2 июня президент АНДР Абдельмаджид Теббун уволил главу государственной компании морского транспорта Algerie Ferries Камеля Иссада. Это было сделано в связи с ненадлежащей работой службы продаж компании и многочисленными жалобами пользователей паромов, которые пытались зарезервировать места на судах с тем, чтобы перебраться из Франции в Алжир в период сезона летних отпусков. Вместе с генеральным директором компании был уволен глава причального комплекса в порту Алжира. Как отмечалось в коммюнике канцелярии главы Алжира, это решение было связано с «поведением (должностных лиц), наносившим ущерб имиджу Алжира и интересам граждан».
10 июня Министерство юстиции Алжира объявило, что К.Иссад помещен в предварительное заключение в рамках дела о коррупции. Поводом для такого решения послужило то, что очередной паром из Марселя в Алжир отправился практически пустым, несмотря на большой спрос на места на нем. Со своей стороны управление прокуратуры Алжира по экономическим и финансовым делам сообщило, что два уволенных чиновника, а также пять их подчиненных фигурируют в расследовании «из-за фактов коррупции, нанесших ущерб гражданам и Национальной компании морского транспорта». Семеро подозреваются в «преднамеренном расхищении и незаконном расходовании государственных средств и имущества, злоупотреблении положением и незаконном обогащении».
Расследование началось после того, как 2 июня в Алжир из Марселя прибыл паром Badji Mokhtar 3. На его борту находились 72 пассажира и 25 автомашин при том, что он способен перевозить 1800 человек и свыше 600 машин, и это – при огромном спросе на места среди алжирцев, проживающих во Франции.
В социальных сетях алжирцы жаловались на невозможность резервации билетов на платформе Algerie Ferries, которая отвечала, что все места проданы до сентября.
6 июня младший брат экс-президента Алжира Абдельазиза Бутефлики – 64-летний Саид Бутефлика – уже отбывающий тюремное заключение по другому делу, был приговорен к 8 годам тюрьмы строгого режима по делу о коррупции. Проходивший вместе с ним по этому же делу бывший глава алжирского патроната 57-летний Али Хаддад получил 4 года тюрьмы строгого режима. Ранее он был также осужден по нескольким другим делам. Оба они обвинялись в «трафике влияния», «злоупотреблении властью», «отмывании денег», «недекларировании доходов».
В октябре 2021г. С.Бутефлика и А.Хаддад получили по два года тюрьмы каждый за «препятствия отправлению правосудия». В январе 2021 г. А.Хаддад получил 4 года тюрьмы по делу о коррупции. В ноябре 2020 г. он получил 12 лет тюрьмы, в марте 2020 г. – 4 года тюрьмы. Бывший глава Форума глав предприятий (2014 – март 2019 гг.) был арестован при попытке пересечь границу с Тунисом, при нем были обнаружены два паспорта. За незаконное обладание двумя паспортами в июне 2019 г. он получил свой первый срок – 6 месяцев тюрьмы.
На этом июньские «посадки» бывших чиновников и предпринимателей, связанных с прежним режимом, не прекратились. 13 июня генеральный директор крупнейшего частного медийного холдинга «Аннахар» Анис Рахмани получил 10 лет тюрьмы строгого режима из-за обвинений в коррупции. Ранее 50-летний предприниматель (его настоящее имя Мухаммед Мокаддем) получил три года тюрьмы по другому делу. В Алжире при нескольких приговорах в исполнение принимается наиболее тяжелый.
28 июня суд второй инстанции подтвердил приговор в отношении бывшего министра энергетики и шахт Алжира Шакиба Хелиля, получившего 20 лет тюрьмы заочно. В период правления А.Бутефлики Ш.Хелиль занимал этот пост в течение 10 лет. Одновременно проходивший по тому же процессу бывший генеральный директор СОНАТРАК Мухаммед Мезиан получил от суда второй инстанции подтверждение приговора в 5 лет тюрьмы. М.Мезиан и его бывший заместитель, в частности, обвинялись в том, что способствовали итальянской группе Eni при получении контракта на строительство газового комплекса в Арзеве (провинция Оран) в ущерб компании из ОАЭ. Это было сделано по указанию Ш.Хелиля. Суд также приговорил заочно двух функционеров итальянской группы Saipem к 5 годам тюрьмы каждого. В настоящее время Ш.Хелиль проживает вне Алжира.
7 июня стало известно, что директор радиостанции Radio M и информационного сайта Maghreb Emergent Ихсан аль-Кади приговорен к 6 месяцам тюрьмы строгого режима. Приговор был вынесен судом столичного квартала Сиди М`хамед. При этом не был выдан мандат на арест, поэтому журналист остался на свободе. Судебный процесс был организован по иску бывшего министра информации Амара Бельхимера из-за статьи об исламистском движении «Рашад» (запрещено в Алжире с мая 2021 г. как террористическое) и протестном движении «Хирак». Согласно алжирским СМИ, аль-Кади был обвинен в «распространении ложной информации, способной нанести ущерб национальному единству», а также в «новом прочтении досье о национальной трагедии» 1990-х годов.
