Об очередном заседании турецкой оппозиционной «шестерки»

С выдвижением президента Реджепа Тайипа Эрдогана кандидатом в президенты от Народного альянса, в Турции стартовала предвыборная гонка. При этом оппозиция со своим кандидатом официально не определилась, держа паузу в вопросе. Что не мешает оппозиционной «шестерке» Национального альянса вести свою предвыборную компанию с неопределенным первым лицом. Эта кампания предполагает регулярные встречи лидеров Народно-республиканской партии, Хорошей партии, Партии демократии и прорыва, Партии будущего, Демократической партии и Партии счастья. Для демонстрации своего единства партии Национального альянса после своих заседаний публикуют официальные заявления по актуальным вопросам повестки дня. 3 июля состоялось очередное, пятое по счету заседание на территории Хорошей партии Турции.

Обратимся к тому, чем увенчалось это мероприятие. Приводим ниже текст совместного заявления оппозиции. Перевод текста и выделение отдельных слов и словосочетаний жирным шрифтом является неофициальным, авторским:

«Сегодня мы провели пятое заседание процесса сотрудничества, который мы начали с большой решимостью, чтобы залечить раны, нанесенные системой президентского правления, которая наносит большой экономический, социальный и психологический ущерб нашей стране и нации, и восстановить установление верховенства закона и политической морали. Встреча принята генеральным секретарем Хорошей партии Мераль Акшенер.

Мы полны решимости построить «Турцию завтрашнего дня», где царит мир перед лицом грязной политики правительства, которое стремится поддерживать порядок интересов посредством этой поляризации, которая разделила нашу нацию и объявила их врагами друг другу.

Пользуясь случаем, мы еще раз с уважением и милосердием чтим память наших граждан, погибших в Мадымаке и Башбагларе 29 лет назад. Мы ещё раз объявляем о том, что нами будет извлечен урок из пережитого, мы отрицаем это понимание политики, этот язык ненависти, который стал причиной пережитого нами горького опыта. Мы объявляем о том, что мы обязательно построим общественный мир на нашей родине.

На сегодняшней встрече мы обсудили этап нашего сотрудничества, проблемы, стоящие на повестке дня нашего государства, и новые шаги, которые необходимо предпринять для решения этих проблем.

Как председатели шести политических партий, мы ранее поделились с нашей нацией текстом «Наше соглашение об усиленной парламентской системе» и «Основные принципы и цели». Кроме того, общественности была представлена ​​работа назначенных нами Комиссий по безопасности выборов и институциональным реформам.

Комиссия по конституционно-правовым реформам продолжает свою работу на постоянной основе.

Понятно, что политика, которую пытается проводить правительство в последнее время, направлена ​​на обретение перманентного характера закрытой от мира авторитарной структуры. В этих рамках решения, принятые BDDK (Совет по надзору и регулированию банковской деятельности – прим.) на прошлой неделе, ясно рассматриваются как этап перехода от системы свободного обмена к системе контроля за движением капитала.

Дополнительный бюджет, представленный Великому Национальному Собранию Турции политической властью в июне, является признанием банкротства экономической политики. Правительство, в очередной раз, дало понять, что оно выбрало борьбу не с инфляцией и безработицей, не с бедами фермеров, госслужащих и пенсионеров. Оно открыто заняло сторон подельников из числа строительных подрядчиков и процентных лоббистов.

Как председатели (своих партий – И.С.), мы подтверждаем нашу решимость бороться с попытками правительства втянуть нашу страну в закрытую экономико-политическую систему, которая осталась в прошлом веке.

Чтобы покончить с высокой инфляцией и безработицей, чтобы обеспечить процветание нашим фермерам, рабочим, промышленникам, владельцам магазинов, государственным служащим и пенсионерам, как гарантию стабильной, эффективной, конкурентоспособной экономики, в которой приоритет отдается занятости, мы полны решимости не приговаривать ни одного члена нашей страны к минимальной заработной плате ниже черты бедности.

С другой стороны, законопроект о дезинформации в повестке дня Великого Национального Собрания Турции, который по сути является цензурой, направлен на наказание политической и социальной оппозиции путем объявления их виновными и нанесения ущерба демократической избирательной среде. Отсрочка принятия закона о дезинформации никогда не приведет нас к самоуспокоенности. Мы будем сохранять нашу решительную позицию по защите свободы печати и выражения мнений.

Последним пример случаев рассеянности, бесцельности и недальновидности, наблюдаемых во внешней политике Турции в последние годы, зависящей от личных и реактивных предпочтений, был отмечен во время саммита НАТО в Мадриде. Текст трехстороннего Меморандума, не связывающий правомерные требования Турции с конкретными гарантиями, не имеет никакой ценности, кроме использования его в качестве внутриполитического инструмента.

