О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 74

24 февраля с. г. Российская Федерация начала «специальную военную операцию», которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем, буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». Нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 73 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=88013.

Напомним, что мы остановились на том «зерновом саммите», который состоялся в Стамбуле 13 июля с.г. Как отметили турецкие СМИ – это первые переговоры между российской и украинской сторонами с момента мартовских переговоров, за которыми последовал срыв.

Что же до турецкой стороны, то общий взгляд турецких обозревателей на диалог между Россией и Украиной заключается в том, что реальные подвижки в конфликте между двумя странами возможны только при посреднической роли Турции — будь то всеобъемлющее урегулирование или же частные договоренности, к числу которых относится и зерновой вопрос. Турецкая сторона во многом права, когда говорит о своем уникальном положении с учетом особых отношений как с Россией, так и с Украиной. Это положение дает возможности ей принимать российско-украинские переговоры и, более того, это уже стало практикой. Переговорный процесс, как можно судить, окончательно переместился из Беларуси в Стамбул.

Продолжаем рассматривать те публикации, которые опубликованы в Турции по поводу итогов стамбульских переговоров. 14 июля с. г. известное турецкое англоязычное издание Daily Sabah опубликовало статью обозревателя Мелиха Алтынока под заголовком «Зерновой кризис, как вы его знаете». Цитируем:

«Предстоящая зима будет жестокой для стран, зависящих от природного газа, особенно для Европы. Если цены на энергоносители будут продолжать расти такими темпами, мы, вероятно, будем тосковать по последней зиме. Инфляция во всем мире также быстро растет. Жилье с удобствами превращается в роскошь. Узкое место в поставках большинства основных продуктов питания, таких как зерно, которое кормит миллионы людей, является более пугающим. Если мы посмотрим на глобальные средства массовой информации, опасность голода налицо!

Вы можете это представить? В наши дни к самому производимому и потребляемому зерну в мире относятся как к золоту. От ООН до фондовых рынков все внимание было приковано к недавним переговорам по «зерновому коридору», состоявшимся между делегациями Турции, России и Украины. Нынешние переговоры направлены на высвобождение через Турцию при посредничестве Анкары 20 млн тонн зерна, которое не удалось запустить в коммерческий оборот из-за российско-украинской войны.

Ежегодно в мире производится более 700 миллионов тонн зерна. Около 200 миллионов тонн из них – это запасы. Так как же 20 миллионов тонн украинского зерна создают эффект цунами на этом огромном рынке? Как удваивается цена на хлеб и макароны? Можно ли вообще говорить о «зерновом кризисе»? Ответом на этот вопрос является выбор показать вторжение России в Украину как причину всего негатива, потому что это оправдание является популярным прикрытием, чтобы скрыть последствия чрезвычайного положения, охватившего мир с начала пандемии коронавируса.

Прилагаются усилия, чтобы скрыть тот факт, что блокировка в течение 400 дней является основной причиной глобального экономического кризиса, с которым мы сталкиваемся сегодня, от нарушения цепочки поставок до базовых прав на перемещение, образование и работу.

Однако этот результат не стал неожиданностью. Все серьезные экономисты говорили, что цена локдауна будет высокой и что государства не смогут вернуть экономическую жизнь в нормальное русло, печатая деньги и предлагая субсидии.

Но сейчас доверие людей пошатнулось во всем мире. Атмосфера неопределенности и пессимизма сохраняется. Люди, которые не видят своего будущего, сотрясают мировую экономику паникой и непредсказуемыми рефлексами. Например, именно поэтому люди, которые думают, что осенью будет повторное закрытие из-за экстремальных мер по борьбе с пандемией, принятых Китаем, стекаются в банки, и система заблокирована.

Паника — главная проблема в зерновом вопросе, где мы страдаем от «отсутствия в зерне». Мировые лидеры запаниковали, когда началась пропаганда «мы будем голодать» из-за срыва отгрузки 20 млн тонн украинского зерна. В то время как Индия, один из ведущих мировых производителей зерна, ограничила свой экспорт, несмотря на отсутствие проблем с поставками, Китай начал запасаться. Это имело эффект домино, и рынки сообщили о нехватке зерна.

Так же, как не стоящие ничего марлевые маски продавались по цене ювелирных украшений в разгар пандемии и попадали на черный рынок.

