Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1-7 июня 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с визитом на Ближний Восток президента США Б. Обамы и парламентскими выборами в Ливане. 3-4 июня Б. Обама посетил две ведущие арабские страны – Саудовскую Аравию и Египет, а 4 июня выступил в Каире с программным обращением к мусульманскому миру, призвав начать «новую эру» в отношениях между Соединенными Штатами и исламскими странами. В Ливане 7 июня прошли парламентские выборы, которые имеют большое значение не только для этой страны, но и для региона в целом.

Президент Б. Обама призвал оставить в прошлом взаимные подозрения и разногласия между США и исламским миром и строить отношения на «взаимной заинтересованности и взаимном уважении», т. к. «Америка и ислам не являются взаимоисключающими силами и не обречены на соперничество». Одновременно Обама подчеркнул неизменность отношений между США и Израилем и указал на необходимость борьбы с «жестоким экстремизмом» во всем мире. Причем, по словам президента, «в борьбе с насилием экстремистов религия ислама не является частью проблем. Наоборот – ислам является важной частью установления мира». Говоря об арабо-израильском конфликте, Обама выразил уверенность, что «он больше не должен использоваться для того, чтобы отвлекать арабов от других проблем». Президент обещал, что «Америка выровняет свою позицию по отношению к тем, кто ратует за мир», но при этом «мы не можем навязать мир израильтянам, палестинцам и всем арабам». По мнению Обамы, обе стороны должны «честно и объективно проанализировать сложившуюся ситуацию. При этом палестинцам необходимо отказаться от насилия, а израильтянам — от расширения своих поселений на спорных территориях Западного береге реки Иордан (ЗБРИ). Президент вновь поддержал идею создания палестинского государства. В других заявления, сделанных на минувшей неделе, Б. Обама отметил, что такой сложный конфликт, как палестино-израильский, не может быть урегулирован в одночасье и «требует работы на долгие годы». В то же время президент высказал пожелание, чтобы «серьезные и конструктивные» переговоры между сторонами начались уже в конце текущего года. В интервью саудовской газете «Аль-Ватан» Обама признал, что движение ХАМАС «пользуется поддержкой части палестинцев и, следовательно, его нельзя игнорировать». Он призвал ХАМАС «подняться на уровень ответственности», признав право Израиля на существование. Одновременно Б. Обама исключил возможность какого-либо диалога с террористами из «Аль-Каиды».

В своем каирском выступлении президент США отметил важность прямого диалога по всем проблемам, вызывающим разногласия, будь то Ирак, Афганистан или арабо-израильское урегулирование. Было заявлено, что Соединенные Штаты не планируют сохранять свое военное присутствие в Ираке и Афганистане. Обама отметил, что настоящий момент является пере-ломным в разрешении вопроса о ядерной программе Ирана, подчеркнув право Тегерана «на доступ к мирному атому», для чего иранское руководство должно выполнить свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия. Со своей стороны, США готовы продвигаться в переговорах с ИРИ по ядерной проблеме без предварительных условий, хотя это и будет трудно, «учитывая, что необходимость преодолеть десятилетия недоверия». В случае, если Тегеран не продемонстрирует готовность к диалогу, то США поддержат решение об ужесточении санкций в отношении ИРИ. Б. Обама сообщил также о намерении способствовать укреплению экономических, образовательных и научных связей США с исламскими странами.

Каирское обращение Б. Обамы вызывало неоднозначные отклики в мусульманском мире и регионе. В официальных государственных высказываниях преобладают его положительные оценки, но подчеркивается необходимость подкрепления сделанных заявлений и обещаний конкретными шагами. Даже в Тегеране заметили резкое изменение в лучшую сторону тональности выступления главы Белого дома по сравнению с прошлой администрацией. Правительство Израиля в своем заявлении отметило, что «разделяет позицию президента Обамы на то, что американские усилия приведут к эре окончания конфликта». Однако, по информации СМИ, за закрытыми дверями премьер-министр страны Б. Нетаньяху выразил разочарование «мягкой позицией» Б. Обамы по Ирану. Не намерены израильтяне отказываться и от практики расширения своих поселений на ЗБРИ. Негативно оценили речь Обамы представители радикальных исламистских группировок.

