Новая внешнеполитическая концепция А.Либермана

Москву посетил министр иностранных дел Израиля А.Либерман. Этот визит не случаен, и дело здесь не только в том, что он выходец из бывшего СССР и свободно говорит на русском языке. И не только в том, что он возглавляет одну из крупнейших израильских партий, опору которой составляют бывшие советские граждане.

Новый министр приехал в Москву не ностальгировать, а выстраивать новую схему балансирования. Все дело в том, что новое израильское правительство не находит пока общего языка со столь же новой американской администрацией. Б.Обама откровенно взял курс на обновление американского внешнеполитического курса и вопрос ближневосточного урегулирования занимает в нем одно из приоритетных мест. Б.Обама решил положить конец эпохе «неопределенности» в этом процессе и явно нацелился на «прорыв».

Что подразумевается под этим «прорывом»?

Схема «два государства для двух народов», т.е. образование независимого палестинского государства на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа, а также достижение мирного договора между Израилем и Сирией.

Такая схема развития событий новое правительство Израиля во главе Б.Нетаньяху не устраивает ни в коей мере, поскольку она предусматривает «замораживание» любое строительство как новых израильских поселений, так и в существующих на Западном берегу р. Иордан, а со временем и их полную ликвидацию. Мирный договор с Сирией (и как следствие возвращение аннексированных Голан) чреват тем, что многие израильские города попадают в зону прямого артиллерийского обстрела сирийских батарей. Практически сирийцы вряд ли будут заниматься обстрелом израильских поселений после заключения мира, но с точки зрения военных – это конечно нарушение режима безопасности.

А.Либерман имеет другое видение мира. С некоторыми поправками будем считать это внешнеполитической стратегией нового израильского правительства.

Согласно этой концепции все прежние договоренности с палестинцами (Мадрид, Осло, «дорожная карта») показали свою полную неэффективность. Они привели к власти а Газе ХАМАС, никаких проблем не решили: израильские поселения из Сектора Газа убрали, а где мир? Его как не было, так и нет. Более того, на границе с Израилем фактически находится исламистское государство, которое в своем уставе (правда 20-летней давности) вообще требует государство Израиль ликвидировать.

В этой связи новая внешнеполитическая концепция никаких ясных ответов по решению этих проблем не дает. Из общения с А.Либерманом можно сделать вывод о том, что израильтяне просто замораживают все движения по «дорожной карте». Они сохраняют нынешний «статус кво». Не имеют отношений с ХАМАС и продолжают поддерживать М.Аббаса и его правительство во главе с Файядом. При этом авторитет и степень влияния М.Аббаса оценивается самим А.Либерманом как крайне низкий: «он (Аббас-авт.) держится только на израильских штыках. Если мы уйдем, то ему конец». Представляется, что министр иностранных дел Израиля знает, о чем говорит.

В этом случае израильская концепция представляется тупиковой. По Наполеону: «Со штыками можно делать все, что угодно. На них нельзя сидеть». Нельзя до бесконечности поддерживать заведомо слабое и неавторитетное правительство или лидера. Надо четко представлять, что делать дальше. «Замораживать» до бесконечности запущенный ядерный реактор не получится.

По тому же А.Либерману, «мир сейчас состоит перед новой картиной политического мира, в которой одну из ключевых ролей играют иррациональные игроки, от которых непонятно, что ожидать». Имеются ввиду Иран, ХАМАС, Талибан, «Аль-Каида» и т.п. Если с Талибаном и «Аль-Каидой» все понятно, их надо просто физически уничтожать, а с теми, кто останется – договариваться, то с ХАМАСом, а тем более с Ираном так не выйдет. Новая израильская концепция переговоров с ними не предусматривает при любых вариантах. А американцы тем временем взяли курс именно на переговоры с Ираном. И до осени с.г. такие консультации, по некоторым данным, должны начаться. Более того, есть даже некие позитивные сигналы с иранской стороны. Например, во время недавней трехсторонней встречи лидеров Пакистана, Афганистана и Ирана, которые обсуждали вопросы борьбы с Талибаном, было достигнуто солидарное мнение о необходимости созыва многосторонней конференции по этому вопросу, в том числе и с участием США.

Что в случае американо-иранского сближения останется делать Израилю? Понятно, что трудно разговаривать с человеком, который хочет тебя убить. Но отдельные люди приходят и уходят, а система, страна остается. Значит, необходима известная гибкость, а для нее у нового министра иностранных дел Израиля места пока не нашлось.

Далее. А.Либерман подчеркивает, что основная линия противодействия в скором времени пройдет по линии сунниты-шииты. С этим можно полностью согласиться. Единственно остается непонятно, какое место (стороннего наблюдателя, активного игрока) в этом противостоянии займет Израиль. По некоторым высказыванием А.Либермана можно сделать вывод о том, что Израиль будет союзником суннитов. Одновременно министр иностранных дел особо отметил продуктивные отношения с Египтом. Такое мнение не разделяет его египетский коллега Абу Гейт, который откровенно считает А.Либермана человеком, с которым договориться нельзя. Одно другому не противоречит, так как кроме Абу Гейта есть еще начальник египетских спецслужб Омар Сулейман. Фигура более весомая и записной переговорщик по всем вопросам, начиная от Судана и заканчивая палестинцами и израильтянами.

А.Либерман привез в Москву предложения по стратегическому сотрудничеству с Россией по всему спектру проблем, начиная от политики и экономики, и заканчивая вопросами безопасности. На настоящий момент такой уровень двусторонних отношений есть у Израиля только с США. Теперь российским дипломатам придется решать головоломку: что это? Реальное желание по сближению, или просто поиск противовеса американцам. А может просто «пугало» для Вашингтона?

Сейчас очень сложно ответить на этот вопрос. Как сложно ответить и на вопрос, сколько времени продержится новое израильское правительство, если оно не будет разделять точки зрения новой американской администрации на вопросы ближневосточного урегулирования.

42.25MB | MySQL:92 | 0,997sec