8 июня Алжир приостановил действие соглашения с Испанией о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенном в 2002г. Этот шаг стал очередным в череде прочих, направленных против Испании после того, как Мадрид 18 марта фактически принял сторону Марокко в отношении западносахарского конфликта. В тот же день Испания выразила «сожаление» в связи с этим решением Алжира. При этом подчеркивалось, что Испания «рассматривает Алжир в качестве соседней и дружественной страны, подтверждает свою полную приверженность сохранению и развитию специальных отношений сотрудничества между двумя странами». В Мадриде было подчеркнуто, что он останется верным этому соглашению и заложенным в нем «принципам невмешательства во внутренние дела и уважения прав народов распоряжаться ими самостоятельно».
Уже 9 июня «война» с Испанией получила новое развитие после того, как ключевой банковский институт Алжира – Ассоциация банков и финансовых учреждений (ABEF) – заявил об отмене трасферов по торговым сделкам с Испанией. Как отмечалось в письме ABEF, направленном директорам банков и других финансовых учреждений, «после приостановки действия соглашения с Испанией о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве вам необходимо заморозить финансовое обеспечение торговых операций из Испании и в Испанию начиная с 9 июня».
Также 9 июня правительство Испании сообщило, что «анализирует» последствия торговых рестрикций, объявленных Алжиром. Одновременно был обещан «конструктивный» ответ и выражена убежденность в том, что Алжир продолжит выполнение контрактов по поставкам газа в Испанию. Как заявил глава МИД Испании Хосе Мануэль Альбарес, «в настоящее время мы анализируем точное влияние этой меры и ее практическое значение как на национальном уровне, так и на европейском». Цель Мадрида – «дать адекватный, ясный, конструктивный, но одновременно твердый ответ с целью защиты интересов Испании и интересов испанских предприятий», сказал он. По его словам, главное пожелание испанского правительства – «иметь как можно лучшие отношения» с Алжиром.
Понятно, что решение Алжира породило в Испании опасения относительно стабильности поставок алжирского газа. Обе страны связаны подводным трубопроводом Medgaz. Алжир обеспечивает поставку примерно 30% газа, потребляемого Испанией.
Как подчеркнула в этой связи министр по энергетическим поставкам Испании Тереза Рибера, «существующие торговые отношения между алжирской компанией СОНАТРАК и испанскими компаниями, покупающими газ, строятся на контрактных обязательствах». «Я уверена, что эти отношения продолжат работать как прежде, так как в противном случае возникнет более сложная для решения проблема, причем решаться она будет не дипломатически, а, вероятно, через суд», — сказала она.
10 июня за Испанию вступился Евросоюз. Он предостерег Алжир в связи с его торговыми рестрикциями против Испании и пригрозил ответными мерами в случае, если не будет найдено решение для урегулирования возникших проблем. В совместном заявлении глава европейской дипломатии Жосеп Боррель и вице-президент Комиссии ЕС по торговле Вальдис Домбровскис назвали действия Алжира как «вызывающие чрезвычайную озабоченность».
14 июня состоялся первый контакт между новой главой МИД Франции Катрин Колонна и ее алжирским коллегой Рамтаном Ламамрой. По данным МИД Франции, в ходе переговоров министры среди прочих обсудили «последнее развитие событий в алжиро-испанских отношениях», а также «кризисы в Мали и в Ливии».
18 июня состоялся телефонный разговор между А.Теббуном и его французским коллегой Э.Макроном. Они обсудили, в частности, ситуации в Сахеле и Ливии, а также другие вопросы, «представляющие взаимный интерес».
14 июня А.Теббун снял с должности министра финансов Абдеррахмана Рауйю, получившего этот пост всего 4 месяца ранее. Канцелярия президента ничего не сообщила о причинах отставки. Временно исполнять обязанности министра было поручено генеральному секретарю ведомства. Ранее А.Рауйя занимал пост министра финансов дважды – с мая 2017 по март 2019 гг., с января по июнь 2020 г. Его третью отставку связали с действиями ABEF.
27 июня государственная нефтегазодобывающая компания СОНАТРАК объявила об открытии «большого» месторождения газового конденсата в районе Хасси Р`мель в Алжирской Сахаре. Его запасы были оценены от 100 до 340 млрд куб. м газового конденсата. СОНАТРАК предусматривает приступить к эксплуатации этого месторождения с добычей 10 млн куб. м газа в день. В настоящее время Алжир обеспечивает 11% потребляемого Европой природного газа, Россия – 47%.
В целом, представляется маловероятным дальнейшее развитие конфликта между АНДР и Испанией, поскольку за последней стоит Евросоюз, а Алжиру не с руки ссориться со всей Европой, где проживает на постоянной основе очень много алжирцев.