В целом отметим, что противоречия США, а шире Запада, с исламским миром очень глубоки и многогранны, что не предполагает их скорого разрешения. Следует согласиться и с тем, что сделанные заявления требуют подкрепления реальными делами. А последуют ли такие дела с американской стороны, покажет время, причем самое ближайшее. В Вашингтоне же подчеркивают, что США не ставят перед собой задачу быстрого прорыва в отношениях с мусульманскими странами, а хотят «лишь заложить основу долгосрочного прогресса».

На переговорах президента США Б. Обамы с королем Саудовской Аравии Абдаллой обсуждались вопросы арабо-израильского урегулирования, безопасность в зоне Персидского залива, политика Ирана и его ядерная программа, а также ситуация в Афганистане, Пакистане и Йемене. В Эр-Рияде американцам были даны серьезные обещания в деле поддержания стабильности мирового энергетического рынка. Обама отметил «стратегический характер» и «богатую историю дружбы» двух стран, выразив уверенность, что США и Саудовская Аравия могут совместно действовать для достижения прогресса по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес.

В Ливане 7 июня прошли очередные парламентские выборы. Повышенный интерес к этому событию вызван не только его важностью для этой страны, но и тем, что их итоги могут отразиться на дальнейшем развитии ситуации на Ближнем Востоке. На 128 депутатских мест претендовали 587 кандидатов. Основная борьба развернулась между коалицией «14 марта», ориентирующейся на Запад и умеренные арабские режимы (ее основу составляет движение «Аль-Мустакбаль» во главе с С. Харири), и коалицией «8 марта», ориентирующейся на Сирию и Иран (ее главную силу представляет радикальная шиитская организация «Хизбалла»). Выборы прошли при высокой для Ливана явке избирателей – более 52 проц (в 2005 г. – 45 проц). По предварительным данным, коалиция «14 марта» победила, завоевав 70 мест.

Командование вооруженных сил Пакистана сообщило об улучшении ситуации с обеспечением безопасности в долине Сват на северо-западе страны. Тем не менее, хотя масштаб проводимых боевых операций уменьшился, вооруженное противостояние с талибами, по словам военных, может продлиться еще в течение нескольких недель. В то же время гуманитарная ситуация в регионе и прилегающих к нему районах остается очень тяжелой. В городах долины Сват не работает водопровод, нет электричества, а запасы продовольствия очень малы.

Не снижается террористическая активность в стране. На минувшей неделе вновь было совершено несколько терактов, в т. ч. один крупный, приведший к гибели более 30 человек.

Исламабад на прошедшей неделе посетил спецпредставитель президента США по Афганистану и Пакистану Р. Холбрук. Он выразил удовлетворение ходом боевых операций против талибов и сообщил о выделении Пакистану дополнительной американской помощи на сумму 200 млн долларов для ликвидации последствий гуманитарного кризиса, вызванного массовым перемещением населения из районов боев.

В «конфиденциальном» докладе МАГАТЭ говорится, что Иран увеличил до 5 тыс. единиц число центрифуг для обогащения урана, а запасы низкообогащенного урана на ядерном комплексе в Натанзе за последние шесть месяцев увеличились с 500 до 1339 кг. В документе отмечается наличие «из ряда вон выходящих проблем, которые вызывают озабоченность и требуют прояснения, чтобы исключить существование военной составляющей ядерной программы Ирана». В МАГАТЭ заявили, что Тегеран отказывается предоставлять представителям агентства право на проведение более скрупулезной инспекции его ядерных объектов и блокирует просьбы о предоставлении доступа к информации, имеющей отношение к данной проблеме.

