Два взгляда на ситуацию с безопасностью в Персидском заливе: региональная дипломатия или региональное соперничество

Поскольку президент США Джо Байден планирует посетить Саудовскую Аравию в ближайшие недели, статья в журнале Foreign Affairs, написанная Стивеном Куком и Мартином Индиком на прошлой неделе, привела некоторые доводы в пользу новых американо-саудовских отношений в рамках «стратегического договора». Авторы утверждают, что Байден может использовать перезагрузку в отношениях с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом (MБС), чтобы снизить цены на продовольствие и газ в США, используя избыточные мощности Саудовской Аравии, чтобы успокоить нынешние потрясения на энергетическом рынке. Этот поворот должен усилить электоральную поддержку Демократической партии накануне ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс. Но что более важно в этом случае, «это будет символизировать о новом коллективном подходе по купированию иранской угрозы».   Этот лагерь видных американских внешнеполитических и ближневосточных аналитиков верит в вечный конфликт между Ираном и его арабскими соседями. Аргументы, представленные ими, основаны исключительно на сдерживании и противодействии Ирану, с или без возобновления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), более известного как иранская ядерная сделка. Исследователь Мехран Агирян — директор региональных инициатив Фонда Bourse & Bazaar, аналитического центра, специализирующегося на экономической дипломатии, экономическом развитии и экономической справедливости на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, и кандидат наук в Университете Катара, полагает такой подход излишне оптимистичным и линейным. В данном случае отметим, что приведенные им аргументы против такого плана фактически является позицией Дохи по этому вопросу. В частности, он указывает, что в приведенном анализе  практически нет упоминания о продолжающихся двусторонних переговорах между Ираном и Саудовской Аравией, Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), а также о глубоких отношениях Дохи и Маската с Тегераном. По его оценке, такие аналитики в значительной степени пессимистично настроены по отношению к любому региональному диалогу и отвергают разговоры о всеобъемлющем региональном сотрудничестве. Сторонники этого подхода в Белом доме сейчас обсуждают предложение о создании новой региональной структуры безопасности с противодействием Ирану в качестве общей цели. В Саудовской Аравии Байден попытается провести аналогичную встречу, которую его предшественник провел с арабскими и мусульманскими лидерами, с официальными лицами из всех стран ССАГПЗ, а также Иордании, Египта и Ирака. Ожидается, что на предстоящей встрече будет объявлено о новом совместном партнерстве в области воздушной и противоракетной обороны между участвующими арабскими государствами, Соединенными Штатами и Израилем, получившем название «Ближневосточный альянс противовоздушной обороны». Идея, поддержанная двухпартийным законопроектом в Конгрессе, заключается в «создании региональной сети радаров, датчиков и систем противовоздушной обороны, которые будут подключены для раннего предупреждения и перехвата атак». Израильский фактор является ключевым в этом контексте. Поскольку «соглашения Авраама» ведут к новым политическим и экономическим партнерствам, особенно между ОАЭ и Израилем, Белый дом стремится добавить к соглашениям главную изюминку: нормализацию отношений Саудовской Аравии с Израилем.

