Актуальная ситуация в Судане: точка зрения Бундестага и правительства ФРГ

Немецкий парламент на специальном заседании рассмотрел гуманитарное положение в Судане, сложившееся после того, как Международный уголовный суд (МУС) в Гааге 4 марта с.г. выдал ордер на арест действующего суданского президента Омара аль-Башира. Одновременно депутаты проанализировали ближайшие перспективы Судана — развитие демократических основ, экономики, аспект сдерживания миротворческими силами военного конфликта в Судане. Озабоченность парламентариев и обращение к суданской теме вызваны обостряющейся гуманитарной катастрофой в Дарфуре.

Напомним: решение о выдаче ордера на арест О. аль-Башира МУС реализовал по требованию главного прокурора МУС Луиса Морено-Окампо, который считает, что имеется достаточная доказательная база для того, чтобы предъявить Аль-Баширу обвинения в преступлениях против собственного народа, в том числе в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые на протяжении многих лет совершаются в суданской провинции Дарфур. Обвинительное заключение вытекает из результатов трехлетнего расследования, которое проведено высококвалифицированными экспертами в области права от имени Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Несмотря на призывы мирового сообщества, правительство Судана отказалось от сотрудничества с МУС и выступило против его решения. Более того, после выдачи ордера на его арест О. аль-Башир посетил с официальными визитами в Эритрею, Египет и Ливию, принял участие в саммите Лиги арабских государств в Катаре. Известно также, что международное сообщество разделилось в вопросах как оценки действий МУС в отношении президента Судана, так и применения статьи 16 Римского статута. На стороне тех, кто поддержал президента Судана, оказалась ЛАГ, поддерживаемая Китаем и Россией.

Какова сегодня реальная картина в Дарфуре? Как изменилась гуманитарная ситуация после выдачи МУСом ордера на арест О. аль-Башира? Эти вопросы оказались в центре внимания депутатов немецкого парламента, рассматривавшего на днях положение в Судане в течение последних месяцев.

Для того чтобы объективно оценить ситуацию, члены бундестага познакомились с двумя основными документами по теме. Первый из них — обращение 43 свободных демократов во главе с Мариной Шустер и Йенсом Аккерманном. Второй документ — ответ на это обращение федерального правительства.

Анализируя общую картину положения, свободные демократы отмечают фон, на котором оказалась возможна трагедия Дарфура.

В обращении свободных демократов указывается, что с начала конфликта в Дарфуре, который начался шесть лет назад, погибли от насилия, голода и болезней, в соответствии с данными ООН, 300 тыс. человек, 2,7 млн суданцев стали беженцами. Из них 250 тыс. человек живут в лагерях беженцев на востоке Чада.

Совместными усилиями ООН и Африканского союза была предпринята миссия по оказанию экстренной гуманитарной помощи жителям Дарфура под названием UNAMID, действующая по решению Совбеза ООН с 31 июля 2007 г. Для ее осуществления было решено создать специальное подразделение из солдат и полицейских численностью 26 тыс. человек. Из них в настоящее время задействовано менее половины. С целью защиты суданских беженцев в лагерях в Чаде в марте 2008 г. была предпринята миссия EUFOR Tchad/RCA. Германия приняла участие в данной миссии, послав четырех офицеров в штаб-квартиру EUFOR в Париже. 15 марта с.г. Евросоюз дал команду начать миссию ООН MIN-URCAT, в которой также участвуют граждане Германии.

Как показали последующие события, в том числе выдача ордера на арест суданского президента, данные действия объективно затруднили выполнение мирного соглашения Север–Юг (Comprehensive Peace Agreement, CPA). Формально завершившаяся в 2005 г. гражданская война в Судане, вызванная непримиримой позицией центрального правительства и крупного повстанческого движения в Южном Судане, по существу продолжается. Народ Судана надеется на реализацию положений соглашения CPA, в числе которых выборы президента Судана и в национальный и региональные парламенты в феврале 2010 г., а также проведение референдума в 2011 г. о возможности предоставления независимости Южному Судану.

Эти и другие меры по выравниванию политической ситуации в Судане, народ которого нуждается в коренных демократических преобразованиях, могут быть осуществлены только при условии решения проблемы Дарфура, который стал синонимом крупнейшей гуманитарной катастрофы начала нового века.