По мере приближения 12 июня – даты проведения в стране президентских выборов – ситуация в Иране осложняется. В Тегеране 5 июня произошли массовые ожесточенные столкновения между сторонниками действующего президента М. Ахмадинежада и его главного соперника умеренного толка бывшего премьер-министра ИРИ М. Мусави.

Иран и Китай 3 июня подписали соглашение о совместной разработке крупнейшего газового месторождения «Южный Парс» на шельфе Персидского залива. Это месторождение содержит 8 проц мировых запасов природного газа и до 50 проц суммарных запасов газа ИРИ.

Министр иностранных дел Израиля А. Либерман на минувшей неделе находился с визитами в России и Белоруссии. Министр отметил, что российско-израильские отношения «достигли, наверное, самой высокой точки со дня установления дипломатических связей». В Москве Либерман заявил, что Израиль не собирается бомбить Иран. В то же время министр обороны Израиля Э. Барак, находившийся в Вашингтоне, отказался исключить вариант применения силы, чтобы заставить Тегеран отказаться от развития своей ядерной программы, подчеркнув, что Иран должен прояснить свою позицию по ядерной проблеме до конца августа – начала сентября с. г.

Сепаратистская Курдская рабочая партия (КРП), действующая на юго-востоке Турции, сообщила о продлении одностороннего прекращения огня на шесть недель и возможности его дальнейшего продления до 1 сентября. Одновременно сепаратисты заявили, что оставляют за своими силами право на самооборону, в случае вооруженного нападения на них. Со своей стороны, турецкие власти перебрасывают в юго-восточные районы страны дополнительные войска для проведения операций против боевиков КРП.

Президент Сирии Б. Асад произвел 3 июня назначения в высшем военном руководстве страны. Начальник генерального штаба ВС САР генерал А. Хабиб был назначен министром обороны, а новым начальником генштаба стал генерал Д. Раджха. Бывший министр обороны генерал Х. Туркмани назначен помощником вице-президента республики Ф. Шара в ранге ми-нистра.

Сирия и США впервые после длительного перерыва договорились о визите в Дамаск американской военной делегации. Как ожидается, главной темой переговоров с сирийскими военными станет «совместная борьба с боевиками в Ираке».

В «конфиденциальном» докладе МАГАТЭ сообщается об обнаружении на небольшом учебном реакторе в Дамаске следов урана такого типа, который не характерен для реакторов, используемых в образовательных целях.

В столице Сомали Могадишо возобновились ожесточенные бои между правительственными войсками и отрядами боевиков радикальных исламистских группировок. Правительственные войска ведут наступление с целью установления полного контроля над городом. Бои между силами, поддерживающими правительство, и отрядами радикальных исламистов идут также в г. Уахбо в центре страны. Растет число жителей, покидающих Могадишо. Только в последние недели из города ушли около 96 тыс. человек. По данным ООН, число внутренних перемещенных лиц в Сомали превышает один миллион человек.

Впервые за последние 40 лет ливийский порт Тобрук посетил американский военный корабль из состава Береговой охраны США. В ходе трехдневного визита были проведены тренировки и занятия с ливийскими военнослужащими.

В Мавритании руководство военного режима и лидеры оппозиции при посредничестве Сенегала подписали 4 июня соглашение о преодолении внутриполитического кризиса. Документ предусматривает официальную отставку нынешнего главы Мавритании С. ульд Шейха Абдаллы, формирование правительства национального единства и проведение в стране 18 июля президентских выборов.

Приложение

О состоянии вооруженных сил Омана

В условиях сложной, периодически напряженной военно-политической обстановки в зоне Персидского залива руководство султаната Оман уделяет постоянное внимание вопросам упрочения обороны страны и повышению боеспособности национальных вооруженных сил.

Вооруженные силы Омана (42,6 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и султанской гвардии. Военный бюджет в 2007 г. составил 3,2 млрд долл. (25% проц бюджетных расходов). Помимо ВС имеются формирования племенной гвардии, полиция береговой охраны и полицейское авиакрыло. В конституции страны (ст. 14) четко определено, что «только го-сударство может учреждать вооруженные силы, организации общественной безопасности и другие формирования, являющиеся собственностью нации, в задачу которых входит защита государства, охрана безопасности его территории и спокойствия граждан. Никакая организация или отдельная группа не могут создавать военные или полувоенные формирования».

