О влиянии фактора нарушений прав человека в Йемене на американо-саудовские отношения

В прошлом году Совет ООН по правам человека проголосовал за прекращение мандата экспертов, расследующих военные преступления в Йемене, что стало ударом по западным странам, которые хотели продолжения расследования. Правозащитные организации обвинили Саудовскую Аравию в лоббировании закрытия организации. Королевство не является членом Совета ООН по правам человека с правом решающего голоса. Теперь администрация президента США Дж.Байдена стремится создать международный комитет для документирования и отчетности о нарушениях прав человека в Йемене, в который в качестве «партнера» будет включен Президентский руководящий совет Йемена, поддерживаемый Саудовской Аравией. Абдулрашид аль-Факих, известный йеменский правозащитник, раскрыл план США в интервью The Guardian. «Они работают над очень, очень плохим механизмом, который может заменить [орган ООН]. Во-первых, отправной точкой является то, что мандат является слабым, а во-вторых, он вообще не является независимым», — сказал он.  сказал он. Аль-Факих назвал предложение Госдепартамента «пощечиной» гражданским жертвам войны. Он является соучредителем и исполнительным директором Mwatana for Human Rights, группы, которая отслеживает и документирует военные преступления, произвольные задержания, насильственные исчезновения и ограничения в отношении СМИ. Представитель Госдепартамента США признал, что переговоры о создании международного механизма для устранения нарушений прав человека в Йемене ведутся, но при этом отрицал, что обсуждается вопрос о включении в эту структуру Президентского руководящего совета. «Соединенные Штаты были глубоко разочарованы прекращением деятельности Группы видных экспертов ООН в Совете по правам человека в прошлом году. Мы по-прежнему привержены сотрудничеству с нашими партнерами, включая правительства и гражданское общество, по созданию нового международного механизма для документирования и отчетности о нарушениях и злоупотреблениях в области прав человека в Йемене», — заявил этот представитель. Отметим в этой связи, что одним из ключевых вопросов в рамках расследования военных преступлений в Йемене является вопрос о финансовой компенсации родственникам погибших мирных жителей.  При этом воюющие стороны Йемена до сих пор не выполнили государственные и международные обязательства по предоставлению репараций гражданским жертвам конфликта в стране, говорится в новом июльском докладе «Возвращение к нулю: дело о возмещении ущерба гражданским лицам в Йемене», который был выпущен организацией Mwatana for Human Rights и Международной правозащитной организацией Алларда К. Левенштейна при Йельской школе права. В десятках интервью, проведенных в период с мая 2020 года по январь 2022 года, йеменская организация Mwatana for Human Rights обнаружила, что все родственники жертв потерпели неудачу в рамках попыток получения компенсаций со стороны коалиции во главе с Саудовской Аравией, международно-признанного правительства Йемена и движения хоуситов, все из которых взяли на себя обязательства по предоставлению компенсации. Возглавляемая Саудовской Аравией коалиция, основным партнером которой являются ОАЭ, создала комиссию по выплате компенсации жертвам авиаударов только в 2018 году, поскольку международное давление с требованием привлечения к ответственности нарастало. Год спустя Mwatana for Human Rights, наконец, смогла проверить, что комитет коалиции по возмещению ущерба согласился выплатить компенсации гражданским лицам, пострадавшим в результате шести авиаударов. Указывается при этом возглавляемая Саудовской Аравией коалиция и правительство Йемена выплатили почти 700 000 долларов в связи с этими шестью авиаударами. Многие авиаудары под руководством Саудовской Аравии оказались «незаконными», указано в докладе этой организации, который назвал выплату компенсации за шесть аиаударов «шокирующе малой долей». По данным ООН, в 2021 году коалиция во главе с Саудовской Аравией наносила в среднем 600 авиаударов в месяц. По оценкам, только от авиаударов коалиции погибли тысячи человек. Таким образом, требования о компенсации за нападения коалиционных сил могут исчисляться миллионами долларов. Расследование по выплатам, проведенное Mwatana for Human Rights, показало, что «процесс выплаты, который последовал за расследованиями, которые не были независимыми, беспристрастными или заслуживающими доверия, был непрозрачным, неэффективным и далек от тщательности. Согласно опросам людей, пострадавших от этих ударов, некоторые получили выплаты, некоторые люди получили лишь частичные выплаты, а другие вообще не получили никаких выплат». Даже в тех немногих случаях, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией согласилась произвести выплаты, это произошло без извинений или признания вины. «Коалиция и международно-признанное правительство Йемена попросили некоторых из тех, кто получал выплаты, подписать квитанцию, в которой платежи описываются как «добровольная помощь», предоставляемая тем, кто пострадал от «ошибок» коалиции. К сожалению,  любые надежды на заслуживающее доверия расследование исчезли, когда Совет ООН по правам человека этой осенью отказался от международного расследования злоупотреблений в Йемене после лоббирования воюющими сторонами», — говорится в заключении доклада.

Война в Йемене разразилась в сентябре 2014 года, когда повстанцы-хоуситы захватили столицу, Сану, вызвав гражданскую войну, которая вынудила президента Абд Раббо Мансура Хади искать убежища в Адене, а затем в Саудовской Аравии. КСА и его региональные союзники, главным образом ОАЭ, вмешались в марте 2015 года и начали широкомасштабную кампанию воздушных бомбардировок, нанеся тысячи авиаударов в попытке отбросить повстанцев-хоуситов. Коалиция также ввела воздушную и морскую блокаду, которая, по ее словам, не позволяет хоуситам контрабандой ввозить оружие в страну. ООН и несколько правозащитных организаций заявили, что блокада сильно ограничила поток помощи и товаров, поступающих в страну, подвергая миллионы людей риску голода. Йеменский кризис часто называют худшим гуманитарным кризисом в мире, в котором погибло более 37 000 человек, около 4 млн были перемещены, а около 80% йеменцев зависят от гуманитарной помощи для выживания. В июне йеменские правительственные силы и хоуситы возобновили соглашение о перемирии, которое в основном соблюдалось по всей стране.

