14 июля, завершилась многолетняя история с приватизацией Хайфского порта. Победителем тендера объявлен консорциум в составе израильской компании «Гадот Масофим Химикалиим» и индийской компании Adani. Победившая группа будет управлять портом до 2054 года.
Предварительная оценка стоимости порта составляла от 1,5 до 3 млрд шекелей. В итоге победила ставка в размере 4,1 млрд шекелей. Однако консорциум был явно настроен на победу любой ценой, поэтому и первичная цена предложенная победителем была гораздо больше, чем могли предложить конкуренты.
Группа состоит из израильской компании «Гадот Масофим Химикалиим» (30%) и индийской группы Adani Group (70%). Израильская компания контролирует химические терминалы в Хайфе и временно элеватор в Хайфе (бывший Дагон), а также обладает монополией на импорт зерна и химикатов в Израиль. Как сообщал ранее издание «Калькалист» стало известно, что «Гадот Масофим Химикалиим» была вынуждена отказаться от элеватора Дагон из-за совместного владения портовыми сертификатами. Теперь она может столкнуться с аналогичной проблемой, и ей придется решать, продолжать ли владеть химическими терминалами и отказываться от победы или наоборот. Ожидается, что сделка будет рассмотрена антимонопольным органом.
Adani Group контролируется Гаутамом Адани, пятым самым богатым человеком в мире с предполагаемым состоянием в 107 млрд долларов. Adani владеет 13 терминалами и портами в десяти различных местах на Индийском субконтиненте, а также другими портами в Австралии, Мьянме и Шри-Ланке. Видимо появление нового порта на Средиземном море, открывала значительные перспективы для Adani Group, что она почти на четверть увеличила максимальную оценочную стоимость порта.
На данный момент Хайфский порт является вторым по величине в Израиле по грузообороту и основным круизно-пассажирским портом страны. Вместе с тем, в Израиле уже начали работу два новых частных порта (порт Залива и Южный порт). По условиям тендера часть средств, вырученных от приватизации Хайфского порта, пойдет на его модернизацию.
В этой связи интерес к приватизации порта, был изначально большим и свое желание участвовать в нем заявили не только израильские, но зарубежные компании. Однако как уже отмечалось ранее ( см. материал «О ситуации вокруг израильских портов в Хайфском заливе» от 18 февраля, 2022 г.) процесс приватизации шел несколько нервно, так как из-за соображений национальной безопасности было объявлено, что ряд зарубежных компаний изначально не смогут принять участие в тендере.
В итоге как объявило Управление государственных компаний, только пять консорциумов смогли подать официальные заявки на участие в приватизации Хайфского порта. Только два из них имели в своем составе иностранные компании – израильская компания «Гадот Масофим Химикалиим» участвовала в тендере вместе с индийской Adani Group, компания DAO – с британскими фондом Generation и компанией Lomar Shipping.
Компания «Маспенот Исраэль», ранее пытавшаяся участвовать в тендере вместе с компанией PD World из ОАЭ, в итоге подала заявку самостоятельно. Компания «Шафир Андаса» объединила силы с компанией «Шибулим». Компания Oceanow бизнесмена Эли Тилеса, пытавшаяся участвовать в тендере вместе с турецкой компанией Yildrim, в итоге подала заявку вместе с компаниями «Хайфа Марин Шипинг» и «Самит Ахзакот».
После завершения проверок всех заявок тендерная комиссия Управления государственных компаний заявила, что в финальную часть торгов, назначенных на четверг 14 июля, вышли четыре консорциума:
- «Шафир Андаса» и «Ям Шибулим»
- «Маспенот Исраэль»
- «Гадот Масофим Химикалиим» и Adani Group (Индия)
- DAO, фонд Generation и Lomar Shipping (Великобритания)
Консорциум в составе компаний Oceanow, «Хайфа Марин Шиппинг» и «Самит Ахзакот» в финальную часть торгов допущен не был. Напомним, что ранее на порт претендовали также турецкий оператор Yildrim Holding, который не был допущен службами безопасности, и DP World из Объединенных Арабских Эмиратов, который отказался от предложения быть миноритарным владельцем.
Процесс торгов в тендере, осуществляется по процедуре «английского тендера», аналогичной процедуре аукциона. Начальная цена на этом этапе будет самой высокой ценой, поданной на первом этапе, и в каждом раунде участникам торгов будет предложено повысить цену еще на 50 млн шекелей. Победителем тендера станет тот, кто согласится участвовать в как можно большем количестве раундов аукциона, и тот, кто предложит самую высокую цену. Единая процедура торгов предназначена для предотвращения ситуации согласования цен и ситуации, в которой победитель торгов решает отказаться от победы из-за существенной разницы в предложении от другого участника торгов.