Байдену не нужно убеждать МБС или правительство Саудовской Аравии сотрудничать с Израилем. Во всяком случае, Израиль и Саудовская Аравия тесно сотрудничают по нескольким региональным вопросам, по крайней мере, с 2015 года. В марте МБС заявил, что «мы рассматриваем Израиль не как врага, а скорее как потенциального союзника во многих интересах, которые мы можем преследовать вместе, но некоторые вопросы должны быть решены, прежде чем мы сможем достичь этого». КСА уже взаимодействовало с Израилем на нескольких фронтах официально, и довольно часто через закулисные и тайные соглашения. Ожидается новое трехстороннее соглашение между Саудовской Аравией, Израилем и Египтом по островам Красного моря. Израильским гражданским самолетам также было разрешено использовать воздушное пространство Саудовской Аравии, направляясь по определенным маршрутам, и в ближайшее время ожидается их увеличение. Есть надежда, что нормализация отношений с Саудовской Аравией, по словам Кука и Индика, «еще больше узаконит военную роль Израиля в арабском мире и облегчит стратегическое сотрудничество против Ирана». Мехран Агирян особо указывает на то, что сами страны региона рассматривают другие варианты и, похоже, вновь уделяют внимание дипломатии с Ираном. В годы президентства Д.Трампа Саудовская Аравия, а также ОАЭ и Бахрейн полностью поддерживали кампанию максимального давления Вашингтона на Иран, даже иногда формируя основную систему поддержки ближневосточной политики Трампа, наряду с Израилем в качестве нового партнера. Но эти тесные отношения с США и Израилем в то время не привели к тому, на что они надеялись. И Саудовская Аравия, и ОАЭ столкнулись с атаками беспилотными летательными аппаратами  и ракетными обстрелами морских судов недалеко от порта Фуджейра в ОАЭ и нефтяных установок компании Saudi Aramco в Хураисе и Абкаике. Эти атаки, которые в значительной степени приписывались Ирану и его прокси, показали принципиальную незаинтересованность США в вовлечении в военный конфликт в регионе, что в конечном счете  побудило Эр-Рияд и Абу-Даби напрямую взаимодействовать с Ираном. Сам Эр-Рияд начал открывать дверь для дипломатии с Ираном, которую он закрыл в 2016 году. Вскоре после нападений в конце 2019 года Саудовская Аравия вступила в закулисные переговоры с Ираном, в первую очередь при посредничестве Ирака. На сегодня они прерваны и ведутся опосредованно через ливанскую «Хизбаллу». Но этот канал дипломатии работает, что доказало существование долгосрочного перемирия в Йемене. Переговоры также привели к увеличению иранского дипломатического представительства при Организации исламского сотрудничества, базирующейся в Саудовской Аравии, участию иранских паломников в предстоящем хадже, а также примирительным и позитивным заявлениям лидеров обеих стран в поддержку восстановления дипломатических отношений. В том же интервью в марте МБС также сказал: «У нас были обсуждения, и мы слышали много заявлений от иранских лидеров, которые очень приветствуются в Саудовской Аравии». Он добавил: «Я надеюсь, что мы сможем достичь позиции, которая хороша для обеих стран, и светлого будущего для Саудовской Аравии и Ирана». На прошлой неделе премьер-министр Ирака посетил Саудовскую Аравию и Иран в надежде возобновить шестой раунд переговоров между двумя странами в Багдаде. Это следует за многолетними усилиями Ирака утвердиться в качестве игрока в региональной дипломатии. Менее года назад Ирак успешно провел первую Багдадскую конференцию по сотрудничеству и партнерству, на которой впервые за многие годы собрались региональные официальные лица. Инициатива, поддержанная Францией, сыграла важную роль в инициировании всеобъемлющей многосторонней дипломатии и диалога в регионе. Также ведутся переговоры о том, чтобы Ирак принимал и содействовал диалогу между другими арабскими странами и Ираном, в том числе с Иорданией и, возможно, с Египтом. Параллельно с Саудовской Аравией ОАЭ были еще более настойчивы в своем стремлении возобновить  экономически выгодные связи с Тегераном. Таким образом ОАЭ постепенно восстанавливают свою роль ведущего партнера по импорту из Ирана, роль, которую они потеряли во время кампании «максимального давления» на Иран. Более того, официальные лица в ОАЭ едут в Тегеран и принимают своих иранских коллег в Абу-Даби и Дубае. Экономические отношения восстановились так быстро, что администрация Байдена почувствовала необходимость направить делегацию Министерства финансов, чтобы напомнить должностным лицам ОАЭ о санкциях в отношении Ирана и их обязательстве соблюдать их.