Итак, каково решение? Ликвидация глобальной чрезвычайной ситуации с пандемией началась в кратчайшие сроки, со всеми практиками и запретами. Нормализация коллективной психологии и прекращение интервенций, чтобы естественная рука, регулирующая рынок, выполняла свою работу?

Но возможно ли это? Несомненно, это будет нелегко, если взглянуть на структуры, такие как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которые говорят о мерах по борьбе с пандемией, используя случаи летнего гриппа в качестве предлога, и которые готовят почву для закрытия осенью.

Но мы должны. Иначе мы пропустим даже 2022 год, который был трудным».

Итак, мы видим перед собой взгляд на текущую ситуацию глазами турецкого эксперта, усмотревшего первопричину эффекта «зернового домино» не в России и не в российско-украинской войне, а в пандемии коронавируса. Как бы то ни было, на данном этапе Турция фиксирует прогресс и надежду на то, что на неделе с 18 по 22 июля 4-хсторонняя сделка по зерну будет совершена.

Пока же для Турции главным итогом «зернового саммита» следует считать вот такую фотографию, широко разошедшуюся в Турции.

Заметим первое и главное: председательствует на собрании именно Турция, а не, к примеру, представители Организации Объединенных Наций.

Более того, не идет речи и о том, чтобы представители всех четырех сторон располагались бы в президиуме. В президиуме находятся только представители Турции, что ставит их, получается, в позицию главенствующей стороны.

Ответом на это могут быть возражения о том, что есть некий «протокол», согласно которому под флагами сидит принимающая сторона. От себя заметим, что нынешняя встреча в формате Россия, Украина, Турция и ООН – уникальна сама по себе, чтобы её можно было бы подводить под какой-либо протокол. И любая сторона, по определению, в своем праве поднять протокольный вопрос перед стороной принимающей. Тем более, если, допустим, та же Россия настроена на то, чтобы показать наличие у себя сильной позиции в переговорах. Демонстрация сильной позиции в переговорах, как и в спортивных мероприятиях начинается «с вешалки».

Здесь, исходя из опубликованной фотографии, есть формат «1 + 3», где Турция приняла Россию, Украину и ООН. Российская же сторона, похоже, традиционным для себя образом, сосредоточилась на сутевой стороне переговоров и упустила вопрос картинки, читай последующего медийного освещения в рамках ведущихся информационных войн.

Хорошей новостью для России является то, что лишние баллы на некотором «недокруте» протокольного вопроса заработала именно Турция, а не Украина. То есть, по крайней мере, очки не ушли украинской стороне.

Плохой новостью для России является то, что она, таким вот языком протокола, стала выглядеть не сильной стороной на переговорах. Что принципиально важно в такого рода переговорах. От которых остается минимум официальных заявлений и мнение окружающей публики о переговорах будет формироваться из буквально нескольких картинок.

Как можно было бы – далее следуют оценочные суждения автора – «оформить» свое присутствие на переговорах? – Два варианта.

Вариант первый – это разместить в президиуме глав делегаций всех сторон. Однако, поскольку они являются активными участниками переговоров, то вариант смотрится не слишком удачным.

Вариант второй – это за каждой из стран поставить свои флаги по отдельности. Таким образом, позиции сторон за переговорным столом будут равными.

Могут последовать возражения о том, что это невозможно сделать, потому что правила задает принимающая сторона / протокол и проч. – Ничуть не бывало, правила задает сильная сторона, которой эти переговоры «менее всего нужны». По всему должно получаться, что этой стороной должна быть и, что не менее важно, Россия.

Другое возражение заключается в том, что не хотели тратить на это время в условиях «срочности переговоров». – Фактор времени, это – злейший враг в ходе любых переговоров. От него надо избавляться в первую очередь. Грубо говоря, если торопят, то сразу отказываться.

Третье возражение заключается в том, что Россия и Украина – и так уравнены в правах за столом. А исключительная позиция Турции – неважна. На самом деле не так. За столом находятся представители России, которая претендует на то, что она единственная сверхдержава за столом. Она не может допустить, никаких символов того, что она не главная за столом или, хотя бы, находится с кем-то в неравных условиях. И все символы за столом должны говорить именно об этом.

Как бы то ни было, картинку с переговоров Турция забирает себе в актив. Ну, а Россия не только отказалась от неё, но и промолчала о ходе переговоров, дав шанс формировать информационную повестку всем, кроме нее.

52.29MB | MySQL:108 | 0,451sec