Визит в Италию Муаммара Каддафи: ход, итоги и перспективы

В период с 10 по 13 июня с.г. Италию посетил лидер ливийской революции полковник Муаммар Каддафи. «Исторический», «символичный», «эпохальный» — такими эпитетами наградило этот визит большинство СМИ в своих материалах. Действительно, эпоха колониализма оставила отношениям между этими государствами тяжёлое наследие. Более 30-ти лет в первой половине ХХ-го столетия Ливия была колонией Италии, и руководству последней пришлось приложить немало усилий, чтобы ливийский лидер повернулся к нему лицом.

Визит Каддафи на Апеннинский полуостров стал первым, с тех пор как 40 лет назад началось его правление в Ливии. Серьёзное же потепление в итальяно-ливийских отношениях случилось лишь буквально пару лет назад, одной из причин чего стала политика Каддафи, направленная на нормализацию отношений со странами Запада, в результате которой с Ливии в 2004 г. были сняты все международные экономические санкции. В начале XXI в. в мире и без этой северо-африканской страны наблюдается избыток сил, финансирующих и поддерживающих международный терроризм в самых разных его проявлениях. Возможно, именно осознание этого факта подтолкнуло Каддафи к внесению изменений во внешнюю политику, что выразилось не только в снятии экономических санкций, но и в подписании ряда соглашений между Ливией и странами-членами Европейского союза, а также отмене эмбарго на продажу ей вооружений.

Выгоды от подобных отношений стали очевидны всем практически сразу. Это не только поставки нефти, но и существенное продвижение в решении европейских иммиграционных проблем, ведь Ливия долгое время была перевалочным пунктом на Средиземноморье для мигрантов практически со всего африканского континента, стремящихся попасть в государства куда более благополучного Старого Света. Такое положение дел, спровоцированное именно Каддафи посредством отмены въездных виз в Ливию для выходцев из других государств Африки, фактически стало предметом политического торга на переговорах с ЕС. В июле 2003 г. было подписано соглашение о борьбе с нелегальной иммиграцией, согласно которому на территории Ливии должны были быть построены лагеря для беженцев из различных стран Африки организовано совместное морское патрулирование с целью пресечения попыток попасть на территорию другого континента.

Обмен же визитами ливийского и итальянского лидеров в 2008-2009 годах стал во многом возможен благодаря заключению в прошлом году соглашения о компенсационных выплатах со стороны Италии за времена колониальной оккупации, на чём с момента объявления своей независимости в 1951 г. в течение десятилетий безрезультатно настаивал Триполи. Страны сошлись на цифре в 5 миллиардов долларов, основную часть из которых Ливия получит в виде финансирования строительства 2 тыс. км. дорог и других проектов, а также грантов студентам и пенсионного обеспечения ливийским солдатам, проходившим службу в итальянской армии в течение Второй мировой войны.

И всё же, несмотря на столь желанный для Каддафи результат предшествовавших переговоров, ливийский лидер не упустил возможности ещё раз напомнить встречавшим его членам итальянского правительства о колониальном прошлом его государства и борьбе с оккупацией, привезя с собой в Рим 80-летнего сына национальной легенды Омара Аль-Мухтара. В довершение образа, видимо, призванного развеять любые сомнения относительно независимости Ливии от Италии, портрет Аль-Мухтара, в 1930-е годы возглавлявшего борьбу племён Киренаики против фашистских войск, красовался на правой стороне груди лидера Джамахирии. Как бы то ни было, а извинения итальянской стороны за грехи прошлого Муаммар Каддафи благосклонно принял: «Нужно иметь огромное мужество, чтобы не только извиниться от имени Италии за все преступления колониального режима, но и сполна компенсировать народу Ливии все его страдания. Это историческое решение и мы приветствуем его. Наступает эпоха мира и процветания».

