Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 42

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

По оценке посла Израиля на Украине Михаила Бродского, который находится в отпуске, «война на Украине, скорее всего, затянется надолго и, по всей вероятности, ситуация будет ухудшаться, прежде чем станет лучше». Он выступил в Иерусалиме на ежегодной церемонии вручения наград Всемирного центра Бней Брит за выдающиеся достижения в подготовке репортажей о диаспоре за 2022 г. (с 2014 г. награды вручаются также эстрадным артистам, которые своим творчеством способствовали развитию отношений с диаспорой). Посол похвалил профессионализм израильских журналистов, «которые освещают войну, часто рискуя собственной жизнью». Один из призеров Исраэль Кацовер, репортер и аналитик ивритоязычной ежедневной газеты «Хамодия» (Hamodia), призвал украинских евреев совершить алию: «У вас нет другого места, кроме как в Эрец-Исраэль». Он и двое других журналистов – Ариэль Кахана, политический корреспондент «Исраэль ха-Йом» (Israel Hayom), и Шломо Накдимон из «Едиот ахронот» (Yediot Aharonot) – либо поработали на Украине, либо сами выходцы с Украины[i].

М.Бродский объяснил, что, «хотя эта война – не война Израиля, в каком-то смысле, таковой она и является, потому что Израиль чувствует ее влияние». Газета «Джерузалем пост» (Jerusalem Post) отмечает, что его выступление состоялось в тот день, когда в Израиль прибыл 30-тысячный украинский гражданин с начала военных действий между Россией и Украиной.

По его словам, «за три дня до войны он оказался перед дилеммой. Отправить ли своих сотрудников домой в Израиль или оставить их на Украине, чтобы помочь оказавшимся в затруднительном положении израильтянам, украинским евреям и другим людям, которые отчаянно пытаются добраться до границы? Конечно, они остались и помогали по-разному, независимо от того, были ли несчастные люди и их семьи евреями или нет».

Таким образом, «хотя это не та война, в которой Израиль принимает непосредственное участие, Израиль затронут, и ему приходится обдумывать многие вопросы. Необходимо ли проявлять солидарность с добропорядочными государствами? До каких пределов может продолжаться эта война? Есть ли вероятность превращения ее в ядерную?». При этом он отметил, что кроме могилы раввина Нахмана из Умани у Израиля нет стратегических интересов на Украине. По его словам, «даже когда есть опасность для совершения молитв у его могилы, многие верующие упорствуют и продолжают это делать».

По поводу России М.Бродский сказал, что «большой вопрос для Израиля заключается в том, быть ли частью Запада и его санкций против Москвы или поддерживать с ней стратегические отношения». Утверждая, что нет сомнений в том, что Израиль на стороне Украины, он, тем не менее, предупредил, что израильское руководство должно быть осторожно в своих высказываниях и действиях.

Что касается экономической составляющей проблемы, М.Бродский отметил, что до войны Украина считалась житницей мира. Он напомнил, что «арабская весна» была спровоцирована постоянно растущими ценами на продовольствие, как это происходит сегодня во многих странах мира, т.к. «с началом войны вывозить пшеницу из Украины становится все труднее. Дорожают не только продукты питания, значительно выросли цены на топливо, экономическая нестабильность нарастает». Вдобавок ко всему этому М.Бродского настораживает влияние России на Ближнем Востоке в целом и в Сирии в частности. По его словам, «это нехорошо для Израиля».

Израильский посол затронул также «мало кому известную за пределами индустрии высоких технологий тему – около 30 000 украинских программистов работают в израильских высокотехнологичных компаниях. Некоторым удалось выбраться из Украины, но большинство было вынуждено остаться».

Стоит отметить, что за неделю до начала военной операции на Украине в условиях нарастания напряженности в отношениях между Россией и Украиной «Джерузалем пост» писала о том, что «Израиль готовится к возможной нехватке зерна, строительных материалов и, вполне возможно, яиц. Однако в случае потенциального конфликта в стране стартапов [каковой считает себя Израиль – прим. автора] сильно пострадает отрасль высоких технологий». На тот момент потенциальный конфликт между Россией и Украиной рассматривался как «угроза для многих израильских хай-тек компаний, которые полагаются на украинских сотрудников в развитии и поддержке бизнеса». Специалисты отмечали, что «Украина является важнейшим элементом израильской технологической индустрии, поскольку многие технологические компании в Израиле передают свою работу на аутсорсинг в эту восточноевропейскую страну, и извлекают из этого большую пользу. Более низкая стоимость жизни означает, что работа дешевле, один и тот же часовой пояс означает более тесную связь со штаб-квартирой, а история Израиля с приемом украинских иммигрантов означает, что нужно преодолевать меньше культурных барьеров». Многие израильские компании конкурировали на Украине за местных талантов. Украина рассматривалась в качестве второй после самого Израиля страны, в которой происходил поиск и борьба за сотрудников израильских компаний[ii].

М.Бродский в своем выступлении отметил, что «команды программистов могут работать дистанционно, но строители должны работать на месте. Проблема в том, что по закону трудоспособные мужчины должны идти в армию, им не разрешают покидать страну, строители должны идти в армию и оставаться на Украине. Это пагубно сказывается на различных строительных проектах в Израиле». По словам посла, «до войны многие израильтяне вложили значительные средства в недвижимость на Украине. Потенциал тогда был огромен. Но война перевернула индустрию недвижимости с ног на голову, и израильтяне понесли тяжелые потери».

Посол отметил «возможно, худший результат [ситуации на Украине] для еврейского мира». Он «заключается в том, что отношения с российскими евреями ухудшились, потому что они подвергаются наказанию, как и остальная Россия, что исключает участие России в Маккабиаде [Маккабианских играх, международных спортивных соревнованиях по образцу Олимпийских игр, которые также раз в четыре года проводятся в Израиле Всемирным спортивным обществом «Маккаби» среди израильских граждан разных вероисповеданий и этнических групп с целью усиления чувства принадлежности к единому народу – прим. автора]. «Евреи в России страдают от международных санкций», – посетовал М.Бродский.

Его рассуждения о политике России в отношении Украины иудеоцентричны, т.к. нацизм он сводит к антисемитизму. Желание России «денацифицировать» Украину он называет «абсурдным, учитывая, что президент и предыдущий премьер-министр Украины – евреи, как и несколько человек в правительстве и парламенте». Он отмечает, что «еврейский вопрос на Украине стоит остро», «украинцы знают о Холокосте, о Бабьем Яре и проводят параллели с тем, что происходит сегодня» в результате действий России. «Эта тема постоянно всплывает в дискуссиях о судьбе Украины», – сказал М.Бродский.

С точки зрения Израиля, «эта война должна закончиться как можно быстрее», – заключил М.Бродский. «Проблесков света нет. Мы только начинаем видеть последствия»[iii].

[i] Ukraine Russia war likely to get worse before it gets better — Israeli diplomat // Jerusalem Post. 07.07.2022. https://www.jpost.com/international/article-711406

[ii] Why are Israeli hi-tech companies bracing for conflict in Ukraine? // Jerusalem Post. 15.02.2022. https://www.jpost.com/business-and-innovation/article-696461

[iii] Ukraine Russia war likely to get worse before it gets better — Israeli diplomat // Jerusalem Post. 07.07.2022. https://www.jpost.com/international/article-711406

53.13MB | MySQL:103 | 0,447sec