопасности тех, кого они назвали своими региональными партнёрами. В обмен на то, что эти региональные партнёры не будут рваться в сторону обретения ядерного оружия в условиях, когда не только режим нераспространения трещит по швам, но и над миром нависла угроза ядерной войны из-за событий на Украине.

Как бы то ни было, если опустить в сторону приличествующие случаю турецкие заявления о том, что региональные альянсы, которые сейчас прощупываются Турцией, не направлены против третьих стран, включая тот же Иран, получится вывод о том, что Турция стремится к переформатированию региона, в котором она будет занимать центральное место, с учетом иранской (ядерной) угрозы и с учетом того, что США, вплоть до настоящего времени, лишь только теряли свои позиции в глазах региональных партнёров. Удастся ли Байдену поправить эти позиции и примирить ближневосточные державы и Турцию, с одной стороны, и Израиль, с другой стороны – это большой вопрос.

На сей счет известное турецкое издание, газета Daily Sabah перепечатала статью «Эксперты говорят, что нормализация отношений между Израилем и Саудовской Аравией может произойти нескоро». Это редакционный материал Agence France-Presse.

Обратимся к этому материалу, которое имеет немалое значение и для самой Турции:

«Соединенные Штаты намекнули, что больше арабских стран могут предпринять шаги для улучшения отношений с Израилем в преддверии поездки президента Джо Байдена на Ближний Восток.

Все внимание приковано к Саудовской Аравии, которую Байден посетит в середине июля после того, как однажды пообещал относиться к Королевству как к государству-изгою в связи с убийством и расчленением саудовского журналиста Джемаля Хашогги в 2018 году.

Однако, несмотря на недавние признаки сближения США и Саудовской Аравии, аналитики говорят, что маловероятно, что Эр-Рияд согласится на дипломатические отношения с Израилем — ни во время визита Байдена, ни во время правления 86-летнего короля Салмана.

Официальная политика короля заключается в том, что с Израилем не может быть мира до тех пор, пока он не уйдет с оккупированных территорий и не примет палестинскую государственность.

Визит Байдена, скорее всего, будет направлен на то, чтобы убедить крупнейшего в мире экспортера сырой нефти увеличить добычу нефти.

Вот несколько вопросов и ответов о возможности заключения соглашения о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем.

Какие признаки (нормализации отношений, которые заставляют задаваться этим вопросом – И.С.)?

Де-факто правитель Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед бен Сальман (МБС) заявил, что Израиль является «потенциальным союзником со многими интересами, которые мы можем преследовать вместе», сообщили государственные СМИ в марте, сославшись на интервью The Atlantic.

Кроме того, королевство никогда не оказывало никакого сопротивления, когда его региональный союзник, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), установили дипломатические отношения с Израилем в 2020 году, а затем (Израиля – И.С.) с Бахрейном и Марокко в соответствии с Соглашением Авраама при посредничестве США.

В январе 2021 года переходное правительство Судана также согласилось сделать это, но эта северо-восточная африканская страна еще не завершила сделку.

Саудовская Аравия также в то время разрешила прямым рейсам из Эмиратов в Израиль летать через свое воздушное пространство, что является еще одним неявным признаком одобрения.

Байден, который также посетит Израиль, должен отправиться прямо из еврейского государства в Саудовскую Аравию, став первым президентом США, который вылетит оттуда (из Израиля – И.С.) в арабскую страну, не признающую Израиль.

В 2017 году его предшественник Дональд Трамп проделал обратный путь.

В последние месяцы саудовцы воспользовались социальными сетями, которые жестко контролируются в Королевстве, чтобы выразить свою поддержку нормализации, что означало бы отход от давней панарабской политики королевства по изоляции Израиля до урегулирования конфликта с палестинцами.

Исауи Фрейдж, министр регионального сотрудничества Израиля, ранее в июне заявил саудовской газете Arab News, что Эр-Рияд будет играть «центральную роль» в любом урегулировании израильско-палестинского конфликта.

Новостной веб-сайт Axios также в этом месяце сообщил, что Соединенные Штаты работают над «дорожной картой» нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, а The Wall Street Journal сообщил, что две самые влиятельные страны региона ведут секретные переговоры по вопросам экономики и безопасности. .

В интересах обеих стран?