Помимо постепенной разрядки отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ, связи ИРана с Оманом и Катаром имеют решающее значение при рассмотрении геополитики региона. В политическом плане Иран и Оман поддерживают непрерывные дружеские отношения более пяти десятилетий. Президент Ирана назвал Оман «искренним и надежным другом» во время своего визита в Маскат в мае. Между двумя странами существует множество совместных экономических проектов, и даже ведутся переговоры о возобновлении предложения о прокладке газопроводов между ними. То же самое относится и к ирано-катарским отношениям, по крайней мере, с 2017 года. Благодаря постоянной поддержке Ираном Дохи в течение трех лет блокады Иран и Катар укрепили свои связи до более глубокого стратегического и экономического сотрудничества. Эмир Катара дважды посещал Иран в течение одного года и принимал президента Ирана в Дохе в мае. В то же время Оман и Катар активно содействуют и выступают посредниками в переговорах между Ираном и Соединенными Штатами, чтобы как успокоить региональную напряженность, так и вернуть Тегеран и Вашингтон в СВПД. В 2012-2013 годах султан Омана Кабус сыграл ключевую роль в том, чтобы усадить Иран и Соединенные Штаты за один стол переговоров, и та же политика продолжалась при султане Хайтаме. Сегодня эмир и министр иностранных дел Катара взяли на себя эту роль и занимались челночной дипломатией между Тегераном и Вашингтоном. Она началась в 2017 году, чтобы разрядить напряженность в регионе Персидского залива, а теперь в попытке приблизить обе стороны к соглашению. Из-за доверия, которое было достигнуто как с Ираном, так и с Соединенными Штатами, Доха была выбрана в качестве города проведения непрямых переговоров при посредничестве ЕС между ведущими иранскими и американскими переговорщиками. Вместо того, чтобы рассматривать эти события в общей динамике развития региональной дипломатии, Кук и Индик утверждают, что Байдену следует «позаимствовать из Закона об отношениях с Тайванем и взять на себя обязательство рассматривать нападение на Саудовскую Аравию как угрозу миру и безопасности в Персидском заливе», а также «заключить стратегическое рамочное соглашение с Саудовской Аравией, как это было сделано с Сингапуром, принять обязательство предоставить необходимые вооружения, чтобы Саудовская Аравия могла поддерживать достаточные возможности самообороны», и даже «рассмотреть возможность распространения ядерного зонтика на Саудовскую Аравию». По их мнению, решение заключается не в дипломатии с Ираном, а в эскалации жесткой силы и конфронтации в регионе Персидского залива. Предложенный ими договор предполагает, что региональная дипломатия потерпит неудачу, что приведет к конфронтации, которую могут разрешить только жесткие силовые решения. Мехран Агирян в этой связи уверен, что  региональные игроки менее пессимистичны в отношении перспектив дипломатии — в конце концов, именно поэтому двусторонние и многосторонние переговоры продолжаются с беспрецедентной динамикой. Это не значит, что Саудовская Аравия или другие государства ССАГПЗ не хотят гарантий безопасности от США; они хотят, особенно учитывая нынешнюю ситуацию с безопасностью в регионе. Есть даже переговоры об усилении и расширении пактов о безопасности с Соединенными Штатами и даже стремление к соглашениям на уровне договоров. Но такие усилия лишь увековечивают статус-кво напряженности и конфликтов в регионе. При таком сценарии Иран будет вынужден снова использовать свои ограниченные козыри, как это было в 2019 и 2020 годах, для создания рычагов давления на своих противников, и тот же цикл эскалации и напряженности снова вернется, чтобы осложнить ситуацию в регионе. Региональная дипломатия, происходящая между Ираном, Ираком и государствами ССАГПЗ, является важным фактором в новом перестановочном многополярном порядке в Персидском заливе и должна учитываться в политике Вашингтона в отношении региона. Администрация Байдена должна привести в действие новую ближневосточную политику, которая оставляет странам региона возможность участвовать в двусторонней и многосторонней дипломатии. Навешивание ярлыков на страны региона как на изгоев или партнеров приводит к сомнительному двоякому варианту, который приведет только к просчетам и возможному провалу политики США в регионе. Если США хотят уменьшить или увеличить свое присутствие в регионе, ключевым моментом является возрождение СВПД. Все государства ССАГПЗ также совместно выразили свою поддержку СВПД на двух отдельных встречах с официальными лицами США и ЕС еще в ноябре 2021 года. Государства ССАГПЗ, в частности Катар, Оман и ОАЭ, будут меньше беспокоиться о своих финансовых отношениях с Ираном после восстановления СВПД. В недавнем отчете Мехрана Агиряна для Фонда Bourse & Bazaar были обозначены новые горизонты региональной дипломатии в Персидском заливе и утверждалось, что существует множество способов, с помощью которых страны региона могли бы использовать экономические связи и экономический потенциал региона для создания новых взаимозависимостей и экономической интеграции в регионе.  Указывается, что это послужило бы средством разрешения конфликтов и устойчивого экономического развития в регионе, которое следует осуществлять в тандеме с продолжающимися политическими диалогами и диалогами по вопросам безопасности. Сохраняющаяся в американском истеблишменте тенденция рассматривать регион в двоичных терминах больше не реалистична, особенно учитывая многочисленные региональные диалоги и возобновление внимания к дипломатии. Предлагаемый договор закрывает дверь для дипломатии с Ираном. Это не будет сдерживающим фактором для действий Ирана, потому что подобные инициативы никогда не сдерживали действия Ирана в прошлом, и думать, что они будут в будущем, бесполезно. Таким образом, предлагаемое соглашение, по факту является только сдерживающим фактором для региональной дипломатии.

52.31MB | MySQL:103 | 0,478sec