Установив свой знаменитый бедуинский шатёр для приёма гостей и двусторонних встреч в парке «Вилла Памфилия» на западе Рима, Каддафи отправился на официальный обед в резиденции президента страны Джорджо Наполитано, а затем на переговоры с премьер-министром Сильвио Берлускони и главой МИД Франко Фраттини. «Господин Каддафи, я уверен, сможет внести свой вклад в решение ряда глобальных проблем, таких, как массовая миграция, помощь беднейшим странам. Важно показать Африке, что мы рассматриваем ее как возможность, а не как проблему», — так прокомментировал визит ливийского лидера Фраттини. Следует отметить, что беседы с высшими руководителями итальянского государства стали для ливийского лидера самыми спокойными и, надо полагать, приятными, поскольку к тому располагает текущая ситуация в двусторонних отношениях: Италия согласилась на компенсационные выплаты и к тому же является сегодня главным торговым партнёром Ливии (чему, в частности, способствовала отмена эмбарго на поставки оружия), последняя же в свою очередь обещала существенно облегчить иммиграционное бремя первой и обеспечить приоритетные условия для итальянского бизнеса на внутреннем рынке. Куда более противоречивыми оказались остальные мероприятия, включённые в программу визита.

Так, крайне негативно ливийского лидера встретили студенты римского университета «Ла Сапьенза», где он выступал во второй день своего пребывания на Апеннинском полуострове. Итальянские власти заранее ждали от этого мероприятия многочисленных выступлений против официального курса на укрепление отношений с Ливией и стянули к учебному заведению крупные силы полиции. Студенты освистывали Каддафи, пытались забросать его краской и взрывали домовые шашки. Гнев учащихся на себя навлёк и ректор «Ла Сапьензы» за то, что позволил диктатору выступить с речью. Подобными действиями студенты выразили свой протест в отношении ситуации с правами человека в Ливии и соглашения этой страны с итальянским правительством относительно перехвата и насильственного возвращения африканских мигрантов. К учащимся присоединились и представители правозащитных организаций, заявившие, что таким образом Италия стремится избежать исполнения обязательств, касающихся приёма мигрантов, беженцев и людей, добивающихся политического убежища.

Одним из главных пунктов визита было выступление Муаммара Каддафи в Сенате, которое бойкотировали представители левой оппозиции в знак протеста в отношении нарушений прав человека в Ливии. В итоге итальянские парламентарии заслушали речь высокопоставленного гостя в находящейся неподалёку резиденции председателя Сената Ренато Скифани. Каддафи ожидаемо говорил о большом значении подписанных двумя странами соглашений, а также много внимания уделил проблеме иммиграции. В частности, отвечая на критику правозащитников он сказал следующее: «Позвольте итальянскому правительству перестать защищать страну от иммиграции, впустите миллионы людей и вам наверняка понадобится диктатор, чтобы навести порядок». Правозащитные организации также были недовольны тем, что Ливия не предоставляет надлежащих условий беженцам из многочисленных горячих точек Африки, на что ливийский лидер ответил: «Пускай правозащитные организации и занимаются поиском работы, обеспечением лечения и удовлетворением других потребностей мигрантов, которые могли бы затопить вашу страну». Кроме этого Каддафи отметил, что Ливия нуждается в гораздо большем количестве денег от Европейского союза, чтобы помочь обуздать иммиграцию из Африки: «Миллиарды евро нужны для сокращения миграционных потоков в Средиземноморье». Солидаризируясь с позицией итальянских властей глава ливийского государства заявил, что «две страны не смогут справиться с этой проблемой самостоятельно» и она касается всей Европы. Международные институты, такие, как ООН и Африканский союз, где Ливия в настоящее время председательствует, по мнению Каддафи также должны уделить проблеме иммиграции больше внимания.

В рамках выступления перед парламентариями была затронута и тема международного терроризма и экстремизма. Сам неоднократно обвинявшийся в поддержке подобной деятельности, Каддафи осудил терроризм, но подчеркнул, что «истинные причины этого пагубного явления должны быть поняты», добавив, что, по его мнению, именно «вторжение Соединённых Штатов в Ирак превратило последний в арену деятельности террористов». Ливийский лидер также сравнил атаки «Аль-Каиды» с американской бомбардировкой Триполи в 1986 г., в ходе которой погибла его приёмная дочь: «В чём заключается разница между нападением американцев на наши дома в 1986 г. и террором Бин Ладена? В отличие от Бин Ладена и его людей, находящихся вне закона, Америка – это государство, соблюдающее международные нормы и правила».

