О целях усилий Алжира по восстановлении членства Сирии в ЛАГ

Алжир намеревается окончательно снять санкции арабских стран с Сирии и «легализовать» режим Асада, чтобы заручиться его поддержкой для борьбы против Марокко и на подтверждение амбиций на лидерство в арабском мире.

Одним из инструментов этого руководство АНДР видит в подготовляемом им саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), проведение которого запланировано в Алжире 1 ноября текущего года.

Именно там Алжир намерен восстановить в этой организации нынешний сирийский режим. Этот вопрос по данным алжирских околоМИДовских источников, «наряду с Палестиной, станет центральным пунктом повестки дня предстоящего саммита арабских государств».

Для его подготовки 24 июля в Дамаск «с двухдневным рабочим визитом» направился специальный посланник президента АНДР Абдельмаджида Теббуна, министр иностранных дел и по делам национального сообщества за рубежом Рамтан Ламамра.

Разумеется, такие шаги встречают понимание в Сирии. Не случайно, что Ламамру в международном аэропорту Дамаска его со всеми почестями встретил сирийский коллега Файсал аль-Микдад.

Заметим, что этому предшествовал визит последнего в Алжир в начале июля текущего года, участвовавшего «в торжествах, посвященных шестидесятой годовщине восстановления алжирского национального суверенитета», причем тогда его приняли президент Теббун и Ламамра.

В свою очередь, согласно данным источников МИД двух стран, главу алжирского внешнеполитического ведомства примут представители «высших сирийских властей, включая Файсал аль-Микдада и президента САР Башара Асада.

Что же касается решимости Алжира отстаивать возвращение Сирии в Лигу арабских государств, то это объясняется его стремлением увеличить свою значимость в арабском мире, особенно в Северной Африке.

Комментируя происходящее, алжирские околоправительственные источники утверждают, что обмен такими визитами «возрождает традицию поддержания контактов между двумя прекрасно знакомыми друг другу государствами, создавая таким образом почву для их воссоединения. И ее наличие лишь повышает важность миссии Ламамры в стране, столь дорогой алжирцам. Драма, пережитая Сирией, почти полностью разрушенной полчищами террористов по приказу НАТО, не оставила равнодушным алжирцев, столкнувшихся со схожей попыткой против себя в начале 1990-х годов во время черного десятилетия».

Они же помнят, что «Сирия очень хорошо приняла героя сопротивления французской колонизации Алжира эмира Абделькадера (после разгрома французами – авт.) с семьей и спутниками, дав его потомкам свое гражданство».

В свою очередь, «алжирцы оказали поддержку сирийскому народу-мученику, приютив десятки тысяч семей, выбравших Алжир как убежище. То есть между Сирией, бывшей одной из первых сторонников Алжирской революции независимости, и АНДР существуют очень прочные исторические и культурные связи. И это узы, объединяющие два государства в их борьбе против сионистского режима Израиля. Данная алжиро-сирийская особенность объясняет решимость Алжира отстаивать возвращение Сирии в Лигу арабских государств».

Заметим, что в Сирию алжирский министр иностранных дел прибыл из Ирака, где он также находился с визитом в качестве специального посланника президента АНДР, где аналогичным образом готовил почву для проведения саммита ЛАГ.

По данным источников МИД обеих стран, его приняли в Багдаде «президент и премьер-министр Ирака, которым глава дипломатии Алжира передал письменное послание президента Теббуна, выразив «свою готовность продолжать процесс укрепления братских и исторических отношений, объединяющих две братские страны, и взаимно поддерживать их безопасность и стабильность».

В свою очередь, как говорится в заявлении МИД Ирака, иракских президент Бахрам Салих подчеркнул приверженность своей страны «качественному вкладу в успех арабского саммита в Алжире с конструктивной и всеобъемлющей повесткой дня, способной открыть широкие перспективы для совместных действий арабских государств».

В Алжире полагают, что сирийский и иракский успехи демонстрируют реальную тенденцию воссоздать единство арабских государств. Его дипломаты отмечают, что они «сегодня разделены как никогда из-за процесса нормализации отношений некоторых с Израилем с одной стороны, и конфликтов между самими арабскими странами, с другой». А это препятствует «любой достойной региональной интеграции», цель которой, согласно замыслу Алжира, «состоит в том, чтобы достичь общего знаменателя между всеми арабскими государствами по основным вопросам, включая Палестину и Сирию. Будучи солидарными по ним, арабы смогут решать текущие общие проблемы в различных областях, тем более, что для решения этого вопроса нет материальных проблем».

Конечной же целью действий источники из МИД АНДР видят в том, чтобы воспользоваться «новыми геополитическими условиями, сложившимися в результате боевых действий на Украине. Далее через позиционирование в ЛАГ, поддерживая законное право палестинского народа на создание своего независимого государства со столицей в Аль-Кудсе (Иерусалим – авт.), продвигая таким образом высшие интересы арабской нации, Алжир приобретет стратегический вес в регионе».

Заметим, что уже сейчас алжирский МИД, готовящий саммит ЛАГ, заявляет об успехах на данном направлении. Он утверждает, что его «аргументация полностью соответствует насущной действительности, и выступления его главы убедили многих глав государств. Подтверждением этого является присоединение к позиции АНДР Ливана, Кувейта, Ирака, Туниса и Сирии».

Однако как представляется, такая эйфория преждевременна, поскольку, во-первых, до саммита еще более трех месяцев и большинство арабских государств не поддержало открыто действия Алжира или выступает против них.

Соответственно, его МИДу и особенно Рамтану Ламамре предстоит проделать колоссальную дипломатическую работу.

Оценивая ее направления, предположим, что на первом этапе их целью явится демонизация ими конкурента Алжира – Марокко, поддерживаемого Израилем и аравийскими монархиями. Несмотря на то, что из этого списка, кажется, выпадает Кувейт, остальные арабские страны Персидского залива, за исключением, вероятно Омана и Катара, будут активно отстаивать свои интересы и отказаться от поддержки «родственного» идеологически и политически Марокканского королевства им будет сложно.

Иными словами, на этом пути Алжиру придется столкнуться с довольно мощным саудовско-эмиратским блоком, «прогнуть» который, как видится, ему будет очень сложно из-за несоразмерных финансовых ресурсов.

Во-вторых, попытка легализации режима Асада, несмотря на то, что еще несколько лет назад некоторые аравийские монархии вроде ОАЭ продемонстрировали готовность постепенно восстановить с ним отношения, как представляется, станет ключевым препятствием для удовлетворения растущих алжирских политических амбиций.

И в первую очередь на пути их скорее всего станет Саудовская Аравия, которая при помощи огромных денежных ресурсов попытается «перекупить» сделавшие проалжирские заявления страны вроде Туниса и Ливана, находящиеся в крайне тяжелом финансово-экономическом положении.

С другой стороны, на их позицию попытаются надавить и Израиль и особенно страны Запада, опасающиеся того, что за подобными действиями Алжира стоит Россия, пытающаяся укрепить своего сирийского союзника. Ей они максимально выгодны в том числе потому, что Запад будет вынужден реагировать на его «выпады» и отвлекать на них внимание и ресурсы в том числе от Украины.

Однако сложность действий на этом направлении состоит в том, что чтобы не разозлить Алжир, ссора с которым в такой момент, как показывает ситуация с Испанией, может стоить очень дорого ввиду его энергетической значимости для Европы на фоне обострения отношений Евросоюза с Москвой.

Поэтому скорее всего, контрработа против АНДР будет осуществляться через «третьих лиц» и в том числе по каналам спецслужб.

52.24MB | MySQL:103 | 0,457sec