Ясмин Фарук из Фонда Карнеги за международный мир сказала, что отношения с Израилем будут способствовать большему признанию Саудовской Аравии.

«Это откроет двери для наследного принца, западные люди и парламенты примут королевство, а Саудовская Аравия получит большую роль», — сказала она.

«Это изменит образ Саудовской Аравии… тем более, что (МБС) видит в ней глобальную державу, а не только арабскую и исламскую».

Она сказала, что Израиль хотел бы нормализации, «потому что это откроет двери не только для Саудовской Аравии, но и для других (арабских и мусульманских) стран, которые, возможно, уже ведут тайные переговоры с Израилем, но еще не осмеливаются нормализоваться».

У двух стран есть общий враг в лице Ирана, сказал дипломат из Эр-Рияда, пожелавший остаться неназванным.

«Они смотрят на это в смысле «враг моего врага — мой друг», — сказал он.

Два официальных представителя Саудовской Аравии, с которыми связалось Agence France-Presse (AFP), отказались от комментариев из-за «деликатности» вопроса.

Это — подходящее время (для нормализации отношений – И.С.)?

Дэн Шапиро, который служил послом бывшего президента США Барака Обамы в Израиле, сказал AFP, что он ожидает, что поездка Байдена может привести к «некоторым важным шагам» к дипломатическому признанию Израиля Саудовской Аравией, «вероятно, не к полной нормализации, а к дорожной карте, которая ведет в этом направлении…»

Но «не сейчас», — сказал Фарук. «Это сложно, пока жив король Сальман».

«Слово «нормализация» следует использовать более осторожно… Могут быть некоторые формы отношений, но что касается Эмиратов и Бахрейна, я все еще настроен немного скептически».

Кристиан Ульрихсен из Института Бейкера Университета Райса сказал, что полноценные дипломатические отношения возможны только тогда, когда принц Мухаммед станет королем.

«Тем временем мы, вероятно, увидим продолжение нынешнего подхода к нормализации идеи о том, что Саудовская Аравия и Израиль не являются врагами, а имеют общие региональные и геополитические интересы», — сказал он AFP».

Итак, как мы можем видеть – налицо сложный «многогранник» отношений и турецкая нормализация с Саудовской Аравией и с Израилем, в этом смысле, представляет собой лишь часть процесса. Процесса – глобального, который, в частности, подразумевает намерение Соединенных Штатов Америки по нормализации отношений между Израилем и арабским миром перед лицом иранской угрозы.

Завершая обзор турецко-израильских отношений на новом витке их развития, заметим следующее. На сайте Министерства иностранных дел Турции, в его англоязычной версии, отсутствует описание политических отношений между Турцией и Израилем. Хотя, очевидно, что раньше данный раздел наличествовал. Обратимся к тому, что на счет двусторонних отношений говорит раздел на турецком языке. Цитируем:

«Наша страна проводит политику, направленную на создание зоны стабильности, безопасности и процветания в соседних регионах, а также на развитие отношений и сотрудничества со всеми странами региона, особенно с его соседями.

В рамках этого понимания Турция установила двусторонние отношения с Израилем на основе взаимных интересов. Однако политика Израиля, негативно влиявшая на мир и стабильность на Ближнем Востоке, время от времени вызывала проблемы в отношениях.

В результате исследований, начатых между двумя странами после даты 28 марта 1949 года, когда наша страна признала Израиль, первое дипломатическое представительство Турции в Израиле было официально открыто 7 января 1950 года.

Турция выступила с инициативами, чтобы Израиль мог жить в мире со своими соседями, но нападение, совершенное Израилем на колонну с гуманитарной помощью, организованную неправительственными организациями в Газу 31 мая 2010 г. в международных водах, в результате чего погибло десять турецких граждан, негативно сказалось на отношениях между двумя странами. После нападения в Центр был отозван посол Турции в Тель-Авиве.

В целях нормализации отношений с Израилем, в рамках международного права и обычаев Турция, обратилась к израильскому правительству с просьбой принести извинения, выплатить компенсацию семьям погибших и как можно скорее снять блокаду Газы.

В результате постепенных шагов, предпринятых Израилем для выполнения этих условий, 26 июня 2016 года было достигнуто соглашение о новой нормализации двусторонних отношений. В этом контексте «Процессуальное соглашение о компенсации» между двумя сторонами было подписано 28 июня 2016 года.

