Перед уходом на летние парламентские каникулы Бундестаг одобрил создание двух структур, призванных тщательно проанализировать итоги присутствия Бундесвера в Афганистане. Речь идет о комитете по расследованию обстоятельств эвакуации из страны летом 2021 г., в том числе завершившейся без вывоза местных рабочих, сотрудничавших с германскими военными, а также о комиссии по изучению и извлечению уроков из всей почти 20-летней истории миссии. Обе группы возглавят члены старшей коалиционной партии СДПГ, ранее входившие в парламентский комитет по иностранным делам Р.Штегнер и М.Мюллер. При этом ожидается, что руководители комитета и комиссии, несмотря на принадлежность к одной фракции, в некотором смысле уравновесят и сбалансируют друг друга. Достигаться это будет, как предполагается, за счет того, что Р.Штегнер представляет своего рода «левое крыло» СДПГ, более близкое к позиции левой части оппозиции.
Несмотря на то, что оформление обеих структур произошло недавно и приступить к полноценной работе они предполагают после начала новой парламентской сессии, уже сейчас, в том числе в интервью представителям местных СМИ обнаруживаются первые оценки эффективности присутствия Германии в Афганистане, сделанные Р.Штегнером и М.Мюллером. Так, последний видит одну из ключевых системных проблем участия Бундесвера в зарубежных миссиях в экипировке и оснащении. С его точки зрения, одной из актуальных проблем является то, что военнослужащие из ФРГ слишком зависимы от поддержки США и Франции, что в значительной степени лишает их самостоятельности при проведении операций. С точки зрения М.Мюллера, это поможет Берлину «уверенно формулировать претензии на лидерство»[i].
Второй важный урок, извлеченный из Афганистана, как отмечает тот же М.Мюллер, – планирование образовательных программ и проектов сотрудничества с местными силами. Проблемой, выявленной в Афганистане, стало то, что такие инициативы не были проработаны заблаговременно, что в том числе привело к эрозии ряда важных процессов, в том числе сохранения доступности образования для женщин. Объясняется это, как полагает глава комиссии по Афганистану, с тем, что заранее не были проанализированы местные особенности и вытекающие из них риски, а исправить эту ситуацию было возможно только посредством заблаговременно налаженного сотрудничества с местными представителями.
С выводами специального комитета по расследованию обстоятельств эвакуации дела обстоят заметно сложнее, поскольку, в отличие от, казалось бы, схожей комиссии, ей предстоит проанализировать не 20 лет, а лишь последние несколько, предшествовавших поспешной эвакуации, а также определить просчеты предыдущего правительства под руководством А.Меркель. Особенную чувствительность данной теме придает то, что в его состав также входили представители СДПГ. В частности, министром обороны, имевшим прямое отношение к принятию решения и координации процесса вывода Бундесвера, а также к мерам поддержки местного персонала имел глава внешнеполитического ведомства Х.Маас.
Пока Р.Штегнер заявляет, что вверенный ему комитет не будет «классическим оружием» в политической борьбе, тем более, что лица, принимавшие на указанном этапе ответственные решения, в настоящий момент не находятся у власти, хотя они будут вызваны в качестве свидетелей. Таким образом, главной целью работы данной структуры обозначается не наказание виновных, а поиска причин возникшего в итоге кризиса. Кроме того, по мнению Р.Штегнера, расследование прежде всего по линии комитета позволит привлечь повышенное внимание в ФРГ и Европе в целом к гуманитарной катастрофе в Афганистане, которая существенно оттеснена на второй план украинским треком.
Впрочем, выявления конкретных структур и лиц, стоявших за принятием решений, как кажется, избежать не удастся. На это намекают также и первые выводы, публикуемые в открытых источниках. Так, в настоящий момент заметны попытки возложить солидную долю ответственности за исход эвакуации на федеральную разведывательную службу BND, которая, как полагает ряд ее отставных сотрудников, беседующих с журналистами, не провела сбора наиболее актуальной информации относительно перспектив захвата власти движением «Талибан» (запрещено в РФ), а построило выводы на более ранних данных. В определенной степени такой тезис подкрепляется и комитетом парламентского контроля Бундестага, на заседаниях которого ранее представители BND говорили о необходимости повысить эффективность их собственного прогнозирования, в том числе в Афганистане.
Наконец, не стоит забывать о журналистских расследованиях, проведенных в Германии еще в прошлом году. Согласно их данным, посольство федеральной республики в Кабуле сигнализировало о прямой опасности и необходимости срочной эвакуации, но решение о ней принималось долго по нескольким причинам. Они включали в себя нежелание собственными действиями дестабилизировать Афганистан, а также отсутствие готовности Бундесвера, который, в частности, опасался за безопасность персонала спецподразделений, которых отправили для поддержки вывода военнослужащих[ii].
Таким образом, первые оценки миссии в Афганистане свидетельствуют, что ФРГ намерена продолжать зарубежное развертывание Бундесвера, поскольку видит в нем инструмент повышения своего международного и политического влияния. Более того, согласно предварительным выводам, страна нацелена на повышение самостоятельности при осуществлении подобных операций, что в некоторой степени может сигнализировать о возможной будущей конкуренции между Германией и Францией.
Однако сдерживать это явно будут внутриполитические процессы. С одной стороны, если голос левой оппозиции и ХДС/ХСС в определенной степени был учтен, то крайне правые в лице «Альтернативы для Германии» остались недовольны. Как следствие они, весьма вероятно, будут предпринимать попытки торпедировать работу комиссии и комитета, а также оспаривать итоговые отчеты. Здесь главным тезисом, как кажется, может стать то, что как старшей коалиционной партии СДПГ, так и главной оппозиционной ХДС выгодно максимально снять ответственность с прошлого правительства, сформированного из их представителей. С другой стороны, несмотря на сообщения о консенсусе, исключая АдГ, при формировании комитета и комиссии на итоговом заседании сессии в Бундестаге, время, выбранное для финального голосования, по мнению местных обозревателей и оппозиционных правых политиков, выглядит весьма показательным, т.к. принятие решения в последние часы работы депутатов свело к минимуму любую возможность развернутой дискуссии.
[i] Michael Müller (SPD) zum Afghanistan-Einsatz: „Wir dürfen dieselben Fehler nicht noch mal machen“ // RND. URL: www.rnd.de/politik/afghanistan-michael-mueller-spd-zum-bundeswehr-einsatz-im-interview-Z6RZS4TYFRELXLT6CJAXJXRMOU.html
[ii] Warum handelte Berlin so spät? // Tagesschau. URL: www.tagesschau.de/inland/deutschland-afghanistan-analyse-101.html