Национальный фактор в Афганистане в период избирательной кампании

Национальный вопрос, традиционно являющийся одним из ключевых пунктов политической повестки дня в Афганистане, предсказуемо приобрел важное значение в ходе приближающейся к завершению избирательной кампании в этой стране. Союзы между видными представителями основных национальных групп Афганистана (пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы), отличаясь друг от друга по численности таких коалиций и их жизнеспособности, преследуют в подавляющем большинстве одну цель: обеспечить максимальную поддержку со стороны избирателей и ослабить позиции политических оппонентов.

Подготовка к намеченным на август текущего года президентским выборам в Афганистане не стала исключением. Примером в этом отношении может служить кампания, развернутая действующим президентом страны Х.Карзаем, который, стремясь обеспечить свое переизбрание на высший государственный пост Афганистана, недавно заявил о намерении в случае своей победы назначить М.К.Фахима и К.Халили на должности первого и второго вице-президентов соответственно. Такой альянс мог бы рассматриваться как исключительно своеобразная демонстрация «национального единства» (в то время как Х.Карзай является пуштуном, его назначенцы принадлежат к таджикской и хазарейской национальностям), если бы его создание не было обусловлено политическими соображениями.

Союз нынешнего президента с М.К.Фахимом фактически привел к расколу главной оппозиционной Х.Карзаю силы – Национального фронта Афганистана (НФА), который в значительной мере полагался на военное и политическое влияние М.К.Фахима, входившего в руководящее звено НФА. Более того, его выход из состава этой коалиции вызвал в ней цепную реакцию: ключевые члены Фронта (в частности, М.Мохаккек и С.Нурулла) предпочли перейти на сторону Х.Карзая, опасаясь, что после его победы их ждет политическое забвение. На фоне растущей беспомощности НФА такой сценарий развития событий представляется не столь уж эфемерным.

Причины, стоящие за союзом Х.Карзая с К.Халили, носят более комплексный характер. С одной стороны, такая коалиция, очевидно, призвана обеспечить поддержку действующего президента со стороны хазарейской общины Афганистана, рассматривающей К.Халили в качестве национального героя периода борьбы с талибами середины 90-х годов прошлого века. С другой стороны, выдвижение этого деятеля должно объективно подкрепить усилия Х.Карзая по развитию отношений с соседним Ираном (Тегеран рассматривает хазарейцев-шиитов в качестве своего рычага влияния в Афганистане), а также снижению накала критики со стороны международного сообщества, обеспокоенного сохраняющейся с 18 века практикой дискриминации хазарейцев, имеющей особое распространение в среде пуштунского населения.

Подобное использование этнического фактора в качестве своеобразной ширмы для политических маневров ставит вопрос о будущем многонациональных коалиций, сформированных в интересах наращивания электоральной поддержки их членам, после президентских выборов в Афганистане. Исходя из реалий этой страны, вряд ли стоит ожидать, что подобные альянсы будут долговечными. Так, период правления моджахедов продемонстрировал, что такие объединения политических деятелей весьма непрочны и с легкостью распадаются, как только кто-либо из их членов получает политические и/или военные преимущества над своими союзниками.

Очевидно, Х.Карзай предпринимает все возможное для того, чтобы проводимый им курс на «национальное единство» (в плане видимого учета мнений основных национальных групп страны) не привел к размыву его политической власти. Примечательно, что должности, на которые прочат М.К.Фахима и К.Халили, не дадут этим деятелям реальных возможностей сколько-нибудь существенно влиять на положение дел в Афганистане. В случае победы Х.Карзая, их политическое будущее будет практически полностью зависеть от воли действующего президента (Конституция Афганистана, не регламентируя оснований для отставки вице-президентов, тем не менее, закрепляет, в числе прочего, за президентом право принятия их оставки), что объективно свяжет руки М.К.Фахима и К.Халили в случае их попыток использования административного ресурса в своих интересах.

Более того, достаточно взглянуть на состав избирательной команды Х.Карзая, многие члены которой, скорее всего, в случае его переизбрания войдут в состав политического истеблишмента Афганистана, чтобы убедиться в призрачности «многонационального характера» политики афганского лидера. К примеру, команду возглавляет депутат Парламента Р.Сайяф (пуштун), известный своей активной борьбой за амнистию моджахедов, в том числе причастных к геноциду хазарейцев. Секретариатом предвыборного штаба руководит также пуштун – нынешний мэр Кабул Дин Мохаммад.

Таким образом, мировому сообществу вряд ли стоит связывать с исходом президентских выборов в Афганистане надежды на обеспечение его руководством беспристрастного подхода к национальному вопросу. Скорее, следовало бы содействовать пропорциональному и справедливому представительству этнических групп в провинциальных советах и, что важнее, в Парламенте Афганистана, выборы в который намечены на 2010 год.

52.21MB | MySQL:103 | 0,647sec