О позиции Турции по дальнейшему расширению НАТО

Турция начала продавливать свои требования Швеции и Финляндии, и уже угрожает снова заблокировать процесс их вступления в НАТО. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Стокгольм и Хельсинки должны выполнить свои обещания. В противном случае, турки просто не ратифицируют соглашение об их вступлении в НАТО. «Ключевое – чтобы обещания были воплощены в жизнь. В ближайшее время мы будем следить за выполнением пунктов меморандума, и принимать соответствующие шаги». Анкара требует внесения изменений в антитеррористическое законодательство, а также выдачи подозреваемых, которых Турция считает связанными либо с курдским, либо с гюленистским подпольем. Таких Р.Т.Эрдоган насчитал 73 человека.

Появилось первое подтверждение тезиса о том, что достижение консенсуса между Турцией, Швецией и Финляндией каждая сторона будет трактовать по-своему. Пока администрация Р.Т.Эрдогана призывает праздновать «победу» над терроризмом и убеждает турок во включении YPG в список террористических организаций, президент Финляндии совершенно спокойно заявляет о том, что Силы народной самообороны (YPG) смогут получать гуманитарную помощь и дальше. По словам президента страны, упоминание YPG в финско-шведско-турецком меморандуме о взаимопонимании сформулировано таким образом, что Финляндия может продолжать оказывать гуманитарную помощь[i]. «Мы не очень хотели, чтобы эти организации, такие как YPG, были упомянуты в документе, потому что существует большая разница между тем, как другие страны НАТО видят и как Турция видит эти организации. Турция называет их террористами», – заявляет Саули Ниинисте, отмечая, что упоминание YPG в документе было одной из главных целей Турции, однако в этом контексте ничего не изменилось, поэтому стороны согласились на это.

Проблема в том, что Швеция и Финляндия формально уже выполнили первый пункт и внесли изменения в законы. Насколько они устроят Анкару – пока неизвестно. Однако определять терроризм так широко, как в Турции, европейцы очевидно не намерены, так как это нарушает их собственные принципы и устои. По экстрадиции ситуация сложнее. В подписанном меморандуме, на который ссылается Р.Т.Эрдоган, нет ни слова про то, кого и как Швеция и Финляндия должны выдать Анкаре. Более того, нет там и ничего юридически обязывающего. Другими словами, экстрадиция либо не произойдет, а европейцы просто рассмотрят запросы Турции, как и обещали, или же экстрадиция станет вопросом кулуарных неформальных договоренностей, что вызовет политическую реакцию в Стокгольме и Хельсинки[ii].

Правительство Швеции так и не опровергло заявление Р.Т.Эрдогана о достижении договоренностей по экстрадиции 73 человек в Турцию. Министр юстиции Морган Йоханссон лишь заявил, что Швеция не будет высылать своих граждан, а граждане других стран могут быть высланы только в соответствии со шведским законодательством и Европейской конвенции по правам человека. В прессе появилась информация о нескольких лицах, экстрадицию которых запрашивает Турция. Среди них довольно известный писатель Рагып Зараколу, который переехал в Швецию 10 лет назад. На родине его обвиняли в пропаганде терроризма. Последний раз Турция пыталась добиться его выдачи в 2019 году, но запрос был отклонен. Другой человек – журналист Левент Кенез подозревается в членстве в вооруженной террористической организации, однако и его в 2021 году решением шведского суда оставили в королевстве. Известно еще о трех мужчинах в возрасте от 50 до 60 лет и одной сорокалетней женщине. Турцией все они обвиняются в связях с вооруженными террористическими организациями[iii].

Р.Т.Эрдоган отмечает, что дальнейший процесс вступления в НАТО зависит от Швеции и Финляндии.

Хотелось бы акцентировать внимание на следующих аспектах, связанных с позицией Турции по дальнейшему расширению НАТО:

Во-первых, Турция не добилась всего, чего хотела. Анализ трехстороннего меморандума показывает, что по большей части требований, которые Анкара выдвигала западным партнерам, никакой конкретики нет, лишь размытые, обтекаемые заявления. «Курдский вопрос», ставший ключевым в этой истории, и вовсе остался на втором плане. В меморандуме шведы и финны лишь подчеркнули еще раз, что будут пресекать деятельность РПК, которая и так признана террористической в Европе. Принимать у себя широкое определение терроризма, как в Турции, или признавать террористическими сирийские курдские организации, они не обещали[iv].

Во-вторых, европейцы и американцы решили пойти навстречу Турции лишь в трех вопросах: изменить национальное антитеррористическое законодательство, снять экспортные ограничения и санкции с турецкого ОПК и создать совместные механизмы / структуры для сотрудничества в борьбе с терроризмом. Это то, что предварительно проговаривалось и было выписано в меморандуме.

В-третьих, даже по этим трем вопросам ключевым остается их конвертируемость в практическую плоскость. Декларации могут остаться на бумаге или оказаться ограниченными, и не привести ни к каким реальным действиям. Поэтому, эффективность Мадридских договоренностей с Турцией можно будет оценить через какое-то время.

В-четвертых, эта история с расширением НАТО не окончена. Хотя Анкара и сняла возражения с формального приглашения Швеции и Финляндии в НАТО, она вполне может снова заблокировать процесс на этапе ратификации соглашения, если туркам что-то не понравится. В связи с этим, Турция будет в ближайшие месяцы продавливать уступки, и не отпустит этот вопрос просто так.

В-пятых, первым краш-тестом достигнутых договоренностей станет вопрос выдачи подозреваемых в терроризме. В меморандуме Швеция и Финляндия лишь пообещали рассмотреть запросы Турции на экстрадицию, ничего более. То есть, нет гарантий выдачи десятков людей, которых в Анкаре подозревают в причастности либо к курдским сепаратистам, либо к подпольным гюленистам.

[i] https://www.hs.fi/politiikka/art-2000008915885.html

[ii] https://www.reuters.com/world/nordic-promises-must-be-kept-turkey-ratify-nato-deal-erdogan-says-2022-06-30/

[iii] https://www.svt.se/nyheter/utrikes/har-ar-personerna-som-erdogan-vill-ha-utlamnade

[iv] https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_197342.htm?selectedLocale=en

62.82MB | MySQL:102 | 0,551sec