Наши двусторонние отношения с Израилем, которые вернулись к своему обычному функционированию в результате соглашения, вновь вступили в сложный период в результате нападений этой страны на палестинских гражданских лиц, участвовавших в демонстрациях «Великого марша возвращения», начавшихся 30 марта 2018 года, и, в результате, применения несоразмерной силы. После гибели людей и ранений в ходе демонстраций наш посол в Тель-Авиве был отозван в центр для консультаций 15 мая 2018 года нашим Министерством. С этого дня турецко-израильские отношения осуществляются временным поверенным в делах посольств».

Итак, как мы можем видеть, в отличие от той же саудовской справки, справка по отношениям с Израилем не очищена от упоминаний двусторонних проблем. Напротив, основные из них затронуты, хотя – лишь в турецкой, но не в англоязычной версии сайта Министерства иностранных дел Турции. Это – к вопросу о том, что с Израилем Турция пытается договориться на своих условиях, не понижая планку требований и не заметая «сор» под ковер.

Теперь посмотрим на нынешние торгово-экономические отношения между Турцией и Израилем. Заметим, что информацию о них содержат обе редакции сайта – на турецком и на английском языках.

Начнем с макроэкономических показателей страны:

ВВП (млрд долл.) 305,2 Инфляция (%) 0,7
Экономический рост (% ВВП) 2,5 Безработица (%) 5,3
Население (млн) 8,4 Экспорт (FOB млрд долл. США) 63,9
Рост населения 1,9 Импорт (CIF – млрд долл. США) 62,7
ВВП на душу населения (долл. США) 34,490

Основные торговые партнеры: США, Великобритания, Китай, Бельгия, Германия.

Основные экспортные товары: жемчуг, драгоценные камни, металлы, электрическое, электронное оборудование.

Основные импортные товары: электрооборудование, электронное оборудование, минеральное топливо, масла, жемчуг, драгоценные камни, металлы.

Статистика двусторонней (турецко-израильской) торговли:

Год Экспорт Импорт Объем Баланс
2010 2080 1360 3440 720
2011 2391 2057 4448 334
2012 2330 1710 4040 619
2013 2650 2418 5068 232
2014 2750 2680 5359 63
2015 2698 1672 4370 1026

 

Экспорт Турции в Израиль: Транспортные средства, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части; железо и сталь; электрические машины и оборудование; пластик и изделия из него.

Импорт Турции из Израиля: минеральное топливо и продукты его перегонки, пластмассы и изделия из них, котлы, машины и механические устройства, их части.

Количество посетителей из Израиля: 8 046 (2014 г.), 13 672 (2015 г.)

Двусторонние механизмы сотрудничества

Совместная экономическая комиссия: 4-е заседание Турецко-израильской совместной экономической комиссии состоялось 24 ноября 2009 г. в Анкаре под сопредседательством Е.П. Векди Генюль, бывший министр обороны Турции и бывший министр промышленности, торговли и труда Израиля Бен Элиезер.

Исходя из приведенного выше, заметим, что двусторонняя торговля между Турцией и Израилем продолжает развиваться при том, что нормальных дипломатических отношений между двумя странами, в настоящее время, нет. Равно как и не работают межгосударственные механизмы торгово-экономического сотрудничества.

Локомотивом, очевидно, выступает заинтересованный бизнес двух сторон, которые не только не дает торговым отношениям между Турцией и Израилем «схлопнуться», но и обеспечивает то, что они развиваются дальше, причем, с плюсом в пользу Турции (если обратиться к цифрам товарооборота).

Ещё один локомотив – это лично турецкое руководство, включая президента Р.Т. Эрдогана, которые, будучи в США замечен во встречах с представителями израильско-американского лобби. Причина встреч: желание нормализовать отношения с США и желание повлиять на политику Америки по отношению к Турции. Отдельных слов заслуживает привлечение прямых иностранных инвестиций в Турцию. Как мы можем заметить, Турция пытается продолжать это делать, рассчитывая на то, что план может сработать при произнесении слова «нормализация», но без внесения сутевых изменений в турецко-израильские отношения, которые все последние годы – в глубоком кризисе.

62.9MB | MySQL:102 | 1,002sec