О перспективах очередного раунда переговоров Турции, Швеции и Финляндии

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) анонсировал новую трехстороннюю встречу с участием шведской и финской делегаций. Ожидается, что стороны возобновят переговоры о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО в августе.  Подписание трехстороннего меморандума на саммите НАТО в Мадриде преподносилось как прорыв в переговорном процессе. Однако очень быстро стало понятно, что финское и шведское правительства не готовы выполнять выдвинутые турецким лидером требования в той степени, которая ожидалась в Анкаре.

Так, президент Финляндии Саули Ниинистё по возвращении в Хельсинки заявил, что намерен продолжить оказывать гуманитарную помощь курдским Силами народной самообороны (СНС/YPG) в дальнейшим[i]. По его словам, меморандум предусматривает отказ лишь от политической и экономической помощи курдским организациям. Кроме того, он подчеркнул, что Финляндия не намерена выдавать Турции тех лиц, в отношении которых суд уже вынес решение об отказе в экстрадиции.

В Швеции совсем недавно Верховный суд приостановил выдачу гражданина Турции, посчитав основания для экстрадиции недостаточными. Здесь мы сталкиваемся с колоссальной разницей в законодательстве Турции с одной стороны и Швеции и Финляндии с другой. Действия, которые турецким законодательством рассматриваются как террористическая деятельность, в Швеции и Финляндии не являются уголовно наказуемыми. Куда более перспективно выглядит возможность достичь прогресса в вопросах поставок вооружения в Турцию (приостановлены в 2019 году), а также помощь Финляндии и Швеции, членов ЕС, в вовлечении республики в инициативы Евросоюза в области безопасности.

Фахреттин Алтун (тур. Fahrettin Altun), глава Управления по связям с общественностью в администрации президента Турции, в интервью шведской газете Expressen отметил[ii], что:

– соглашение со Швецией и Финляндией мы рассматриваем как победу «жертв террора», совершенных курдской РПК и заговорщиками, причастными к движению Гюлена;

– для Турции важно значение снятия эмбарго на поставки оружия, введенного в 2019 году. Потому что это неестественная ситуация – эмбарго на поставки оружия между странами НАТО;

– (про список из 73-х «террористов») важно не количество лиц, а то, выдаст ли Швеция их в соответствии с двусторонними и международными соглашениями;

– (предоставляла ли Турция Швеции списки разыскиваемых лиц, которых Турция считает террористами? Кто они?) все рассматриваемые лица связаны с РПК, YPG или FETÖ, которые в меморандуме названы террористическими организациями. Таким образом, этот статус был признан Швецией. Эти лица представляют угрозу не только для Турции, но и для шведского народа и интересов Швеции;

– Финляндия и Швеция подтверждают, что РПК является запрещенной террористической организацией. Финляндия и Швеция привержены предотвращению деятельности РПК и всех других террористических организаций;

– с дипломатической точки зрения ясно, что Турция не пошла ни на какие уступки в отношении своих законных требований. Тем не менее, трехсторонний меморандум (в Мадриде) был прежде всего об уважении памяти жертв терроризма и привлечении их близких к правосудию. Некоторые из лиц, которых Швеция до сих пор защищала как лиц, ищущих политического убежища, или под другими именами, причинили много боли в Турции и других странах. Всего шесть лет назад FETÖ осуществила попытку государственного переворота, в результате которой погиб 251 человек;

– секретных соглашений не существует и то, что Турция говорит за закрытыми дверями, совпадает с тем, что говорится в публичном контексте. Правительство в Анкаре положительно относится к членству Швеции и Финляндии, но старается не быть слишком оптимистичным. Было бы неправильно представлять меморандум, который был подписан в Мадриде, как членство в НАТО само по себе. Речь шла о передаче приглашения. Причина, по которой мы согласились, заключалась в том, что Швеция письменно обязалась принять необходимые меры против терроризма. Турция проверит, выполняет ли Швеция свои обязательства. Позвольте мне пояснить: мы являемся частью альянса, к которому сегодня хочет присоединиться Швеция, вот уже 70 лет. Мы вторая по величине армия НАТО. Оценку здесь будет давать Турция;

– (должна ли Швеция стать членом НАТО?) Решающим фактором будет то, будут ли выполнены обещания, данные Швецией. Вступит Швеция в НАТО или нет, зависит от того, выполнит ли она свои письменные обязательства;

– (насколько важно для Швеции стать членом НАТО?) Шведское правительство уже выступало за потенциальный вклад Швеции в НАТО. Конечно, для мира и стабильности чрезвычайно важно, чтобы НАТО было сильным и адаптировалось к возросшим угрозам. Вопрос, который необходимо задать, заключается в том, разделяют ли страны, вступление которых обсуждается, ценности и цели НАТО[iii];

– (повлияет ли соглашение на выборы в Турции?) Было бы неправильно связывать процесс вступления Швеции в НАТО с выборами в Турции в следующем году. Турецкий народ поддерживает борьбу с терроризмом в целом. Борьба с терроризмом — это государственная политика. Как государственный деятель, президент Эрдоган продолжает защищать интересы Турции во все времена и на всех платформах.

Пока же в Турции намерены тормозить процесс расширения Североатлантического альянса[iv]. Ратификация шведской и финской заявок в турецком парламенте, необходимая для включения новых членов в состав НАТО, не произойдет без удовлетворения всех запросов на экстрадицию. По крайней мере, на этом продолжает настаивать президент Турции Р.Т.Эрдоган.

В заключение хотелось бы отметить, что в последние несколько лет официальные лица Турции выступают за евроинтеграцию, однако реальные шаги на пути к этому не предпринимаются[v]. Некоторые из озвученных властями намерений и вовсе противоречат европейским устоям. Так, союзник Реджепа Тайипа Эрдогана по правящей коалиции Девлет Бахчели (тур. Devlet Bahçeli) заговорил о введении в Турции смертной казни[vi] (отменена в 2004 году): по его словам, данная мера применима в случае таких преступлений как жестокое обращение с детьми, сексуальное насилие и убийства. Здесь, безусловно, стоит сделать поправку на взгляды господина Д.Бахчели, придерживающегося правых, националистических идей. В случае, если Финляндия и Швеция выполнят требования Эрдогана по экстрадиции членов Рабочей партии Курдистана и движения «Хизмет», вновь встанет вопрос о турецком законодательстве в сфере терроризма.

 

[i] https://www.hs.fi/politiikka/art-2000008915885.html

[ii] https://www.expressen.se/nyheter/turkiet-kan-stoppa-sveriges-nato-avtal/

[iii] Стратегическая концепция НАТО 2022 года // Принята главами государств и правительств на встрече в верхах НАТО в Мадриде 29 июня 2022 г. / North Atlantic Treaty Organization, 2022. – 12 р.

[iv] Попытки Турции стать частью Евросоюза берут свое начало еще в ХХ веке. Формально заявка на вступление была подана еще в 1987 году, а переговорный процесс начался в нулевые, однако о каких бы то ни было видимых результатах говорить не приходится. Более того, риторика турецкого правительства часто менялась – от идеи вступления в ЕС то отказывались, то объявляли данный шаг стратегической целью республики.

[v] https://www.trthaber.com/haber/gundem/iletisim-baskani-altun-turkiyenin-her-kosulda-hedefi-adil-barisa-katki-sunmaktir-690741.html

[vi] https://www.trthaber.com/haber/gundem/bahceli-gerekiyorsa-idam-cezasi-tartismaya-acilmalidir-689350.html

52.21MB | MySQL:103 | 0,507sec