Верховным главнокомандующим ВС является султан (он же министр обороны), который определяет военную политику страны. При главе государства имеется Военный совет обороны. Султан руководит вооруженными силами через министерство обороны и генштаб. Созданный султаном в 1996 г. Совет обороны помимо обеспечения бесконфликтности наследования трона, занимается вопросами обеспечения обороноспособности государства.

Военно-доктринальные установки оманского руководства основываются на том, что страна не будет вести агрессивных войн. Официально потенциальный противник не определен. Оборону территории Султаната в силу ограниченности людских, экономических и собственно военных ресурсов предполагается осуществлять при помощи союзников из ССАГПЗ, США и Великобритании. Особое внимание оманцы уделяют обороне зоны Ормузского пролива, соединяющего Аравийское море с Персидским заливом.

Сухопутные войска (25 тыс. чел.) составляют основу оманских ВС. Их главное вооружение представлено 117 основными (М60 и «Челленджер-2») и 37 легкими танками «Скорпион», 132 артиллерийскими орудиями, в т. ч. 24 самоходными, 48 ПТРК, 216 БТР, 54 ПЗРК. В США в заказано 130 ПТРК «Джавелин». Изучается возможность закупки в ЮАР легких танков «Мамба» и 25 самоходных гаубиц G-6. Рассматривается вопрос о закупке 155-мм легких гаубиц для замены 130-мм пушек китайского производства. В Норвегии приобретена тактическая система связи, а в США — разведывательная техника. В целом сухопутные войска Омана по уровню технической оснащенности уступают армиям других стран-членов ССАГПЗ. На их вооружении нет БМП, мало самоходной артиллерии, ПТРК, средств ПВО, разведывательной техники. В то же время оманская армия отличается хорошей боевой выучкой.

ВВС Омана (5 тыс. чел.) предназначены для прикрытия наиболее важных административных, экономических и военных объектов, оказания авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки, переброски войск, военной техники и других грузов. На ВВС возложены также задачи по отслеживанию уровня загрязненности атмосферы и сбору данных о рыбных ресурсах в прибрежных водах. На вооружении состоит 56 боевых самолетов. Основу боевой мощи ВВС составляют 12 тактических истребителей F-16С/D и 16 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар». Также имеется 16 учебных и 16 транспортных самолетов, 41 транспортный вертолет. Оман одним из первых среди арабских стран получил из США высокоточные управляемые бомбы JDAM со спутниковым наведением (84 шт.). В целом по своему техническому оснащению и боевым возможностям ВВС Омана заметно отстают от военной авиации таких стран как Саудовская Аравия и ОАЭ. Слабо развита вертолетная и военно-транспортная авиация. В 2008 г. велись переговоры о закупке в Великобритании 20 новейших истребителей «Еврофайтер Тайфун» для замены самолетов «Альфа Джет». В США планируется приобрести партию транспортных самолетов С-130 и «Скайван», а во Франции 20 многоцелевых вертолетов NH-90. Изучается вопрос о закупке самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай».

В состав ВВС входят подразделения ПВО, имеющие на вооружении модернизированные ЗУР ближнего действия «Рапира» (40 ПУ). Намечено создать радиолокационную сеть раннего предупреждения и модернизировать систему связи ПВО.