В этой связи отметим, что огласка новой инициативы Вашингтона безусловно необходимо рассматривать в контексте предстоящих «судьбоносных» переговоров Д,Байдена в КСА на этой неделе. Американцы таким образом посылают нужный сигнал сразу в два адреса. Первый – в различные НПО с целью убедить их в том, что Вашингтон не планирует разменивать тему «прав человека за нефть». Второй – в Эр-Рияд с целью  обрисовать им неутешительные перспективы возможного отказа от предлагаемого Вашингтоном плана по созданию на Ближнем Востоке нового альянса с участием Израиля и увеличения объемов добычи нефти.

Есть помимо «кнута» еще и «пряники». Сообщается, что администрация Байдена рассматривает возможность отмены запрета на продажу наступательного оружия Саудовской Аравии. Но политические эксперты говорят, что этот шаг будет иметь «мало смысла», поскольку Вашингтон не делал различий между «наступательными» и «оборонительными» сделками с оружием и за последний год продолжал увеличивать продажи оружия королевству. Я не видел никакого четкого определения «наступательного» и «оборонительного» оружия, и государственные чиновники сказали нам, что документально подтвержденного определения нет», — полагает Джейсон Блэр, директор по международным делам и торговле в Government Accountability Office (GAO). Один из американских дипломатических источников сообщил агентству Рейтер, что администрация начала внутренние обсуждения возможности снятия ограничений на поставки оружия Саудовской Аравии. Тем не менее, другие заявили, что внутренние обсуждения в США носят неофициальный характер и находятся на ранней стадии, и на горизонте нет решения. Источники подчеркнули, что никаких объявлений до поездки Байдена в Саудовскую Аравию на этой неделе не ожидается, и любое решение будет в значительной степени зависеть от усилий Эр-Рияда по поиску политического урегулирования войны в Йемене. От себя добавим: и от будущей позиции КСА по вопросу увеличения добычи нефти и нормализации отношений с Израилем.  Вскоре после вступления в должность в 2021 году Дж.Байден объявил о прекращении поддержки США наступательных операций в военных действиях возглавляемой Саудовской Аравией коалиции против повстанцев-хоуситов в Йемене после документально подтвержденного использования оружия американского производства, в результате которого гибнут мирные жители, а также крупной гуманитарной катастрофы, вызванной войной. Однако более года спустя правозащитники, эксперты и законодатели подняли вопросы о природе «оборонительного» и «наступательного» оружия. «Насколько я понимаю, Пентагон и Госдепартамент никогда не имели четких определений того, что такое «наступательное» или «оборонительное» оружие, и в основном верили Саудовской Аравии на слово в отношении того, каким целям будет служить оружие. Ни Пентагон, ни Госдепартамент не оценили, как на самом деле использовалось американское оружие и были ли они ответственны за гибель мирных жителей. Все это указывает на политику США, при которой снижение продаж «наступательного» оружия может иметь мало смысла», — полагает Линдси Кошгарян, программный директор проекта «Национальные приоритеты». Между тем, продажи оружия королевству продолжались, и США одобрили продажу Саудовской Аравии на 650 млн долларов в конце прошлого года. Затем в прошлом месяце GAO (американское правительственное агентство, которое готовит доклады для Конгресса США)   опубликовала убийственный отчет, в котором говорится, что американские военные не смогли оценить использование оружия американского производства при убийстве мирных жителей в войне в Йемене. В своем отчете этот  правительственный наблюдательный орган также отметил, что у Госдепартамента нет «конкретных определений» относительно того, что представляет собой «наступательное» или «оборонительное» оружие, несмотря на прошлогоднее заявление администрации Байдена. «Не зная, какое оружие может быть одобрено, которое не было бы одобрено ранее, трудно оценить последствия», — отметил Блэр из GAO. «Я думаю, что отчет GAO подтверждает то, что многие из нас, не входящих в правительство, говорили всегда, что это различие является фальшивым. На самом деле нет оборонительного оружия, которое не имело бы наступательной ценности», — считает Филлис Беннис, директор проекта «Новый интернационализм» в Институте политических исследований. Хотя запрет на «наступательное вооружение» не остановил поставки оружия в Саудовскую Аравию, эксперты выразили обеспокоенность тем, что сообщения об отмене ограничений на поставки оружия поступают в то же время, когда администрация Байдена стремится к более тесному сотрудничеству между союзниками по Персидскому заливу, а также Израилем. Помимо того, что Байден стремится к нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, что по оценке американских экспертов вряд ли произойдет во время его поездки, также поступали сообщения о том, что администрация США разрабатывает план пакта о безопасности между США и арабскими странами Персидского залива. По словам Бенниса, это в сочетании с передачей Саудовской Аравии определенных систем вооружения, таких как высокоточные боеприпасы, которые бывшая администрация Трампа продала Эр-Рияду, и очевидной неудачей в ядерных переговорах с Ираном, создаст долгосрочные последствия, которые могут вызвать усиление нестабильности на Ближнем Востоке: «Это может изменить общие военно-стратегические расчеты в регионе, сделав войну с Ираном более опасной, повысив вероятность отказа от любых усилий по восстановлению СВПД. Это может быть очень, очень опасно, даже помимо вопроса о том, что может произойти в Йемене. Даже если режим прекращения огня [в Йемене] сейчас  соблюдается, перспективы долгосрочной эскалации очень, очень неутешительные», — полагает  Беннис.

53.36MB | MySQL:103 | 0,543sec