Совещание в Дохе по Судану

27 мая в столице Катара Дохе состоялось совещание спецпредставителей по Судану – стран-постоянных членов Совета безопасности ООН, а также Евросоюза. Инициаторами выступили катарцы, которые совместно с представителем смешанной миссии Афросоюза-ООН Дж. Бассоле, несомненно, добились значительной положительной динамики на суданском направлении.

Чем было знаменательно указанное совещание?

1. На нем впервые со времени знаменитого решения Международного уголовного суда (МУС) о выдаче ордера на арест действующего суданского лидера О.аль-Башира присутствовали китайцы. До этого момента Пекин хранил выжидательное молчание. В этой связи некоторые эксперты начали рассматривать версии о «капитулянтстве» КНР и «размене» Судана на продолжение экономического сотрудничества с Западом.

Это мнение оказалось ошибочным. Как выяснилось, китайцы просто выжидали. Чем сильнее актер, тем длиннее его паузы. Китайский спецпредставитель Ли Гуджин был на совещании активен, и выступил с инициативой «решать проблемы сообща», что приветствовалось ее остальными участниками. Вообще «западников» очень тревожило отсутствие китайцев на подобного рода встречах, и возвращение их за стол переговоров, несомненно, является дипломатической победой нового американского спецпредставителя по Судану С.Грейшена.

2. На совещании, в общем, и во время двухсторонних встреч никак и ни в каком формате не было упомянуто наделавшее столько шума решение МУС. Это является ярким свидетельством нового, прагматичного подхода к решению суданских проблем в целом, и Дарфурской проблеме в частности.

То есть во главу угла поставлено новое направление, которое с «легкой руки» англосаксов получило название «гибкая и конструктивная политика». Обращаем на это внимание, так как представители США и Великобритании особое значение придали и настояли на включение этой формулировки в заключительное коммюнике совещания.

Что оно подразумевает? Принуждение к переговорам основных оппонентов (Хартум и партизанские группы в Дарфуре), разделение гуманитарной и политической составляющей мирного процесса, проведение президентских выборов в феврале с.г, и выход на референдум о независимости Юга в 2011 году. На это время уходят на задний план всякие силовые моменты, включая и решения международной юстиции. Разговаривать и договариваться со всеми, с кем возможно. Так что по этой логике, не за горами и прямые контакты с О.аль-Баширом.

3. «Катарская инициатива» жестко «подминается» американцами как наиболее перспективное направление усилий международных посредников. Это не отрицает роли государств, которые работают в этом направлении автономно (АРЕ), но предпочтительней было бы делать это в рамках единого фронта.

То, что в первоначальном проекте резолюции, подготовленной катарцами для обсуждения, особо подчеркивалась роль единственного посредника из всех, а именно США, является косвенным подтверждением этому.

Примечательно, что такая трактовка не понравилась в первую очередь британцам, французам и китайцам. Если с последними все понятно, то в отношении Великобритании – это выходит за рамки традиционной «трансатлантической солидарности», которую британцы исправно демонстрируют последние лет двадцать. В результате итоговая резолюция была сокращена, и имя С.Грейшена из нее исчезло. Сам он по этому поводу особо (в крайнем случае, визуально) не переживал. Вообще он произвел впечатление очень конкретного, хорошо понимающего африканские реалии дипломата, который является прагматичной «белой вороной» в Вашингтоне, где по-прежнему много сторонников жесткой линии. Несомненно, как мы уже и говорили, он поддерживает тесные отношения с сенатором Дж.Керри, который на правах «старшего» курирует его в суданских вопросах.

Почему катарцы и Афросоюз так позитивно восприняли предложенную С.Грейшеном помощь?

Потому что уверены, что только США способны реально помочь двинуть переговорный процесс вперед и уговорить европейцев ради пользы дела «закрыть глаза» (хотя бы временно) на нарушение прав человека и геноцид. Только США способны оказывать силовое давление не только на всех участников мирного процесса в Судане, но и на европейских союзников. И только США способны договориться с Китаем.

Все это С.Грейшен прекрасно осознает, и на мелочи, вроде «булавочных уколов»в виде исправлений текстов коммюнике внимания не обращает.

Что ждут в Дохе от американцев в ближайшей перспективе?

1. Прекращение военной эскалации между Суданом и Чадом (что было зафиксировано в итоговом документе отдельным пунктом) и возвращение их за стол переговоров. Это сейчас проблема номер один для катарцев и Дж. Бассоле. То, что последние считают Париж, если не «вдохновителями» этого противостояния, то, по крайней мере, непозволительно сторонними наблюдателями, показывает тот факт, что Дж. Бассоле освещал эту проблему на французском языке, персонально обращаясь к представителю президента Франции по африканским делам Б.Жуберу. Убедить Париж повлиять на чадского лидера Деби опять же могут только американцы. Что видимо они сейчас и делают, так как из Дохи С.Грейшен вылетел в Париж. Он же имел контакты и со вторым по значению партизанским командиром А.В.Нуром, которые, по его словам, имеют «очень хорошие перспективы».

1. С.Грейшен должен повлиять на Хартум в плане освобождения членов Движения за справедливость и равенство (ДСР), что предусматривалось прежними соглашениями «о доброй воле». Так, как на совещании с госминистром Катара. А. аль-Махмудом была особенно отмечена роль С.Грейшена в убеждении лидера ДСР И.Халиля возобновить переговоры с Хартумом, то сомневаться в потенции американцев в этом вопросе не приходится. Тем более что вторая проблема тесно связан с первой.

3. США должны реанимировать гуманитарную помощь в Судан в прежнем объеме. С этой целью С.Грейшен предложил организовать новый формат гуманитарной помощи, в котором все участники прошедшего совещания должны участвовать в равной степени и согласовывать свои усилия. То есть налицо попытка блокировать стремление ряда арабских государств организовать исключительно «исламскую гуманитарную схему». Можно предположить, что эта попытка будет успешной, так как Катар на американский вариант уже согласился.

Кроме того, американцы предложили проводить обмен мнениями по суданской теме на регулярной основе, не реже раза в месяц. Это тоже очень символично, и еще раз свидетельствует об изменении политики США.

И последнее. Указанная конференция окончательно оформила лидерство «катарской инициативы» в миротворческих усилиях в Судане. Роль катарцев и Афросоюза была особенно отмечена в заключительном коммюнике. Там же была выражена надежда, что «остальные страны присоединятся к сотрудничеству». Правда, названы они не были, что для Каира равноценно пощечине.

62.81MB | MySQL:102 | 0,462sec