ВМС (4,2 тыс. чел.) предназначены для выполнения задач по охране территориальных вод, портов, контроля за входом в Персидский залив, несения морской пограничной службы, охраны рыболовства и 200-мильной экономической зоны, предотвращения нелегальной миграции и контрабанды наркотиков, а также оказания помощи терпящим бедствие в море. Кора-бельный состав представлен семью боевыми кораблями, в т. ч. двумя корветами и 15 боевыми катерами, в т. ч. четырьмя ракетными. Имеется 16 вертолетов ПЛО «Супер Линкс». В Великобритании строятся три океанских патрульных корабля. С Австралией подписан контракт на постройку двух многоцелевых судов, которые при необходимости могут быть использованы для перевозки военнослужащих (до 200 чел.) и транспортных средств. Также в Австралии будет построен скоростной транспортный катамаран «водопрорезающего» типа. Рассматривается вопрос о закупке тральщиков, ракетных и патрульных катеров, судов на воздушной подушке, десантных кораблей. Имеются планы приобретения самолетов морской патрульной авиации.

Султанская гвардия (8,4 тыс. чел.) включает в себя бригаду гвардии, два полка спецвойск, морской отряд и авиационное крыло.

Повышение боеспособности и боевой мощи ВС осуществляется путем их оснащения современными образцами вооружения и военной техники, улучшения качества подготовки всех категорий личного состава. В то же время руководство Омана никогда не ставило и не ставит перед собой задачу создания таких вооруженных сил, которые могли бы вести широкомас-штабные военные действия. Основной упор в военном строительстве в настоящее время делается на создание системы обороны, основанной на мобильных силах, оснащенных бронетехникой, средствами ПВО, а также на сбалансированных по своему боевому составу ВВС и ВМС. Большое внимание уделяется совершенствованию системы военной связи, управлению войсками и разведке. Вместе с тем, приобретение вооружения за рубежом и наращивание военной мощи сдерживается ограниченными финансовыми возможностями страны. Слабой остается ремонтная база. Оманская армия по-прежнему в очень сильной степени зависит от иностранных военных специалистов, особенно в деле эксплуатации и обслуживания вооружения. В целом в вопросах военного строительства Оман ориентируется на Великобританию и США.

Военной промышленностью страна не располагает, но не исключено, что в перспективе будут созданы предприятия по лицензионной сборке отдельных видов вооружений.

Главными партнерами Омана в сфере ВТС являются Великобритания, США, Франция, а также Иордания, Пакистан, ЮАР, Италия. Великобритания оказывает помощь в подготовке военных кадров, проводятся совместные учения ВС двух стран. Великобритания остается ведущим поставщиком оружия, оказывает содействие в ремонте и модернизации вооружения и военной техники. Все больший размах приобретает военное и военно-техническое сотрудничество с США. Американцы помогают в подготовке военных кадров, увеличиваются объемы поставок вооружения. Регулярные военные контакты поддерживаются с Францией, которая оказывает помощь в подготовке офицерских кадров, ремонте и модернизации ранее поставленной техники. Оман активно участвует в военном сотрудничестве в рамках ССАГПЗ. Проводятся совместные учения с ВС Брунея, Египта, Индии, Иордании и Пакистана. Руководство Султаната заявляет о намерении диверсифицировать источники приобретения вооружения и военной техники, что может дать России шанс проникнуть на оманский рынок вооружений.

Комплектование ВС Омана осуществляется путем набора добровольцев. В армии служат до 3700 иностранцев. Это технический персонал, а также много штабных офицеров, в основном англичан и иорданцев. С середины 1980-х гг. неуклонно, хотя и не очень быстро идет процесс оманизации ВС. Национальный офицерский корпус, особенно его высшее звено, состоит преимущественно из представителей влиятельных семейств страны. Оманская армия официально не участвует в политической жизни страны, но остается одним из основных гарантов безопасности монархического режима.

В целом вооруженные силы Омана по своей численности, боеспособности и техническому оснащению в состоянии вести боевые действия лишь ограниченного масштаба и не способны самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабного внешнего нападения. Учитывая недостаточность собственных экономических, финансовых и людских ресурсов руководство Султаната в деле обеспечения внешней безопасности государства продолжит курс на укрепление военно-политических связей с ведущими странами Запада и союзнических отношений с государствами-членами ССАГПЗ.

62.93MB | MySQL:102 | 0,516sec