В этих рамках, мы будем управлять внешней политикой в ​​соответствии с национальными, а не с личными интересами. Мы построим страну, которая не будет расшатывать репутацию Турции. Мы сделаем ее влиятельной, уважаемой и самой сильной страной в регионе

Мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что:

С 2018 года, когда мы перешли на систему президентского правления, мы столкнулись с несправедливой, незаконной и произвольной практикой, искаженными и аморальными критериями, когда удовлетворяется только политическая власть и горстка меньшинств, а наши граждане сокрушаются и бунтуют.

Система президентского правления, основанная на доминировании одного человека и определяемой им узкой группы, лежит в основе всех проблем, с которыми сталкивается наша страна, которые особенно возросли в геометрической прогрессии за последние четыре года и стали тяжелым бременем для нашей нации.

Путь к преодолению этих проблем, путь к преодолению усилий политической власти и её партнёров по полному изменению повестки, состоит в том, чтобы как можно скорее принести урну для голосования в нашу страну, чтобы внедрить «Усиленную парламентскую систему», основанную на нашем национальном суверенитете, придерживаясь наших республиканских ценностей и принципов демократического правового государства.

Вот почему наши цель с «Усиленной парламентской системой»:

Наша цель — устранить все препятствия перед нашей молодежью, включая безработицу, на которую они обречены, и обеспечить свободы, которые пытаются подавить, и дать им возможность осуществить свои мечты.

Поддерживать наши предприятия, чтобы конкурировать с зарубежными компаниями и создавать ценность бренда как на национальном, так и на международном рынках.

Дать возможность нашим торговцам, производителям, промышленникам и фермерам предлагать потребителям качественную продукцию по доступным ценам и зарабатывать на том, что они производят.

Это достижение того качества жизни, которого заслуживают наши государственные служащие, рабочие и пенсионеры.

Искоренение бедности, особенно бедности женщин и детей, с помощью инклюзивной политики должно гарантировать, что каждый член нашей нации получит справедливую долю благосостояния.

Одним словом, это изменение не только в системе управления, но и в нашей жизни в целом. Чего мы заслуживаем как нация, так это иметь счастливую и процветающую Турцию, достойную 21 века.

Мы хотим, чтобы об этом знали:

Те, кто пытается свести консультационный механизм, созданный шестью политическими партиями, чтобы встречаться в духе здравого смысла и разумности, к дебатам о кандидатах, никогда не смогут прервать нашу работу, которую мы рассматриваем как большое достижение для будущего нашей нации и страна.

Мы еще раз заявляем, что:

13-й президент Турции будет кандидатом сторонников демократии, выступающих за усиленную парламентскую систему.

В связи с этим мы молим Всемогущего Аллаха, чтобы Курбан-Байрам, который наступит 9 июля 2022 года, принес благословение нашему любимому народу и всему исламскому миру».

В ответ на это заявление один из ведущих турецких политологов, генеральный секретарь проправительственного Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран. 9 июля во влиятельной газете Sabah, с дублированием на сайте Фонда, им была опубликована статья под заголовком: «Четыре драматичных противоречия шестисторонней платформы».

Под заголовком значится: «Проблема с определением кандидата (на пост президента страны) — лишь одно из четырех противоречий шестисторонней платформы. Эти противоречия выходят на первый план, поскольку клей, скрепляющий платформу (против Эрдогана и предложение об усиленной парламентской системе), недостаточен, чтобы вселить надежду в избирателей».

Цитируем материал маститого турецкого политолога, выделяя жирным шрифтом наиболее существенные моменты:

«Используя результаты выборов в Додурга (северная центральная часть Турции) как возможность, председатель Хорошей партии Акшенер снова призвала «принести урну для голосования». Призыв к немедленным выборам также был включен в декларацию пятого заседания шестисторонней платформы. Эта риторика оппозиции «несите урну», которая последние три года постоянно требует досрочных выборов, не имеет ни смысла, ни эффекта. По сути, это оборонительный и утомительный призыв в ответ на вопрос «Где ваш кандидат?» после объявления кандидата от Народного альянса (действующий президент Р.Т. Эрдоган). На самом деле, выборы уже приближаются, осталось 11 месяцев. С другой стороны, Народный альянс ставит на повестку дня противоречия шестистороннего альянса.

После президента Эрдогана председатель Партии националистического движения Бахчели также критикует качества возможного единого кандидата от оппозиции.

В конце концов, в своем последнем заявлении Бахчели оценил описание кандидата от шестисторонней платформы в их последнем заявлении следующим образом: «кандидат-кукла, пассивный, неэффективный, который уступит свое место, когда это будет уместно, выполняющий дистанционные команды и сгибающий свою шею». Он сказал, что наша нация не выберет кандидата в президенты, который является «утвержденной пешкой».