В преамбуле обращения свободные демократы, в частности, указывают: президент Судана предпринял политику прессинга в отношении 13 международных и трех суданских неправительственных организаций, которые много лет оказывают гуманитарную помощь жителям Дарфура. Подобная политика Омара аль-Башира базируется в том числе на обвинениях активистов НПО в шпионаже «в пользу мирового империализма». Причина же заключается в том, что активисты НПО, знакомясь с положением на местах, становятся очевидцами и свидетелями насилия. Их свидетельства — часть доказательной базы, собранной Луисом Морено-Окампо. После того как ряд НПО вынужденно покинул Дарфур, положение в кризисном регионе значительно осложнилось. Требование Совбеза ООН от 26 марта с.г. к президенту и правительству Судана объяснить данное решение было ими проигнорировано. Ввиду катастрофического положения с продовольствием, питьевой водой и медикаментами здоровье 4,7 млн жителей Дарфура находится под угрозой, из них 1,5 млн, по данным Всемирной организации здравоохранения, могут умереть в ближайшие недели.

Данным обстоятельством и продиктована тревога фракции свободных демократов. В своем обращении они указали на необходимость прояснения актуальной ситуации в Дарфуре и предложили федеральному правительству солидный список вопросов — общим числом 32. Список условно можно разделить на четыре группы. Первая группа вопросов содержит требование дать политическую оценку происходящему в Судане после выдачи ордера на арест О. аль-Башира.

«На политическом уровне усилия суданского правительства (так называемая Инициатива суданского народа — Sudan People’s Initiative) и зондаж в Катаре новых позиций по Дарфуру сразу после выдачи ордера на арест президента поставлены в тупиковое положение», — подчеркивается в ответе федерального правительства. В то же время сохраняется надежда на продолжение начатого в феврале с.г. переговорного процесса между официальным Хартумом и повстанческим Югом в лице Движения за справедливость и равенство. Именно так федеральное правительство видит будущие изменения в Северном и Южном Судане, указывается в документе. Там же уточняется, что последовательные шаги в деле соблюдения прав человека в этой африканской стране — принятие закона о выборах, формирование независимой избирательной комиссии, создание графика избирательного процесса. Однако все это лежит в плоскости политических вероятностей. Пока, подчеркивает документ, ситуация в отношении соблюдения основных прав человека в Судане не улучшилась.

Какими федеральное правительство видит ближайшие меры по демократизации Судана? Документ подчеркивает, что политическая жизнь Судана нуждается в переменах. Для этого надо прежде всего провести перепись населения, активизировать деятельность каждого из девяти членов избирательной комиссии во главе с известным политиком Абелем Алиером, успеть внести изменения в законы о прессе и безопасности к февралю 2010 г. Касаясь непосредственного участия Германии, подчеркивается, что федеральное правительство поддерживает план ЕС по наблюдению за выборами и в настоящее время рассматривает серию проектов по финансовому поддержанию данной миссии в объеме 700 тыс. евро.

На вопрос, требует ли федеральное правительство отсрочки действия ордера на арест суданского президента и каково его отношение к статье 16 Римского статута, документ разъясняет: временная отсрочка МУСом разбирательства в соответствии со статьей 16 Римского устава подпадает под юрисдикцию Совета Безопасности ООН, к которому Германия в настоящее время не принадлежит ни в качестве постоянного, ни в качестве временного члена. В Совете Безопасности ООН в настоящее время пока нет необходимого большинства голосов за резолюцию согласно статье 16 Римского статута. Даже если оно появится, Китай, как постоянный член Совбеза, наверняка наложит вето на любой документ, так как имеет жизненно важные — в основном нефтяные — интересы в Судане.

После введения в действие ордера на арест в отношении О. аль-Башира суданское правительство считается стабильным, отмечается в ответе федерального правительства. Гипотеза о том, что позиции президента ослабевают и он может быть лишен каких-то полномочий, ничем не подтверждена. По мнению немецких правительственных кругов, ордер на арест пока не дал очевидных выгод для маневров сил оппозиционных партий.