Несмотря на тщательно продуманную процедуру торгов, представители государства оставляли за собой возможность прекратить процедуру продажи в случае, если предложение слишком низкое, или провести переговоры с претендентом об улучшении предложений. Государство также оставляло за собой право связаться со вторым или третьим участником торгов, если первая ставка по той или иной причине падает. Управление компаний также решило «компенсировать» второму и третьему кандидатам примерно по 10 млн шекелей каждому, чтобы они остались в кадре.
Однако до «торговли» дело так и не дошло. Дело в том, что предложение группы, выигравшей на сегодня тендер на приватизацию Хайфского порта было на 1,45 млрд шекелей выше, чем второе по сумме предложение. Группа «Гадот Масофим Химикалиим» и Adani Group предложила 4,1 млрд шекелей, а группа DAO, фонд Generation и Lomar Shipping предложила 2,65 млрд шекелей. Предложение третьей группы в тендере, составило 2,4 млрд шекелей. Следует отметить, что первоначальные оценки на тендере варьировались от 1,5 до 3 млрд шекелей. Из-за разрывов между заявками процедура торгов, которая должна была имитировать аукцион, на практике не состоялась.
Порт Хайфы был приятно удивлен ценой, и высокопоставленный чиновник одной из других групп, участвовавших в тендере, назвал ее «сумасшедшей». Из 4,1 млрд шекелей 200 млн шекелей — это скидка, предоставляемая группе, в которую входит «международный стратегический партнер». На вопрос «Калькалист» о предложенной высокой цене генеральный директор «Гадот Масофим Химикалиим» Офер Линчевский сказал, что, по его мнению, это «вполне разумная цена, мы довольны цифрой».
Ожидается, что после приватизации в государственную казну поступит 2,65 млрд шекелей. Остальная часть суммы пойдет на инвестиции в портовую инфраструктуру и бонусы для сотрудников.
Порт Хайфы является вторым по величине портом в стране после порта Ашдод. В 2021 году через него прошло около 47% всех контейнерных грузов Израиля (52% прошли через порт Ашдод). Помимо грузового сектора, порт Хайфы является основным портом Израиля с точки зрения пассажиропотока и круизных судов. После того, как порт Хайфы будет приватизирован, порт Ашдод останется единственным государственным портом в Израиле. Выручка порта в 2021 году составила 845 млн шекелей, а чистая прибыль — 271 млн шекелей. 77 % доходов порта были основаны на ввозе и выгрузке контейнеров, 12% доходов были основаны на генеральных грузах и цементе, 4% доходов на импорте транспортных средств и 3 % на перегрузах (выгрузка контейнеров из корабля и перевод их на другой корабль).
Победившая группа будет управлять портом Хайфы в трудный, но прибыльный период для портов. Порты и судоходные компании находятся на стороне победителей глобального кризиса цепочки поставок, который проявляется сегодня и в Израиле. и в пробках за пределами портов. Однако новому оператору придется столкнуться с конкуренцией со стороны соседнего порта Залива и южного порта в Ашдоде, новых частных портов, управляемых китайской компанией SIPG и швейцарской компанией TIL соответственно. Конкуренция со стороны этих портов в последнее время усилилась в связи с решением правительства переместить пустующие доки в новые порты в пользу борьбы с движением генеральных грузов, дать портам портовую инфраструктуру и конкуренцию в сфере генеральных грузов, а не только контейнеров.
Министр финансов Авигдор Либерман ответил, что «это отличная новость для граждан Государства Израиль. Приватизация порта Хайфы повысит конкуренцию в портах и, таким образом, снизит стоимость жизни».
Генеральный директор Министерства финансов и председатель комитета по продаже государственных долей в порту Хайфы Рам Блинков сказал: «Продажа акций компании «Хайфский порт» — важный шаг в повышении эффективности работы портов в Израиле. и поощрение конкуренции в морских портах».
Председатель правления Хайфского порта Эшель Армони заявил: «После очень сложного процесса мы смогли обеспечить будущее Хайфского порта и его конкурентоспособность в ближайшие годы. Мы предоставим покупателю солидную и прибыльную компанию с костяком управления качеством, опытными сотрудниками и стратегическими клиентами».
Генеральный директор Haifa Port Company Мэнди Зальцман сазал: «Компания, которая находится в длительном процессе продажи, может со временем потерять свой дух. Я с гордостью могу сказать, что порту Хайфы удалось достичь пика продаж порта, а также оптимизировать и обеспечить отличный сервис в настоящее время, а также стимулировать закупки и стратегические планы на ближайшие годы».