Проблема профиля кандидата — лишь одно из четырех противоречий 6-сторонней платформы. Эти противоречия выходят на первый план, поскольку клей, скрепляющий платформу (против Эрдогана и предложение о внедрении усиленной парламентской системы), недостаточен, чтобы вселить надежду в избирателей. Вот четыре взаимосвязанных противоречия, которые заставляют избирателей думать, что оппозиция не может управлять страной.

  1. Противоречие системного предпочтения: заметно (электорат видит – И.С.), что лидерам оппозиции трудно перейти на парламентскую систему, даже если они выиграют президентские выборы. Не говоря уже о референдуме после выборов 2023 года и неопределенности, которую принесут новые выборы. Поэтому они обсуждают формирование коалиционной структуры, которая просуществует пять лет. Другими словами, речь идет об установлении временной формы правления на основе парламентской системы в президентской системе. Обсуждаемая гибридная структура противоречит природе того, что называется властью, а также проблемам, которые она вызовет с точки зрения конституционных полномочий и ответственности. Было бы более последовательно, если бы они предложили другую президентскую систему.
  2. Противоречие в профиле кандидата: оппозиции также очень сложно определить, каким будет президент, находящийся в центре нынешней системы. В диссонансе две цели. Во-первых, он будет символичным (то есть, фигура кандидата должна быть символична сама по себе, вроде того же Экрема Имамоглу, мэра Стамбула, победившего несмотря на сопротивление власти – И.С.), будет действовать, исходя из желаний председателей (оппозиционных партий – И.С.) и он даже скажет, что потом передаст им свои полномочия. С другой стороны, он продемонстрирует эффективность и лидерство, способные победить профиль такого сильного президента как Эрдоган. В случае победы, он будет иметь полномочия и обязанности в соответствии с президентской системой и будет координироваться с шестью председателями (партий – И.С.), которые будут управлять страной в рамках парламентской системы. Его будут критиковать за то, что он поставил под опеку 50 процентов плюс 1 голос. Он также возьмет на себя ответственность за борьбу за власть шести генеральных секретарей. Символический профиль президента, созданный фразой «Мы не хотим нового Эрдогана», будет разрушен в тисках власти, ответственности и производительности.
  3. Противоречие полномочий и распределения власти в коалиции: шестисторонняя платформа пытается создать конкретный переходный процесс и структуру коалиции до выборов. Перед выборами очень сложно убедить избирателей с точки зрения целостности в образах, которые будут давать кандидаты в президенты с разными политическими взглядами и взглядами. В случае их победы, получится шесть и даже семь партий, если добавить Партию демократии народов, националистической, либеральной и социал-демократической идеологии. Коалиция из 7 партий может принять беспрецедентно неорганизованную, неэффективную и хаотичную форму. Все ещё на памяти провалы и кризисы двух- и трехпартийных коалиций 1990-х годов. Мы даже не можем представить борьбу за власть причудливой коалиции из 7 партий.
  4. Противоречие общего видения / программы: коалиции партий с противоположными взглядами также очень трудно предложить избирателям общее видение того, что они могут управлять страной. Может быть, они смогут сформировать слабые и незатейливые компромиссы по важнейшим вопросам Турции, таким как борьба с терроризмом, внешняя политика и экономика. Однако это двусмысленная позиция перед лицом единства Народного альянса, и если они создадут амбициозную программу, включающую курдский вопрос, шесть партий не смогут остаться вместе. Если они довольствуются абстрактными принципами, они не могут достучаться до электората. Шестисторонняя платформа будет ещё очень много собираться, чтобы найти формулу для одновременного управления этими четырьмя противоречиями.

На самом деле, приведенное выше – это, пожалуй, наилучший обзор тех проблем, которые является собой шестипартийная коалиция. На фоне того, как заявление оппозиции (см. выше) носит довольно абстрактный характер, изложенные Бурханеттином Дураном проблемы – более чем конкретны и несут реальную угрозу утраты страной управляемости в том случае, если победа на выборах будет одержана оппозицией.

Эти вопросы органично дополняют внешнеполитическую повестку действующей турецкой власти. В том смысле, что президент Р.Т. Эрдоган и его коалиционный альянс предлагают избирателю идею об имперском величии страны – с одной стороны. А, с другой стороны, продвигает тему о том, что оппозиция не просто не в состоянии добиться заявленных целей. По мнению власти, которое она, надо сказать – аргументированно, обосновывает, получается, что оппозиция ввергнет страну в хаос, который продлится не один год.

И если турецкой власти удастся убедить широкий электорат в реальности подобной перспективы, то надо сказать, что у действующей власти возникает шанс на то, чтобы одержать победу на выборах 2023 года. Шанс, впрочем, очень шатки. Но оппозиция дала власти шанс тем самым фактом, что её попросту стало очень много для одного властного кабинета.

52.33MB | MySQL:103 | 0,486sec