Когда, с кем и с какими результатами поддерживало в этом году контакты в Судане федеральное правительство? Ответ правительства: «Благодаря посольству в Хартуме и офису в Джубе (Южный Судан) федеральное правительство постоянно контактирует с оппозиционными политиками в различных частях страны. К примеру, в феврале с.г. фонд Фридриха Эберта (Friedrich-Ebert-Stiftung, FES) организовал поездку с целью получения информации о деятельности важнейших оппозиционных партий Судана. Полезными были проведенные с помощью руководства FES переговоры в Министерстве иностранных дел. Кроме того, тогда же, в феврале с.г., государственный министр федерального МИДа Гернот Эрлер имел беседы с представителями двух крупнейших оппозиционных партий — Democratic Unionist Party и Umma.

Вторая группа вопросов связана с военно-политическим противовесом конфликтам в Судане силами UNAMID. Федеральное правительство в этой связи уточняет, что речь идет о соблюдении резолюции № 1769 (2007) Совета Безопасности ООН, по которой в суданской миссии задействованы 19555 солдат. Согласно докладу Генерального секретаря ООН, Совбезу ООН (14 апреля с.г.) по состоянию на 31 марта с.г. в Судане фактически размещены 13134 человека. Из них 6 432 получили мандат полицейских и гражданского персонала. Численность немецких граждан — семь человек полицейских и солдат бундесвера. Планируются как дальнейшее развертывание воинского контингента (будут ли в нем военнослужащие ФРГ, не уточняется), так и обучение полицейских и воинских подразделений для данного развертывания. Определена сумма обучения, включая приобретение оборудования, — 3,95 млн евро. Развертывание силового контингента идет параллельно с процессом укрепления контактов с силовыми ведомствами Аккры (Гана), где расположен Kofi Annan International Peacekeeping T raining Center (KAIPTC), за аренду которого в 2008 и 2009 гг. правительство ФРГ уже заплатило по 1 млн евро. Отметим: на сайте KAIPTC уточняется, что ориентированное на Судан обучение в текущем году представляет собой десять фаз, начиная с февраля по декабрь, включая физическую, психологическую, правовую подготовку и семинарские занятия.

Третья группа вопросов — экономическая поддержка Судана.

Тема о введении международных политических и экономических санкций по отношению к Судану в целом или по отношению к представителям суданских властей, включая членов правительства, не обсуждалась, ответило федеральное правительство на соответствующий вопрос. Если говорить о Евросоюзе, то 16-17 июня 2008 г. его представители на встрече в Брюсселе констатировали лишь тревогу и выразили сожаление в связи с отказом властей Судана от сотрудничества с МУС и поддержку действий Международного уголовного суда, нацеленных на то, что виновные в формировании гуманитарной катастрофы в Дарфуре должны нести за нее полную ответственность.

Отвечая на вопрос депутатов относительно конкретных проектов по оказанию помощи Судану, документ сообщает следующее. Федеральное правительство заинтересовано в возобновлении сотрудничества с Суданом и развитии его национальной экономики. С этой целью разработаны проекты, предусматривающие решение неотложных хозяйственных задач. В частности, предусмотрено долевое участие (10 млн евро) Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) в международных фондах, которые заняты финансированием программ по развитию Юга Судана (Multi-Donor Trust Fund – Southern Sudan (MDTF-S). BMZ выделило также 5 млн евро на поддержку административной реформы в Судане. На текущий год запланированы проекты стоимостью 2 млн евро для развития городского водного хозяйства в Южном Судане, при этом оно будет основано на экспертных оценках немецких специалистов. Указано, что 20 млн евро, выделенные еще на 2008 г. на развитие различных народнохозяйственных секторов, не освоены, что зависит исключительно от политической воли Хартума и его желания сотрудничать с ФРГ. Таким образом, Германия проявляет готовность в кредитовании программ возрождения Судана, прежде всего в социальной сфере, что снизит остроту проблем, остающихся в стороне из-за продолжительного противостояния центральной власти и повстанческих группировок. В настоящее время MDTF-S находится во второй фазе, рассчитанной на три года (2009-2011) и предусматривающей устойчивое водоснабжение городов Торит, Бентиу, Авейл и прилегаюших к ним поселков.