О положении дел в исламском мире Каддафи продолжил говорить и на встрече с 700-ми итальянками, преуспевшими в бизнесе, политике и общественной сфере деятельности. Он подверг критике современное отношение к женщине в мусульманском мире, сравнив его с отношением к мебели, которую можно поменять или выкинуть, когда она надоест. Самому ливийскому лидеру нередко ставится в заслугу весьма либеральное для мусульманина отношение к прекрасному полу. Так, по некоторым данным, число работающих женщин в Ливии за годы его правления выросло в 7 раз. Каддафи также заявил, что сегодня мусульманскому миру «необходима настоящая женская революция», которая бы дала мусульманской женщине больше прав и свобод.

Следует отметить, что хотя ситуация с дискриминацией прав мусульманок не характерна для Италии, где численность адептов ислама является одной из самых низких на территории всего Европейского континента, она весьма распространена во многих других государствах ЕС, в частности, в Великобритании и Нидерландах, где обычным делом являются браки по принуждению и убийства женщин ради поддержания семейной чести. Из 60-ти миллионного населения Италии мусульманами, по данным Исламского центра Милана и Ломбардинии, являются порядка 1,2 млн человек из которых лишь 20 тыс. – коренные итальянцы, принявшие ислам. Директор Исламского центра доктор Али Абу Шуайма говорит, что необходимо также учитывать то, что порядка 1 млн нелегальных иммигрантов также являются последователями пророка Мухаммеда. Главным образом это этнические албанцы, турки и выходцы из северо-африканских государств, часто попадающие на Апеннинский полуостров именно с территории Ливии. Вероятно, с подписанием итальяно-ливийских соглашений об ограничении иммиграционных потоков стоит ожидать некоторого уменьшения этого числа. Мечетей, построенных по всем правилам в традиционно католической Италии всего две, одна из которых как раз и находится на территории Исламского центра Милана и Ломбардинии и вмещает порядка 300 человек. Гораздо больше молитвенных домов или мусалли, не имеющих ярко выраженных признаков сооружения религиозного культа. По словам Абу Шуайма, когда-то приехавшего в Италию учиться на врача из Иордании, несмотря на такое положение дел, правые партии в последние несколько лет, также как и во многих государствах Европы, стали использовать антисламскую риторику, заявляя, что «мусульмане представляют опасность».

По иронии судьбы, историческое посещение Италии Муаммаром Каддафи, не нанёсшим традиционный визит вежливости Папе римскому, вряд ли будет способствовать усилению позиций ислама в этой стране, хотя мусульмане и встретили его приезд с воодушевлением, как, например, группа из 50 курдов в университете «Ла Сапьенза». Чему он, вероятно, будет способствовать, так это дальнейшему укреплению торгово-экономических связей между двумя странами.

Что же до самого Каддафи, то ему явно не хватает внимания международного сообщества, о чём можно прочесть между строк в его словах, касающихся решения Ливии отказаться от программы по созданию ядерного оружия: «Мы надеялись на то, что Ливия станет примером для других стран, но мы не получили от мира никакой награды». Конечно, сегодня лидеры стран Запада гораздо чаще и больше говорят о таких государствах, как Иран, Афганистан, Пакистан и Северная Корея, представляющих, по их мнению, угрозу для международной безопасности, тогда, как комплименты Ливии за её волевые решения перестали звучать уже достаточно давно. Однако, хочется надеяться, что преимущества от продуктивного экономического и политического сотрудничества со странами ЕС для Муаммара Каддафи всё же важней, чем сомнительная слава потенциальной ядерной угрозы, исходящей от его страны.

62.9MB | MySQL:102 | 0,630sec