Четвертая группа вопросов — перспективы возобновления гуманитарной помощи жителям Дарфура.

В основе выдворенных из Судана гуманитарных НПО — организации с европейской пропиской: французские Action contre la Faim, Medecins sans Frontieres, Solidarites; швейцарская CHF International; голландская Medecins sans Frontieres; английские OXFAM и Save the Children; норвежская Norwegian Refugee Council и прибывшие из США CARE, International Rescue Committee, Mercy Corps, Save the Children, PADCO. Непосредственно немецкие гуманитарные организации в Дарфуре не задействованы, указывается в правительственном сообщении, однако Федеральное агентство по технической поддержке постоянно оказывает помощь (какую именно, какими силами и в каких объемах — не указано).

Гуманитарная ситуация после решения МУС от 4 марта с.г. о выдаче ордера на арест президента Омара аль-Башира остается напряженной, отмечено в правительственном документе. По оценке ООН, от деятельности отстраненных от работы 13 международных и трех суданских организаций по оказанию чрезвычайной помощи зависела повседневная жизнь не менее 1 млн человек. Суданское правительство заявило, что привлечет к данной работе другие международные НПО, не сообщив, какие именно и когда. Этим объясняется ухудшение гуманитарной ситуации в Дарфуре. Между тем официальные круги Судана сообщают: Дарфуру не грозит катастрофа, что немецкие политики и эксперты ставят под сомнение, учитывая масштабы предшествующих 4 марта с.г. лишений.

Активное распределение гуманитарной помощи структурами Судана (как правительственными, так и локальными НПО) было названо в качестве одного из основных инструментов официального Хартума. И это в определенной степени практикуется. Однако в процессе, названном «суданизация гуманитарной помощи», есть существенные пробелы, указывает федеральное правительство. В частности, не учитываются размеры подлинных потребностей в самом необходимом. Нарушаются основные гуманитарные принципы: нейтральность, независимость, беспристрастность при распределении продуктов питания, воды, медикаментов. По этим причинам без помощи нередко остаются самые слабые: грудные и малолетние дети; больные старики; страдающие неизлечимыми недугами, в том числе и психическими — ввиду массовых изнасилований девочек-подростков; истощенные матери.

Немецкие парламентарии также познакомились с оценкой федеральным правительством позиций по Дарфуру и решению МУС лидеров Африканского союза, ЛАГ, Китая, России, получили ответы об использовании в Судане немецкого стрелкового оружия, о последствиях падения цен на суданскую нефть и на другие вопросы, касающиеся проявлений мирового финансового кризиса в суданском аспекте.

В дополнение к сказанному сообщим, что, согласно информации в Sudan Tribune от 9 июня с.г., правительство Судана объявило, что оно отклонило предложение, выдвинутое генеральным секретарем Лиги арабских государств Амром Мусой о внесении изменений в уголовное законодательство страны. Просьба генсека состояла в том, чтобы включить в свод суданских законов положения Римского статута. Видимо, Амр Муса рассчитывал, что поскольку в мае с.г. Судан добавил в свой уголовный кодекс аспекты «военные преступления», «преступления против человечности», «геноцид», за этим могут последовать и другие изменения, свидетельствующие о подвижках в признании де-факто катастрофы в Дарфуре. Однако Хартум проигнорировал просьбу со стороны влиятельной организации, которая поддерживает режим О. аль-Башира.

Пресс-секретарь суданского МИДа Ас-Садик, мнение которого приводит Sudan Tribune, заявил, что суданское законодательство предусматривает уголовную ответственность за то, что происходит в Дарфуре, в настолько полном объеме, что оно «не нуждается в поправке, включая Римский статут, под которым правительство Судана не подписывалось». Раздражение официального Хартума по поводу решения МУС вызвано и соображениями расистского толка, поскольку выносить решения по Дарфуру должны, как указывается в данном газетном сообщении, «гибридные суды с африканскими и арабскими судьями». Демократия суданского образца остается верной себе. По этой причине ни депутаты бундестага, ни федеральное правительство не испытывают радужных надежд на скорейшее изменение гуманитарной ситуации в Дарфуре.

62.92MB | MySQL:102 | 0,515sec